Игра в «почту»

Подготовку к этой игре хорошо начать незадолго до какого-нибудь праздника. Перед экскурсией на почту де­тям надо сказать, что во время прогулки они пойдут на почту покупать конверты, а вечером будут.писать позд­равления мамам и папам. На почте надо обратить вни­мание детей на то, как там продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки; рассказать о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, ко­му они написаны. Почтальон каждый день носит во все. дома газеты, журналы, письма. Можно послать и по­сылку - - положить в ящик игрушки или конфеты, пе-Ченье.

После осмотра почты и рассказа воспитателя каж­дый ребенок должен купить конверт и марку. С этими покупками дети возвращаются домой. Вечером воспита­тель говорит им о том, что скоро будет праздник. Надо послать маме и папе подарок. Раздав детям бумагу и цветные карандаши, он предлагает им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Рисунок должен быть очень аккуратный — надо очень стараться, потому что это подарок. Когда рисунки будут сделаны, нужно посо­ветовать детям'написать под ними «Маме и папе» и под­писать сво'в имя. В старшей группе это не представляет для детей.никакого труда. Затем воспитатель дает каж­дому ребенку купленный им утром на почте конверт, просит аккуратно положить в него свой рисунок, показы­вает, как заклеить конверт, как и где приклеить марку. Дети очень старательно это делают, и воспитатель, по­дойдя к каждому из них, надписывает на конверте адрес его родителей, показывая ребенку, что пишет название улицы, где он живет, номер его дома и квартиры, а вни­зу — адрес детского сада и имя ребенка-ошравителя. J20


[ «Посмотрят мама и папа на конверт, — говорит детям |. воспитатель, — и сразу узнают, от кого письмо, кто его писал». Похвалив детей за хорошо сделанные рисунки, надо сказать им, что мама и папа будут очень рады по­лучить к празднику такой подарок и что завтра они пой­дут отправлять свои письма. На следующий день во вре­мя прогулки надо подойти к ближайшему почтовому ящику, чтобы каждый из детей сам опустил в него свое f письмо. После этого полезно побеседовать с детьми о! том, что они видели на почте, рассмотреть с ними соот­ветствующие открытки, картинки, рисунки и составить рассказы по их содержанию. Для этой цели можно взять иллюстрации к «Почте» С. Я. Маршака или другие ри­сунки с изображением почтальона, несущего корреспон­денцию, вручающего письмо или газеты, людей, опус­кающих в почтовый ящик письма, читающих письмо и т. д. Узнав на почте, в какие часы происходит выемка писем из ближайшего почтового ящика и в какое время почтальон носит корреспонденцию в соседние дома, в один из дней во время прогулки надо опять пойти с деть­ми к почтовому ящику и показать им, как подъезжает почтовая машина, как высыпают в мешок письма, опу­щенные в почтовый ящик, и как машина едет дальше. Все это, конечно, нужно не только показать, но и объяс­нить ребятам. Они поймут, что письма, опущенные ими, увезли на машине для того, чтобы почтальон мог их вру­чить папе и маме. Во время другой прогулки (утренней) нужно пронаблюдать с детьми, как идет в соседние дома почтальон, какая у него полная сумка, как там много га­зет и писем и с какой «похудевшей» сумкой он возвра­щается назад.

Воспитатель должен заранее договориться с родите­лями о том, что, -во-первых, письма, полученные ими от детей, должны к их приходу домой на праздник лежать на видном месте (чтобы ребенок увидел, что то самое письмо, которое он сам опускал в почтовый ящик, лежит у него дома, что мама и папа получили его). Родители должны поблагодарить ребенка, чтобы он понял, что обоим письмом и рисунком доставил им радость. Во-вто­рых, родители тоже должны послать на адрес детского сада письмо своему ребенку, в нем поблагодарить сына или дочь за рисунки и вложить в конверт какую-нибудь открытку. На конверте должно стоять имя ребенка, ко-


 

торому адресовано.письмо. Письма от родителей не сле­дует отдавать детям до тех пор, пока не придут письма для каждого из л'их. Тогда всю лачку писем надо отдать почтальону и попросить его прийти в детский сад во вре­мя.прогулки. Он сам должен вручить каждому из детей письмо от родителей. Придя с прогулки, дети читают по­лученные письма, рассматривают и показывают друг другу вложенные в конверты открытки.

Теперь надо провести с детьми обобщающую беседу по картине (можно использовать иллюстрации к «Поч­те» С. Я- Маршака), показать диафильм соответствую­щего содержания. Беседу по картине или просмотренно­му фильму надо построить так, чтобы в ней дети могли отразить то, что узнали сами, когда были на почте, что наблюдали во время прогулок (как разносит письма почтальон, как вынимают письма из почтового ящика). На вечерних занятиях надо вместе с детьми сделать •j все необходимые для игры атрибуты: аккуратно наре­зать почтовую бумагу по выкройке, данной воспитате­лем; вырезать и склеить маленькие конверты; из цветной бумаги нарезать марки и аккуратно приклеить их в пра­вом верхнем углу конверта; склеить вместе с воспитате­лем почтовый ящик для писем и повесить на стену в групповой комнате; сделать сумку, в которой почтальон будет носить газеты, журналы, письма; нарезать деньги для .посетителей почты; сделать им кошельки.

Для игры надо принести в группу газеты и журналы (желательно детские, например «Пионерскую.правду», «Веселые картинки»), часть которых будут продавать на почте, а другую часть почтальон разнесет, по домам. Можно предложить детям взять для игры и те открытки, которые они получили по почте от своих родителей.

Надо помочь детям устроить помещение почты, по­весить почтовый ящик, посоветовать аккуратно разло­жить для продажи отдельными стопками конверты, бу­магу, марки, открытки, газеты, журналы, проследить за тем, как дети будут распределять роли, а если они сами не сумеют с этим справиться, помочь им. Если на вопрос воспитателя о том, во что они будут играть и что будут делать, дети не сумеют дать четкий ответ, если станет ясно, что определенного замысла у них нет, надо.помочь им сформулировать его. Можно предложить детям по­здравить друг друга с праздником, купить журнал и почи-122


его сыну или дочке; вынутые из почтового ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортиро­вать их и дать почтальону для вручения адресату; ког­да почтальон принесет письмо, ответить на него письмом и т. д. Если совета воспитателя оказывается для органи­зации игры мало, надо, чтобы он сам включился в игру. Необходимо, чтобы дети, играя, были- вежливы друг с другом (здоровались с почтальоном, благодарили за до­ставку писем, газет, журналов).

Когда игра будет освоена и займет прочное место в игровом репертуаре детей, надо объединить ее с други­ми играми, например в «семью» (почтальон приносит газеты и журналы, письма; семьи в письмах поздравля­ют одна другую с праздником, пишут приглашения, по­купают на почте конверты и марки и т. д.) или в «дет­ский сад» (дети пишут родителям, ходят на экскурсию на почту, покупают конверты и марки, получают письма Рот родителей и т. д.).

Игра в «улицу»

Как правило, дети очень любят прогулки по улице и с удовольствием смотрят на несущиеся мимо машины, [ троллейбусы и автобусы, яркие витрины магазинов, де­ловитых пешеходов.

Перед введением новой игры надо провести несколь­ко прогулок по улице. На одной прогулке следует пока­зать детям улицу и обратить их внимание на то, что на улице много домов -- новых,и старых, очень высоких и ' низких, разного цвета; можно посчитать с детьми этажи у нескольких домов. Дома на улице различаются потому, что в одном живут люди, в другом находится аптека, в третьем — ателье или почта, в четвертом — магазин, в пятом — фотоателье или парикмахерская и т. д. Нужно показать ребятам, что тут живут мамы, папы, дети; тут школа, сюда дети приходят учиться; а там булочная — можно купить хлеб, булки, сухари, бублики, печенье; вот больница, если заболеют мама, папа, дочка, идут в боль­ницу лечиться. Надо так рассказать о каждом доме, что­бы детям было интересно, словно они впервые идут по этой улице. Ребята с удовольствием будут рассматри­вать здания, читать вывески: «Магазин», «Ателье», «Бу­лочная», «Аптека».


На другой прогулке надо показать детям, как много на улице разных машин: на одних ездят люди, на дру­гих -возят хлеб, на третьих — молоко, четвертые убира­ют снег или, еслц дело происходит летом, поливают ули­цу, подметают. есть машины, на которых возят больных. Показав детям троллейбусы и автобусы, следует расска­зать, что они воз^т людей на работу, домой с работы, в театр, кино, детей в детский сад, объяснить, как надо себя вести в троллейбусе (не толкаться, уступать место старым и больным и т. д.). Если на улице дети увидят трамвай или станцию метро, нужно рассказать и о них. На третьей прогулке воспитатель должен рассказать детям о пешехода*: на улице много людей, они идут и на работу, и с работы, и ib кино, и в больницу. Возле мага­зина можно показать людей, которые заходят туда за покупками, у кинотеатра -- тех, кто спешит на очеред­ной сеанс, около школы - - школьников, которые идут учиться, и т. д. Надо сказать детям, что людей на улице много, все -спешат, поэтому по ней надо ходить так, что­бы никому не мешать. На улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по мостовой ходить нельзя — там едут маши­ны, авто-бусы, троллейбусы.

На четвертой прогулке надо показать детям, как пе­шеходы переходят улицу. Остановившись на перекрест­ке у светофора, воспитатель должен объяснить детям его назначение, показать, как при красном свете транс­порт останавливается, а при зеленом едет, как перехо­дят улицу люди в.зависимости от света светофора (сто­ят при красном и «дут при зеленом), как они смотрят сначала налево, а дойдя до середины мостовой, — на­право. Надо сказать детям, что нельзя перебегать улицу, а надо переходить ^е спокойно. Следует показать детям милиционера и объяснить, что он следит за порядком: чтобы все шли спокойно, не бегали по мостовой, перехо­дили улицу только по пешеходным дорожкам при зеле­ном свете, а при красном стояли. Милиционер помогает переходить улицу старушкам, а если через дррогу идет много ребят, он останавливает машины, пока дети не пройдут. Милиционер следит, чтобы на улице не сорили, бумажки бросали не на тротуар и мостовую, а в урны. На улице должно быть чисто, -поэтому улицу убирают: дворники подметают^ поливают, когда жарко, зимой чи-124


стят тротуары от снега, посыпают песком, чтобы не бы­ло скользко и люди не падали. Мостовую убирают ма­шины (о них дети уже узнали на одной из прогулок и видели их в действии). Если прогулку проводят двое взрослых (два воспитателя или воспитатель с педаго­гом), то один из них должен попросить милиционера • приостановить движение и -перевести детей на другую сторону, чтобы научить их правильно переходить улицу. То, что дети узнали на прогулке, надо закрепить, рас­сматривая картинки, открытки. Так, после первой про­гулки-экскурсии можно рассмотреть рисунки, на кото­рых изображена улица с домами; после второй — изоб­ражения машин разных видов: легковых, грузовых, са­мосвалов, для перевозки молока, хлеба, поливающих улицу, подметающих улицу, убирающих снег, посыпаю­щих песком, автобусов, троллейбусов, трамваев, метро. Кроме того, надо показать рисунки, на которых изобра-| жево внутреннее помещение автобуса-или троллейбуса. [ Рассматривая их, следует рассказать детям: «Кондук-1'тор дает билет, мальчик уступает место бабушке: бабушке трудно стоять, а мальчик сильный, он может постоять; вот сидит мама с дочкой, ей уступили место: | дочка маленькая, ее будут толкать, а маме тяжело ее держать на руках; инвалиду тоже надо уступить место; I надо помочь старушке сойти с автобуса или троллейбу-' са» (картинки такого содержания есть в букварях, «Родной речи»). Когда дети усвоят это,.полезно рассмот-г реть с ними рисунок с отрицательным содержанием: си­дит, развалясь, мальчик, а рядом стоит старушка (напри­мер, иллюстрацию к стихотворению С. Михалкова «Риф­ма») — и спросить, правильно ли ведет, себя мальчик, хороший ли он и почему дети, думают, что он плохой. Надо объяснить, что и в трамвае, и в метро надо усту­пать место старым и больным, не толкаться и т. д.

После третьей прогулки следует показать детям кар-. ' тинки, где нарисованы пешеходы на улице. Рассматри­вая изображенных людей, нужно рассказать о них: «Вот школьники идут с портфелями, они торопятся в школу; вот бабушка идет в магазин, у нее в руках большая сумка; вот дядя идет к остановке троллейбуса или к метро, он спешит на работу; вот мама гуляет с дочкой, показывает ей улицу, дома, машины; вот мальчик несет коньки, он идет на каток, будет кататься на коньках по


льду» и т. д. Очень хорошо.показать детям картинку, на которой изображено, как школьники помогают старушке нести тяжелую сумку или переводят ее через дорогу. Можно показать рисунок, оде изображен мальчик, под­нимающий что-то с тротуара: «Мальчик нашел кошелек, это та тетя -уронила. Сейчас он ее догонит и отдаст ей». После четвертой прогулки-экскурсии надо показать детям изображение перекрестка, рассмотреть переходя­щих улицу пешеходов, опросить у детей, какой, по их мнению, сейчас свет на светофор-е и почему они так ду­мают. Для этого можно.взять иллюстрацию к стихотво­рению Михалкова «Смена». В беседе закрепляются те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулки. Все картинки, по которым проводились бесе­ды, вывешивают в групповой. После четырех целевых прогулок ло улице, рассматривания картинок,.бесед, проведенных.воспитателем, надо подытожить все, что де­ти узнали аб улице. С этой целью воспитатель должен провести с. ними беседу ло большой картине, на которой изображены и разные дома, и пешеходы, и идущий транспорт, и перекресток.с милиционером, светофором, переходящими улицу людьми. Хорошо показать детям и диафильмы, в которых есть кадры такого содержания. После каждой экскурсии впечатления, полученные детьми, закрепляются в разных видах деятельности. Так, после первой прогулки детям на занятии предлагают на­рисовать различные дома, находящиеся на улице; во время игры «воспитатель советует построить рядом много разных домов из строительного материала и сделать улицу; на занятиях по конструированию детям раздают выкройки домов разной величины, сделанные из бумаги нескольких цветов. Под руководством воспитателя дети должны склеить из этих выкроек дома, наклеить на них двери и окна или нарисовать их, если дом белый. На одном доме окна наклеить в один-два ряда — в этом доме будет всего один-два этажа; на другом наклеивают четыре-пять рядов окон - - это соответственно четырех-или пятиэтажный дом. Детям раздают аккуратные вы­вески, которые они наклеивают над дверями домов: «Школа», «Детский сад», «Ателье», «Почта», «Библио­тека», «Аптека», «Парикмахерская», «Больница» (или «Поликлиника»), «Магазин», «Булочная», «Фотогра­фия», «Кино» (или «Театр»), Можно сделать большую 126


букву «М», обозначающую вход в метро. Надо объяс-/яить детям, на какие дома лучше наклеивать те или иные вывески; так, «Детский сад» — на дом, в котором два этажа («У нас сколько этажей в детском саду? Два, верно»); «Ателье» — на одноэтажное здание (если дети видели именно специальное одноэтажное типовое здание ателье). Когда дети будут наклеивать окна на дом, в котором будет магазин, надо им напомнить, что окна в магазине большие, и можно посоветовать нарисовать на них овощи и фрукты, как будто лежащие на витринах. Возле двери почты и еще на каком-нибудь доме можно посоветовать детям наклеить синий прямоугольник -почтовый ящик. Каждый ребенок должен сделать на за­нятии один дом. Два дома делает воспитатель (один — готовый образец, который показывает детям в начале за­нятия, а другой — тот, который воспитатель склеивает у них на глазах, обучая их). Так получается целая улица. После занятия все дома надо аккуратно спрятать для последующей игры.

После второй прогулки надо предложить детям на занятии нарисовать какую-нибудь из тех машин, кото­рые они видели на улице. Перед этим нужно спросить у I каждого, какую машину он будет рисовать. В конце за-{. нятия следует показать детям все рисунки, называя I изображенные на них машины. Во время свободных игр }' детей нужно собрать все машины, какие имеются в груп­пе, и превратить часть из них в специализированные: к одному металлическому грузовику сделать картонный кузов с надписью «Хлеб», к другому — свернутый труб­кой картон и надписать «Молоко», к легковой машине прлклеить маленький красный крест — на ней будут во­зить больных. Нужно посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и по­играть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылеплен­ные из пластилина овощи и фрукты, в булочную на спе­циальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, ло улице едет пожарная машина.

После третьей прогулки, на которой основное внима­ние детей привлекалось к пешеходам, на занятии лепкой нужно предложить каждому ребенку вылепить из глины кого-нибудь из людей, которых они видели на улице. На­до напомнить детям: «Можно лепить мальчика с порт-


фелем, девочку и маму, можно тетю с сумкой или мили­ционера». Воспитатель должен спросить у каждого, кого он будет'лепить, а потом рассмотреть изделия детей, дать каждому из них оценку и спрятать.

Наконец, после четвертой прогулки надо предложить детям нарисовать перекресток, -светофор и машины или пешеходов на перекрестке (по желанию). Во время иг­ры можно посоветовать детям сделать перекресток и од­ному из них быть милиционером, а остальным машина­ми и пешеходами. Милиционер, поворачиваясь то в од­ну, то /в другую сторону, движением палочки направляет движение транспорта и лешеходов и т. д.

в «улицу».

Кроме склеенных детьми домов и вылепленных ими из пластилина фигурок, к игре в «улицу» воспитатель должен.приготовить и другие атрибуты. Так, нужно сде­лать картонные фигурки пешеходов (можно поручить детям.раскрасить одежду на этих фигурках). Если игра в «школу» уже освоена детьми, то. в игре в «улицу» можно использовать картонные фигурки школьников (они идут по улице -в школу). Выстроенные по росту матрешки (они всегда есть в каждой группе) могут изо­бражать гуляющих детей из детского сада во главе с вое-


писательницей большой матрешкой. Хорошо, если воспитатель приготовит для улицы урны и светофор (с 1 одной стороны на нем будет красный свет, с другой -Ьеленый, время от времени светофор нужно поворачи­вать). Для игры должны быть приготовлены и игрушеч-Вгые трамваи, троллейбусы, автобусы — все машины, ка­кие имеются в группе.

Затем воспитатель говорит детям, что они будут иг­рать в «улицу», но для этого сначала надо ее построить. ^>аздав домики, он предлагает детям сделать ровную, Красивую улицу, советует (если дети испытывают за-•труднения), как лучше расположить на ней дома. Когда •все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пу-Встая: по тротуарам идут люди, а по мостовой едут маши-Kbi. Он предлагает детям сделать на улице тротуары. ИПо'Сле этого воспитатель говорит: «Сейчас на улице ни-Вкого нет, а когда пойдут люди, куда они будут бросать •бумажки,. сор? Надо поставить урны». Детям раздают •урны,' и они расставляют их на тротуаре. Воспитатель ^рассказывает о «жизни» улицы, предлагая детям по хо-|ду.повествования совершать те или иные действия: «Пер­вый на улицу приходит дворник. Он смотрит, чистый ли [тротуар, нет ли сору, и подметает тротуар. Таня, помоги ;дворнику подмести этот тротуар, а ты, Витя, помоги 1, убрать другой тротуар. (Дети берут фигурки дворников и I подметают улицу.) Вот теперь оба тротуара чистые. • Приезжают машины и убирают мостовую — сначала од-F на подметает, а потом другая поливает, чтобы мостовая I тоже была чистая. Толя, ты шофер. Подмети своей ма-I шиной мостовую. Юра тоже шофер. Он сейчас польет Ш мостовую водой. (Дети двигают машины и убирают мо­стовую.) Теперь улица чистая. Вот идет на пост мили-[ ционер. Гена, помоги милиционеру стать на пост. Вот так, хорошо. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах, м.ного машин. (Дети вывозят на улицу машины.) Вот идут в школу дети. Помогите им дойти быстро. В школу нельзя опаздывать. (Фигурки школьников проходят к школе, и их ставят за школьным зданием, как будто они вошли внутрь.) На улице много народу: идут в мага­зин, к доктору, на работу. (Дети играют с фигурками -двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.) Вот машина привезла в магазин фрукты и ово­щи. Надо ее разгрузить. Женя, помоги разгрузить ма-

9 Заказ ИЗ 129


шину. Вот едет пожарная машина, вот машина с крас ным крестом — в ней везут больного или к нему еде! доктор. А вот в булочную привезли хлеб, бублики. Наде разгрузить машину. А вот дети вышли на прогулку. По­могите детям перейти улицу, им надо в фотоателье, а оно на другой стороне. Надо попросить милиционера остановить машины». (Матрешка—воспитательница под­ходит к милиционеру и говорит с ним, после чего он по­ворачивается лицом к идущему транспорту, на светофо­ре загорается красный свет -- движение останавлива­ется. Дети спокойно переходят улицу.) Несмотря на то что игра проводится в группе впервые, воспитатель не должен показывать детям игровые действия: они просты и вполне им доступны. Задача воспитателя — объеди­нить все игровые действия детей общим замыслом и по­мочь им реализовать его, развить сюжет игры. Такая форма игры - - рассказ воспитателя, иллюстрируемый игровыми действиями детей, — вполне им посильна, а возможность действовать в соответствии с рассказом вос­питателя помогает детям полностью овладеть и замыс­лом, и содержанием игры. Более того, эта форма игры, не являясь в полном смысле ролевой, так как дети еще не взяли на себя определенные роли, служит хорошей.подготовкой к ролевой игре на эту тему, так как воспи­татель своим рассказом помогает вычленить и диффе­ренцировать отдельные ролевые действия,.направляя та­ким образом самостоятельные поиски детей.

Если первая игра проведена воспитателем эмоцио­нально, интересно, возникшие на ее основе последующие самостоятельные игры детей будут сюжетно-ролевыми: дети уже возьмут на себя определенные роли (шофера, дворника, милиционера, воспитательницы, бабушки • и т. д.), в соответствии с которыми и будут действовать в процессе игры. Игра в «улицу» открывает большие возможности для творчества детей и, развиваясь, может быть объединена с другими игровыми темами.

Игра в «ателье»

Введение этой игры целесообразно приурочить к то­му времени, когда дети научатся производить измерения, когда у них сложатся четкие представления о длинном., коротком, широком, узком. 130


Подготовку к игре надо начинать, как обычно, с экс­курсии. Если такую экскурсию провести нельзя, эту иг­ровую тему следует заменить другой (например, игрой в «фотоателье» или «мастерскую») в зависимости от тех конкретных условий, которые окружают детский сад. Во время экскурсии в ателье надо показать и объяснить де­тям смысл, значение деятельности каждого работника (приемщица принимает заказ и записывает на квитан­ции, чья это ткань и что из нее хотят шить; закройщица измеряет ткань и снимает мерку с заказчика, чтобы знать, выйдет ли из ткани платье и какой длины и шири­ны надо его шить; портниха сначала сметывает одежду, чтобы закройщица могла примерить, хорошо ли, пра-Iвильно ли шьют, и т. д.). При этом необходимо под­черкнуть коллективный характер труда (и приемщица, и закройщики, и портные -- все работают вместе для то­го, чтобы сшить хорошую, красивую одежду: платья, "пиджаки, брюки, пальто, юбки, кофты, сарафаны).

После экскурсии в ателье хорошо повести детей в ма-'' газин готовой одежды и, указав на ассортимент, расска­зать, что все это шьют в ателье. Если не удастся повести детей в магазин, надо в ателье рассказать им, что здесь шьют одежду и отдельным заказчикам, и для магазинов. Результаты экскурсии надо, как всегда, закрепить в беседе по картинке, открыткам, изображающим то, что дети видели,в ателье: как снимают мерку, кроят мате­рию, примеряют заказчику то, что шьют, как шьют и т. д. Надо рассмотреть с детьми рисунки, где изобра­жено, как мама шьет и примеряет платье дочке, как про­дают одежду в магазине и кто-нибудь примеряет поку­паемую вещь и т. д. Те открытки, рисунки, картинки, по которым воспитатель проводил беседу с детьми и по со­держанию которых они составляли небольшие рассказы, вывешивают в группе, чтобы дети при желании могли их сами рассматривать. Затем воспитатель спрашивает, есть ли у кого-нибудь из детей новая одежда и откуда она: купили или сшили, кто шил, видел ли ребенок, как ши­ли. Ребятам надо дать возможность рассказать, кому и как сшили или купили новую одежду.

Во время первой игры дети исполняют роли родите­
лей, а все остальные роли поочередно исполняет воспита­
тель. Это необходимо для того, чтобы познакомить детей
с игровыми возможностями темы. Вместе с тем такая
9* 131



организация игры предполагает активное участие в ней детей, которые в качестве родителей сначала изображают покупателей в магазине, потом клиентов в ателье. При этом дети овладевают игрой в ходе самой игры. Процесс обучения проходит для них незаметно, дети получают от игры удовольствие.

Для игры надо приготовить по числу детей в группе картонные фигурки кукол (такие, как в игре «Наша кукла» или «Одень куклу»), цветную и белую бумагу, линейку, сантиметровую ленту, ножницы, образцы одеж­ды, вырезанной из бумаги. Раздав детям картонных ку­колок, надо сказать им, что это их дети, а они папы и ма­мы, детям нужна одежда, потому что в рубашках и тру­сах нельзя ходить ни в детский сад, ни в школу, ни на прогулку. Рядом открылось ателье, где можно сшить одежду всем детям: можно сшить форму для школы, платье, фартуки, брюки, пальто. Но раньше надо купить ткань.

В магазин привезли много красивой ткани. Дети то­ропятся в магазин, захватив с собой сумки и кошельки. • В магазине на прилавке должна лежать нарезанная уз­кими (10—12 см) полосами и свернутая небольшими ру­лонами.всевозможная бумага. Покупателей встречает квалифицированный продавец (воспитатель), который осведомляется у каждого из них, какую ткань тот хочет купить, что думает,из нее шить и предлагает подходя­щую для этой цели. Так, если покупатель указывает на белую с рисунком ткань.и говорит, что хочет сшить из нее лальто сыну, продавец должен объяснить, что она не подходит для пальто, и рекомендовать другую. В.ыяснив у покупателя назначение его покупки {для пальто, платья или брюк и т. д.), продавец обслуживает его: из­меряет сантиметровой лентой (или вместо нее простой ленточкой) рост ребенка и длину будущей одежды (если ткань покупают для брюк, то измерение следует произ­водить от талии до стопы, если ткань предназначена для платья, то измерять нужно от шеи до колен) и, от­мерив от рулона две длины последней, аккуратно отре­зает. Покупатель платит в кассу деньги, берет чек, вру­чает его продавцу и, получив свою -покупку и поблагода­рив продавца, уходит из магазина. Когда все дети купят по отрезу ткани, магазин закрывается: выходной день. Зато в другом конце комнаты открывается ателье. Там 132


на витрине красиво выставлены образцы одежды, зака­зы на -которую ателье принимает. Если в группе есть иг­ры «Одень куклу» или «Наша кукла», можно выставить I все имеющиеся там образцы. Если этих игр нет, все об­разцы должны быть приготовлены к первой игре воспи­тателем. В дальнейшем дети сами будут придумывать, разрисовывать и изготовлять новые образцы одежды. На столе в ателье должны лежать кар.андаш, ножницы, сантиметровая лента или простая ленточка, блокнот или разрезанная тетрадь (очень хорошо, если блокнот или тетрадь самодельные, сделанные руками самих детей), рядом зеркало. 3,а столом сидит приемщица (воспита­тель). С каждым из входящих заказчиков она здорова­ется, вежливо просит сесть, опрашивает, что заказчик хочет шить. Выслушав ответ, она предлагает заказчику выбрать образец -— фасон, советует, какой лучше вы­брать и почему. Затем приемщица оформляет заказ: за-, писывает имя (или фамилию) заказчика, измеряет ткань, пишет, что заказано (платье, пальто, юбка), за­тем снимает мерку с ребенка, для которого заказывают одежду. Квитанция оформляется в двух экземплярах, один из которых приемщица отрезает и вручает заказ­чику, а другой вкладывает в ткань вместе с образцом (фасоном), после чего просит заказчика"прийти завтра на примерку. Когда заказы у.всех детей будут приняты, игру можно прекратить, сказав, что ателье закрыто, а примерка будет завтра.

Назавтра игра возобновляется. Закройщица обводит карандашом контуры образца на ткани, вырезает (кро­ит) одежду и затем примеряет ее заказчикам, прося их посмотреть в зеркало, хорошо ли. Окончив примерку, за­кройщица говорит, что платье или пальто теперь надо от­дать шить портнихе и что заказ будет готов завтра.

На третий день заказчики приходят за готовым зака­зом. Закройщица примеряет уже готовое платье (паль­то). При этом она вносит в одежду кое-какие добавле­ния (чтобы готовая вещь отличалась от примеряв­шейся накануне). Так, например, она завязывает поясок (цветную нитку) или бантик на шею. Заказчик распла­чивается с приемщицей, представив ей квитанцию, и по­лучает свой заказ.

. В первый раз надо все игровые действия делать мед­ленно, объясняя детям, как и зачем то или иное из них


 

производится. Объяснение должно носить характер рас­суждения вслух. Ребенок должен четко представить се­бе, в какой связи каждое действие находится с осталь­ными игровыми действиями, каково его место в игре. Поэтому мы и предлагаем, проводя игру в первый раз, показывая ее детям, фактически обучая ей, планировать ее не на один день, а на три. В первый день дети покупа­ют ткань и оформляют заказ в ателье, во второй день они приходят на примерку, а на третий день—шитье и вы­дача заказав. Наше предложение, конечно, носит лишь характер рекомендации. Можно планировать игру и ина­че, нужно только, чтобы, проводя ее в первый раз, воспи­татель не допустил никакой спешки:-ведь цель обучения новой игровой теме состоит не в том, чтобы дети фор­мально усвоили игровые действия и механически их выполняли, а в том, чтобы, поняв смысл игровых дейст­вий, их взаимозависимость, соподчинение, они могли аде­кватно отражать определенное явление, действитель­ности.

В последующих играх детям можно предоставить са­мостоятельность и помогать им, направлять их игру лишь советом. Однако в первой самостоятельной игре воспитателю надо взять на себя роль портнихи, чтобы показать детям ее богатые игровые возможности. За­кройщица (теперь уже кто-нибудь из детей) поручает портнихе шить заказ. Надо показать детям, как действо­вать воображаемой иголкой, как вдевать в нее нитку,' как ею шить, как портниха пользуется утюгом, разгла­живая швы. В дальнейшем роль портнихи должен ис­полнять кто-нибудь из детей.

Если детям еще трудно самостоятельно провести и
развить игру, если их действия формальны, неразверну­
ты, скованны, речь в ходе игры не помогает строить пос­
леднюю, игра идет вяло, скучно, воспитатель должен
включиться в нее в качестве одного из действующих лиц,
чтобы направить ее ход, оживить игру, помочь детям
овладеть ею. В таком случае целесообразно участие вос­
питателя в игре в качестве разных действующих лиц по­
очередно. Так, например, сегодня он берет на себя роль
приемщицы, завтра закройщицы, послезавтра —

портнихи. Конечно, включение воспитателя в игру долж­но носить, непринужденный характер. Если он, напри­мер, скажет: «Вы играете ллохо, вы не умеете играть, я 134


1бу)ДУ вас учить», вряд ли это оживит игру и хоть в малой Степени обрадует детей. Если же воспитатель весело ска-Ккет детям: «Как интересно! Я тоже хочу играть! Можно тине играть с вами? Я буду мама (или приемщица |и т.-д.)», дети, безусловно, с радостью согласятся. Такое Иуча'стие воспитателя повлияет на ход и характер игры, Вразнообразя ее, оживляя, направит детей по пути твор-Иреских исканий и принесет им этим огромное удовлетво­рение, радость и пользу.

Мы даем лишь один вариант игры, который может и •должен изменяться, дополняться, сменяться другими ва-Вриантами по мере обучения и развития детей. Так, мож­но принимать в пошив одежду для обычных кукол, а к I концу года игра должна быть настолько освоена, что в • ателье будут шить воображаемую одежду и для самих 1 детей. Дети при этом будут не просто заказчиками, но и : доктором, парикмахером, рабочим, шофером, заказываю­щими себе одежду.

Игра в «библиотеку»

Эта игра содействует пробуждению у детей интереса и любви к книгам, воспитанию бережного к ним отноше­ния.

Во время экскурсии в библиотеку надо показать де­тям, как много в ней книг, в каком порядке они содер­жатся: не лежат где попало, а аккуратно стоят на пол­ках, не порваны, не смяты, подклеены, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачкалась светлая обложка. Надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, не перегибать ее, не мять, не загибать уголки, не слюня­вить пальцы, переворачивая страницы, не облокачивать­ся на нее, не бросать, а аккуратно класть и т. д. Надо объяснить, что каждую книгу должны прочесть много детей» Если сначала один мальчик будет неаккуратно об­ращаться с ней, потом еще одна девочка, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не, смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят читать ее и смотреть в ней картинки.

Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь:.выдает, записывает, принима­ет книги, следит за их сохранностью и т. д. Нужно пока-


зать детям читальный зал и объяснить его назначение: толстые книги берут читать домой, а журналы и газеты можно читать в читальне.

Для закрепления.полученных на экскурсии зналий и впечатлений надо провести с детьми беседы по открыт­кам, рисункам, изображающим библиотеку, читальню, читающих детей, детей, получающих книгу в подарок, и т. д.

Воспитатель вместе с детьми должен привести в по­рядок все имеющиеся в группе книги:.подклеить, разгла­дить те, у которых повреждена обложка, обернуть их и написать на обертках названия. Полезно провести спе­циальные занятия, чтобы научить детей культурно обра­щаться с книгами. На занятиях изобразительной дея­тельностью можно сделать с ребятами различные заклад­ки (и для себя, и в подарок родителям или старшим братьям и сестрам). Их можно разрисовать или сделать узор с помощью аппликации, склеить из полосок цвет­ной бумаги. Надо научить детей пользоваться заклад­ками — они должны лежать во всех книгах, которые де­ти читают. В каждую книгу можно вклеить маленький бумажный кармашек для листочка с названием этой книги. Все это должны сделать ребята под руководством воспитателя на занятиях.

После этого воспитатель может сказать детям, что у лих в группе будет своя библиотека. Дети должны акку­ратно поставить на лолку книги, а дежурным нужно вме­нить в обязанность следить за порядком на полке так­же строго, как за.порядком в игровых уголках.

Когда все книги в группе будут приведены в порядок, и поставлены на полку, а дети научатся их аккуратно оттуда снимать и так же аккуратно, не загибая страниц, в том же порядке ставить, надо рассмотреть с ними ил­люстрации к «Книжке про книжки» С. Я. Маршака и побеседовать об изображенном: хороший ли мальчик нарисован? Почему дети думают, что он плохой? Акку­ратно ли он обращался с книжками? Как надо с ними обращаться? Как починили книжки в библиотеке? И т. д. Если дети видели фильмы по сказкам К. И. Чуков­ского «Мойдодыр» и «Федорино горе», если знают их содержание, можно сказать им: «Помните, от неряхи, от грязного мальчика убежали одеяло, книжка, пирожок, брюки? Помните, тетя не мыла посуду, не берегла ее, 136


вбросала, и лосуда убежала от нее? Гриша бросал книж-1ки, не ставил их на место, рвал, мял их, не берег, был •неряхой, неаккуратным, плохим мальчиком. Книжки то-•зке убежали от него в библиотеку. Там их подклеили, •обернули в чистую бумагу и дали читать хорошим маль-Вчикам и Девочкам, которые не рвут книжки, не берут их

• грязными руками, не мнут их».

Для проведения игры в первый раз в группу надо

• принести несколько новых книг, которых дети раньше не
I видели. Если родители.приносят для детей книги, можно
Вне отдавать их по одной, а, начиная игру, сразу внести
'• в группу целую стопку новых книг. Можно использовать
[ книжки-малышки и самодельные книжки. Иногда книж­
ки-малышки печатают в детском календаре, их надо раз­
резать, сложить, сделать обложку и сшить или скрепить,
как тетради. Все это можно делать вместе с детьми. По­
том дети и сами смогут пополнять свою библиотеку та­
кими самодельными книжками.

Детям надо сказать, что открывается библиотека, что в библиотеку можно записаться'всем. В первой игре библиотекарем должен быть воспитатель. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя. В абонемент он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не из­мята ли. Встречая читателя, библиотекарь опрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную кни­гу. При библиотеке имеется, конечно, и читальный зал, где читают журналы («'Веселые картинки» и другие журналы для дошкольников, которые надо заранее при­готовить для игры), рассматривают картинки.

Надо предупредить читателя, чтобы он не измял кни­гу, когда будет ехать из библиотеки домой на автобусе, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе или метро только посмотреть картинки и т. д. Дети легко и быстро овла­девают этой игрой и с удовольствием включают ее в свой активный игровой фонд.

Поскольку игра в «библиотеку» имеет меньше вари­антов, чем другие игры, для развития, обогащения мож­но объединять ее с другими сюжетами (например, с иг­рами в «семью», в «поездки», в «детский сад», в «шко­лу» и т. д.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: