Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон против Царских врат и громко произносит: «Благослови, владыко!», – т.е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословено (т.е. достойно прославления) Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно (всегда) и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь!» (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно «миром», т.е. примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем что-нибудь против ближнего (Мф. 5, 23–24). Высшее благо, о котором следует молиться,– это душевный мир и спасение души: «о свышнем (небесном) мире, и спасении душ наших»; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, например, после внимательной исповеди и достойного Причащения Святых Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной вечере (Ин. 14 27). «О мире всего мира» – чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). «О благостоянии святых Божиих Церквей», чтобы православные Церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, «о соединении всех» верующих в единое стадо Христово (Ин. 10, 16). Молимся «о святем храме сем», который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него («в онь») с искренней верой, благоговением и страхом Божиим. Молимся о Патриархе, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотой христианской веры и нравственности; о властех, которые охраняют свободу православной веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан, «о граде сем (или веси – селении)», в котором мы живем и трудимся, о «всяком граде, стране, и верою живущих в них», молимся также по чувству христианской любви и обо всех других городах и окрестностях (стране – стороне) его и обо всех живущих в них верующих людях, «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных», молимся о хорошей, благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. «О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их» – все эти лица преимущественно перед всеми нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: «О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды». Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». В последних словах ектений, «помянувше», т.е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: «Яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.

После великой ектений поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа», разделяемые малой ектенией «паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся». В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от нетления жизнь нашу, и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных (решит окованныя), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников. Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также «антифонами». В двунадесятые Господские праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются, вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!» А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» (в Рождество Христово), или: «во Иордане крестивыйся» (в Крещение Господне), или: «Воскресый из мертвых» (в Пасху) и тому подобное... «поющия Ти: аллилуиа!» (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом («непреложно» – неизменно «вочеловечивыйся»), принявши человеческую плоть (тело) от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и, будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть – «смертию смерть поправый», один из трех Лиц Святой Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Святым Духом.

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3–12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердным к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание («ижденут») и смерть за Христа, т.е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда («мзда») на небесах. В великие Господские праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств Царские врата открываются для малого входа. В конце пения блаженств священник берет с престола Святое Евангелие, передает его диакону и выходит в предшествии диакона, несущего Святое Евангелие, северными дверями на амвон[13]. Этот выход священнослужителей со Святым Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских вратах и, возвышая Святое Евангелие, громко возглашает: «Премудрость! Прóсти!»; входит в алтарь и полагает Святое Евангелие на престоле. Возглас «Премудрость! Прóсти!» напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка славянское слово «прóсти» значит «правильно», «прямо»), т.е. быть внимательным, сосредоточенным в мыслях. Смотря на Святое Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен сый), поющия Ти: аллилуиа!» После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого Серафимами, принять и от нас ангельскую (Трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы «Яко свят еси, Боже наш» он произносит вслух.

Далее поется Трисвятое (Святый Боже). В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу) и день Святой Троицы, а также в субботы – Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды). Аллилуиа», потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали святое крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) и в третью Неделю (воскресенье) Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо Трисвятого поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

По окончании Трисвятого читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний святых апостолов, семи Соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий святого апостола Павла – по особому указателю). К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами «Вóнмем» (будем внимать!), «Мир всем!», «Премудрость!» и пением прокимна – особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Святого Духа, с которой апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника «Мир всем!» нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем поется «Аллилуиа» три раза с произнесением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно знакомится с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании – совершить крестное знамение с поклоном, троекратно.

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления». Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся (молимся Тебе), услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже». Следуют сугубые прошения: о Патриархе, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем архиерее и всей во Христе братии нашей (обо всех верующих христианах); о священниках, монахах, состоящих в священном сане, и обо всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и о создателях святого храма, и обо всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, – блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), жизни, мире, здравии, спасении, посещении (чтобы Он посетил, не оставил Своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих, братии святого храма сего (т.е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектений говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем – причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие обще при ходе кие религиозно-нравственные нужды).

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил Святого Крещения («соединить их святей... Церкви»). Во время этой ектений священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: «да и тии с нами славят», т.е. чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы оглашении, изыдите». Оглашенные в точном смысле существуют и теперь; все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас «оглашенных». Мы, крещеные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах «оглашеннии, изыдите» мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: