Подготовку к этой игре хорошо начать незадолго до какого-нибудь праздника. Перед экскурсией на почту детям надо сказать, что во время прогулки они пойдут на почту покупать конверты, а вечером будут.писать поздравления мамам и папам. На почте надо обратить внимание детей на то, как там продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки; рассказать о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они написаны. Почтальон каждый день носит во все. дома газеты, журналы, письма. Можно послать и посылку - - положить в ящик игрушки или конфеты, пе-Ченье.
После осмотра почты и рассказа воспитателя каждый ребенок должен купить конверт и марку. С этими покупками дети возвращаются домой. Вечером воспитатель говорит им о том, что скоро будет праздник. Надо послать маме и папе подарок. Раздав детям бумагу и цветные карандаши, он предлагает им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Рисунок должен быть очень аккуратный — надо очень стараться, потому что это подарок. Когда рисунки будут сделаны, нужно посоветовать детям'написать под ними «Маме и папе» и подписать сво'в имя. В старшей группе это не представляет для детей.никакого труда. Затем воспитатель дает каждому ребенку купленный им утром на почте конверт, просит аккуратно положить в него свой рисунок, показывает, как заклеить конверт, как и где приклеить марку. Дети очень старательно это делают, и воспитатель, подойдя к каждому из них, надписывает на конверте адрес его родителей, показывая ребенку, что пишет название улицы, где он живет, номер его дома и квартиры, а внизу — адрес детского сада и имя ребенка-ошравителя. J20
[ «Посмотрят мама и папа на конверт, — говорит детям |. воспитатель, — и сразу узнают, от кого письмо, кто его писал». Похвалив детей за хорошо сделанные рисунки, надо сказать им, что мама и папа будут очень рады получить к празднику такой подарок и что завтра они пойдут отправлять свои письма. На следующий день во время прогулки надо подойти к ближайшему почтовому ящику, чтобы каждый из детей сам опустил в него свое f письмо. После этого полезно побеседовать с детьми о! том, что они видели на почте, рассмотреть с ними соответствующие открытки, картинки, рисунки и составить рассказы по их содержанию. Для этой цели можно взять иллюстрации к «Почте» С. Я. Маршака или другие рисунки с изображением почтальона, несущего корреспонденцию, вручающего письмо или газеты, людей, опускающих в почтовый ящик письма, читающих письмо и т. д. Узнав на почте, в какие часы происходит выемка писем из ближайшего почтового ящика и в какое время почтальон носит корреспонденцию в соседние дома, в один из дней во время прогулки надо опять пойти с детьми к почтовому ящику и показать им, как подъезжает почтовая машина, как высыпают в мешок письма, опущенные в почтовый ящик, и как машина едет дальше. Все это, конечно, нужно не только показать, но и объяснить ребятам. Они поймут, что письма, опущенные ими, увезли на машине для того, чтобы почтальон мог их вручить папе и маме. Во время другой прогулки (утренней) нужно пронаблюдать с детьми, как идет в соседние дома почтальон, какая у него полная сумка, как там много газет и писем и с какой «похудевшей» сумкой он возвращается назад.
Воспитатель должен заранее договориться с родителями о том, что, -во-первых, письма, полученные ими от детей, должны к их приходу домой на праздник лежать на видном месте (чтобы ребенок увидел, что то самое письмо, которое он сам опускал в почтовый ящик, лежит у него дома, что мама и папа получили его). Родители должны поблагодарить ребенка, чтобы он понял, что обоим письмом и рисунком доставил им радость. Во-вторых, родители тоже должны послать на адрес детского сада письмо своему ребенку, в нем поблагодарить сына или дочь за рисунки и вложить в конверт какую-нибудь открытку. На конверте должно стоять имя ребенка, ко-
торому адресовано.письмо. Письма от родителей не следует отдавать детям до тех пор, пока не придут письма для каждого из л'их. Тогда всю лачку писем надо отдать почтальону и попросить его прийти в детский сад во время.прогулки. Он сам должен вручить каждому из детей письмо от родителей. Придя с прогулки, дети читают полученные письма, рассматривают и показывают друг другу вложенные в конверты открытки.
Теперь надо провести с детьми обобщающую беседу по картине (можно использовать иллюстрации к «Почте» С. Я- Маршака), показать диафильм соответствующего содержания. Беседу по картине или просмотренному фильму надо построить так, чтобы в ней дети могли отразить то, что узнали сами, когда были на почте, что наблюдали во время прогулок (как разносит письма почтальон, как вынимают письма из почтового ящика). На вечерних занятиях надо вместе с детьми сделать •j все необходимые для игры атрибуты: аккуратно нарезать почтовую бумагу по выкройке, данной воспитателем; вырезать и склеить маленькие конверты; из цветной бумаги нарезать марки и аккуратно приклеить их в правом верхнем углу конверта; склеить вместе с воспитателем почтовый ящик для писем и повесить на стену в групповой комнате; сделать сумку, в которой почтальон будет носить газеты, журналы, письма; нарезать деньги для .посетителей почты; сделать им кошельки.
Для игры надо принести в группу газеты и журналы (желательно детские, например «Пионерскую.правду», «Веселые картинки»), часть которых будут продавать на почте, а другую часть почтальон разнесет, по домам. Можно предложить детям взять для игры и те открытки, которые они получили по почте от своих родителей.
Надо помочь детям устроить помещение почты, повесить почтовый ящик, посоветовать аккуратно разложить для продажи отдельными стопками конверты, бумагу, марки, открытки, газеты, журналы, проследить за тем, как дети будут распределять роли, а если они сами не сумеют с этим справиться, помочь им. Если на вопрос воспитателя о том, во что они будут играть и что будут делать, дети не сумеют дать четкий ответ, если станет ясно, что определенного замысла у них нет, надо.помочь им сформулировать его. Можно предложить детям поздравить друг друга с праздником, купить журнал и почи-122
его сыну или дочке; вынутые из почтового ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортировать их и дать почтальону для вручения адресату; когда почтальон принесет письмо, ответить на него письмом и т. д. Если совета воспитателя оказывается для организации игры мало, надо, чтобы он сам включился в игру. Необходимо, чтобы дети, играя, были- вежливы друг с другом (здоровались с почтальоном, благодарили за доставку писем, газет, журналов).
Когда игра будет освоена и займет прочное место в игровом репертуаре детей, надо объединить ее с другими играми, например в «семью» (почтальон приносит газеты и журналы, письма; семьи в письмах поздравляют одна другую с праздником, пишут приглашения, покупают на почте конверты и марки и т. д.) или в «детский сад» (дети пишут родителям, ходят на экскурсию на почту, покупают конверты и марки, получают письма Рот родителей и т. д.).
Игра в «улицу»
Как правило, дети очень любят прогулки по улице и с удовольствием смотрят на несущиеся мимо машины, [ троллейбусы и автобусы, яркие витрины магазинов, деловитых пешеходов.
Перед введением новой игры надо провести несколько прогулок по улице. На одной прогулке следует показать детям улицу и обратить их внимание на то, что на улице много домов -- новых,и старых, очень высоких и ' низких, разного цвета; можно посчитать с детьми этажи у нескольких домов. Дома на улице различаются потому, что в одном живут люди, в другом находится аптека, в третьем — ателье или почта, в четвертом — магазин, в пятом — фотоателье или парикмахерская и т. д. Нужно показать ребятам, что тут живут мамы, папы, дети; тут школа, сюда дети приходят учиться; а там булочная — можно купить хлеб, булки, сухари, бублики, печенье; вот больница, если заболеют мама, папа, дочка, идут в больницу лечиться. Надо так рассказать о каждом доме, чтобы детям было интересно, словно они впервые идут по этой улице. Ребята с удовольствием будут рассматривать здания, читать вывески: «Магазин», «Ателье», «Булочная», «Аптека».
На другой прогулке надо показать детям, как много на улице разных машин: на одних ездят люди, на других -возят хлеб, на третьих — молоко, четвертые убирают снег или, еслц дело происходит летом, поливают улицу, подметают. есть машины, на которых возят больных. Показав детям троллейбусы и автобусы, следует рассказать, что они воз^т людей на работу, домой с работы, в театр, кино, детей в детский сад, объяснить, как надо себя вести в троллейбусе (не толкаться, уступать место старым и больным и т. д.). Если на улице дети увидят трамвай или станцию метро, нужно рассказать и о них. На третьей прогулке воспитатель должен рассказать детям о пешехода*: на улице много людей, они идут и на работу, и с работы, и ib кино, и в больницу. Возле магазина можно показать людей, которые заходят туда за покупками, у кинотеатра -- тех, кто спешит на очередной сеанс, около школы - - школьников, которые идут учиться, и т. д. Надо сказать детям, что людей на улице много, все -спешат, поэтому по ней надо ходить так, чтобы никому не мешать. На улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по мостовой ходить нельзя — там едут машины, авто-бусы, троллейбусы.
На четвертой прогулке надо показать детям, как пешеходы переходят улицу. Остановившись на перекрестке у светофора, воспитатель должен объяснить детям его назначение, показать, как при красном свете транспорт останавливается, а при зеленом едет, как переходят улицу люди в.зависимости от света светофора (стоят при красном и «дут при зеленом), как они смотрят сначала налево, а дойдя до середины мостовой, — направо. Надо сказать детям, что нельзя перебегать улицу, а надо переходить ^е спокойно. Следует показать детям милиционера и объяснить, что он следит за порядком: чтобы все шли спокойно, не бегали по мостовой, переходили улицу только по пешеходным дорожкам при зеленом свете, а при красном стояли. Милиционер помогает переходить улицу старушкам, а если через дррогу идет много ребят, он останавливает машины, пока дети не пройдут. Милиционер следит, чтобы на улице не сорили, бумажки бросали не на тротуар и мостовую, а в урны. На улице должно быть чисто, -поэтому улицу убирают: дворники подметают^ поливают, когда жарко, зимой чи-124
стят тротуары от снега, посыпают песком, чтобы не было скользко и люди не падали. Мостовую убирают машины (о них дети уже узнали на одной из прогулок и видели их в действии). Если прогулку проводят двое взрослых (два воспитателя или воспитатель с педагогом), то один из них должен попросить милиционера • приостановить движение и -перевести детей на другую сторону, чтобы научить их правильно переходить улицу. То, что дети узнали на прогулке, надо закрепить, рассматривая картинки, открытки. Так, после первой прогулки-экскурсии можно рассмотреть рисунки, на которых изображена улица с домами; после второй — изображения машин разных видов: легковых, грузовых, самосвалов, для перевозки молока, хлеба, поливающих улицу, подметающих улицу, убирающих снег, посыпающих песком, автобусов, троллейбусов, трамваев, метро. Кроме того, надо показать рисунки, на которых изобра-| жево внутреннее помещение автобуса-или троллейбуса. [ Рассматривая их, следует рассказать детям: «Кондук-1'тор дает билет, мальчик уступает место бабушке: бабушке трудно стоять, а мальчик сильный, он может постоять; вот сидит мама с дочкой, ей уступили место: | дочка маленькая, ее будут толкать, а маме тяжело ее держать на руках; инвалиду тоже надо уступить место; I надо помочь старушке сойти с автобуса или троллейбу-' са» (картинки такого содержания есть в букварях, «Родной речи»). Когда дети усвоят это,.полезно рассмот-г реть с ними рисунок с отрицательным содержанием: сидит, развалясь, мальчик, а рядом стоит старушка (например, иллюстрацию к стихотворению С. Михалкова «Рифма») — и спросить, правильно ли ведет, себя мальчик, хороший ли он и почему дети, думают, что он плохой. Надо объяснить, что и в трамвае, и в метро надо уступать место старым и больным, не толкаться и т. д.
После третьей прогулки следует показать детям кар-. ' тинки, где нарисованы пешеходы на улице. Рассматривая изображенных людей, нужно рассказать о них: «Вот школьники идут с портфелями, они торопятся в школу; вот бабушка идет в магазин, у нее в руках большая сумка; вот дядя идет к остановке троллейбуса или к метро, он спешит на работу; вот мама гуляет с дочкой, показывает ей улицу, дома, машины; вот мальчик несет коньки, он идет на каток, будет кататься на коньках по
льду» и т. д. Очень хорошо.показать детям картинку, на которой изображено, как школьники помогают старушке нести тяжелую сумку или переводят ее через дорогу. Можно показать рисунок, оде изображен мальчик, поднимающий что-то с тротуара: «Мальчик нашел кошелек, это та тетя -уронила. Сейчас он ее догонит и отдаст ей». После четвертой прогулки-экскурсии надо показать детям изображение перекрестка, рассмотреть переходящих улицу пешеходов, опросить у детей, какой, по их мнению, сейчас свет на светофор-е и почему они так думают. Для этого можно.взять иллюстрацию к стихотворению Михалкова «Смена». В беседе закрепляются те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулки. Все картинки, по которым проводились беседы, вывешивают в групповой. После четырех целевых прогулок ло улице, рассматривания картинок,.бесед, проведенных.воспитателем, надо подытожить все, что дети узнали аб улице. С этой целью воспитатель должен провести с. ними беседу ло большой картине, на которой изображены и разные дома, и пешеходы, и идущий транспорт, и перекресток.с милиционером, светофором, переходящими улицу людьми. Хорошо показать детям и диафильмы, в которых есть кадры такого содержания. После каждой экскурсии впечатления, полученные детьми, закрепляются в разных видах деятельности. Так, после первой прогулки детям на занятии предлагают нарисовать различные дома, находящиеся на улице; во время игры «воспитатель советует построить рядом много разных домов из строительного материала и сделать улицу; на занятиях по конструированию детям раздают выкройки домов разной величины, сделанные из бумаги нескольких цветов. Под руководством воспитателя дети должны склеить из этих выкроек дома, наклеить на них двери и окна или нарисовать их, если дом белый. На одном доме окна наклеить в один-два ряда — в этом доме будет всего один-два этажа; на другом наклеивают четыре-пять рядов окон - - это соответственно четырех-или пятиэтажный дом. Детям раздают аккуратные вывески, которые они наклеивают над дверями домов: «Школа», «Детский сад», «Ателье», «Почта», «Библиотека», «Аптека», «Парикмахерская», «Больница» (или «Поликлиника»), «Магазин», «Булочная», «Фотография», «Кино» (или «Театр»), Можно сделать большую 126
букву «М», обозначающую вход в метро. Надо объяс-/яить детям, на какие дома лучше наклеивать те или иные вывески; так, «Детский сад» — на дом, в котором два этажа («У нас сколько этажей в детском саду? Два, верно»); «Ателье» — на одноэтажное здание (если дети видели именно специальное одноэтажное типовое здание ателье). Когда дети будут наклеивать окна на дом, в котором будет магазин, надо им напомнить, что окна в магазине большие, и можно посоветовать нарисовать на них овощи и фрукты, как будто лежащие на витринах. Возле двери почты и еще на каком-нибудь доме можно посоветовать детям наклеить синий прямоугольник -почтовый ящик. Каждый ребенок должен сделать на занятии один дом. Два дома делает воспитатель (один — готовый образец, который показывает детям в начале занятия, а другой — тот, который воспитатель склеивает у них на глазах, обучая их). Так получается целая улица. После занятия все дома надо аккуратно спрятать для последующей игры.
После второй прогулки надо предложить детям на занятии нарисовать какую-нибудь из тех машин, которые они видели на улице. Перед этим нужно спросить у I каждого, какую машину он будет рисовать. В конце за-{. нятия следует показать детям все рисунки, называя I изображенные на них машины. Во время свободных игр }' детей нужно собрать все машины, какие имеются в группе, и превратить часть из них в специализированные: к одному металлическому грузовику сделать картонный кузов с надписью «Хлеб», к другому — свернутый трубкой картон и надписать «Молоко», к легковой машине прлклеить маленький красный крест — на ней будут возить больных. Нужно посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылепленные из пластилина овощи и фрукты, в булочную на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, ло улице едет пожарная машина.
После третьей прогулки, на которой основное внимание детей привлекалось к пешеходам, на занятии лепкой нужно предложить каждому ребенку вылепить из глины кого-нибудь из людей, которых они видели на улице. Надо напомнить детям: «Можно лепить мальчика с порт-
фелем, девочку и маму, можно тетю с сумкой или милиционера». Воспитатель должен спросить у каждого, кого он будет'лепить, а потом рассмотреть изделия детей, дать каждому из них оценку и спрятать.
Наконец, после четвертой прогулки надо предложить детям нарисовать перекресток, -светофор и машины или пешеходов на перекрестке (по желанию). Во время игры можно посоветовать детям сделать перекресток и одному из них быть милиционером, а остальным машинами и пешеходами. Милиционер, поворачиваясь то в одну, то /в другую сторону, движением палочки направляет движение транспорта и лешеходов и т. д.
в «улицу». |
Кроме склеенных детьми домов и вылепленных ими из пластилина фигурок, к игре в «улицу» воспитатель должен.приготовить и другие атрибуты. Так, нужно сделать картонные фигурки пешеходов (можно поручить детям.раскрасить одежду на этих фигурках). Если игра в «школу» уже освоена детьми, то. в игре в «улицу» можно использовать картонные фигурки школьников (они идут по улице -в школу). Выстроенные по росту матрешки (они всегда есть в каждой группе) могут изображать гуляющих детей из детского сада во главе с вое-
писательницей большой матрешкой. Хорошо, если воспитатель приготовит для улицы урны и светофор (с 1 одной стороны на нем будет красный свет, с другой -Ьеленый, время от времени светофор нужно поворачивать). Для игры должны быть приготовлены и игрушеч-Вгые трамваи, троллейбусы, автобусы — все машины, какие имеются в группе.
Затем воспитатель говорит детям, что они будут играть в «улицу», но для этого сначала надо ее построить. ^>аздав домики, он предлагает детям сделать ровную, Красивую улицу, советует (если дети испытывают за-•труднения), как лучше расположить на ней дома. Когда •все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пу-Встая: по тротуарам идут люди, а по мостовой едут маши-Kbi. Он предлагает детям сделать на улице тротуары. ИПо'Сле этого воспитатель говорит: «Сейчас на улице ни-Вкого нет, а когда пойдут люди, куда они будут бросать •бумажки,. сор? Надо поставить урны». Детям раздают •урны,' и они расставляют их на тротуаре. Воспитатель ^рассказывает о «жизни» улицы, предлагая детям по хо-|ду.повествования совершать те или иные действия: «Первый на улицу приходит дворник. Он смотрит, чистый ли [тротуар, нет ли сору, и подметает тротуар. Таня, помоги ;дворнику подмести этот тротуар, а ты, Витя, помоги 1, убрать другой тротуар. (Дети берут фигурки дворников и I подметают улицу.) Вот теперь оба тротуара чистые. • Приезжают машины и убирают мостовую — сначала од-F на подметает, а потом другая поливает, чтобы мостовая I тоже была чистая. Толя, ты шофер. Подмети своей ма-I шиной мостовую. Юра тоже шофер. Он сейчас польет Ш мостовую водой. (Дети двигают машины и убирают мостовую.) Теперь улица чистая. Вот идет на пост мили-[ ционер. Гена, помоги милиционеру стать на пост. Вот так, хорошо. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах, м.ного машин. (Дети вывозят на улицу машины.) Вот идут в школу дети. Помогите им дойти быстро. В школу нельзя опаздывать. (Фигурки школьников проходят к школе, и их ставят за школьным зданием, как будто они вошли внутрь.) На улице много народу: идут в магазин, к доктору, на работу. (Дети играют с фигурками -двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.) Вот машина привезла в магазин фрукты и овощи. Надо ее разгрузить. Женя, помоги разгрузить ма-
9 Заказ ИЗ 129
шину. Вот едет пожарная машина, вот машина с крас ным крестом — в ней везут больного или к нему еде! доктор. А вот в булочную привезли хлеб, бублики. Наде разгрузить машину. А вот дети вышли на прогулку. Помогите детям перейти улицу, им надо в фотоателье, а оно на другой стороне. Надо попросить милиционера остановить машины». (Матрешка—воспитательница подходит к милиционеру и говорит с ним, после чего он поворачивается лицом к идущему транспорту, на светофоре загорается красный свет -- движение останавливается. Дети спокойно переходят улицу.) Несмотря на то что игра проводится в группе впервые, воспитатель не должен показывать детям игровые действия: они просты и вполне им доступны. Задача воспитателя — объединить все игровые действия детей общим замыслом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры. Такая форма игры - - рассказ воспитателя, иллюстрируемый игровыми действиями детей, — вполне им посильна, а возможность действовать в соответствии с рассказом воспитателя помогает детям полностью овладеть и замыслом, и содержанием игры. Более того, эта форма игры, не являясь в полном смысле ролевой, так как дети еще не взяли на себя определенные роли, служит хорошей.подготовкой к ролевой игре на эту тему, так как воспитатель своим рассказом помогает вычленить и дифференцировать отдельные ролевые действия,.направляя таким образом самостоятельные поиски детей.
Если первая игра проведена воспитателем эмоционально, интересно, возникшие на ее основе последующие самостоятельные игры детей будут сюжетно-ролевыми: дети уже возьмут на себя определенные роли (шофера, дворника, милиционера, воспитательницы, бабушки • и т. д.), в соответствии с которыми и будут действовать в процессе игры. Игра в «улицу» открывает большие возможности для творчества детей и, развиваясь, может быть объединена с другими игровыми темами.
Игра в «ателье»
Введение этой игры целесообразно приурочить к тому времени, когда дети научатся производить измерения, когда у них сложатся четкие представления о длинном., коротком, широком, узком. 130
Подготовку к игре надо начинать, как обычно, с экскурсии. Если такую экскурсию провести нельзя, эту игровую тему следует заменить другой (например, игрой в «фотоателье» или «мастерскую») в зависимости от тех конкретных условий, которые окружают детский сад. Во время экскурсии в ателье надо показать и объяснить детям смысл, значение деятельности каждого работника (приемщица принимает заказ и записывает на квитанции, чья это ткань и что из нее хотят шить; закройщица измеряет ткань и снимает мерку с заказчика, чтобы знать, выйдет ли из ткани платье и какой длины и ширины надо его шить; портниха сначала сметывает одежду, чтобы закройщица могла примерить, хорошо ли, пра-Iвильно ли шьют, и т. д.). При этом необходимо подчеркнуть коллективный характер труда (и приемщица, и закройщики, и портные -- все работают вместе для того, чтобы сшить хорошую, красивую одежду: платья, "пиджаки, брюки, пальто, юбки, кофты, сарафаны).
После экскурсии в ателье хорошо повести детей в ма-'' газин готовой одежды и, указав на ассортимент, рассказать, что все это шьют в ателье. Если не удастся повести детей в магазин, надо в ателье рассказать им, что здесь шьют одежду и отдельным заказчикам, и для магазинов. Результаты экскурсии надо, как всегда, закрепить в беседе по картинке, открыткам, изображающим то, что дети видели,в ателье: как снимают мерку, кроят материю, примеряют заказчику то, что шьют, как шьют и т. д. Надо рассмотреть с детьми рисунки, где изображено, как мама шьет и примеряет платье дочке, как продают одежду в магазине и кто-нибудь примеряет покупаемую вещь и т. д. Те открытки, рисунки, картинки, по которым воспитатель проводил беседу с детьми и по содержанию которых они составляли небольшие рассказы, вывешивают в группе, чтобы дети при желании могли их сами рассматривать. Затем воспитатель спрашивает, есть ли у кого-нибудь из детей новая одежда и откуда она: купили или сшили, кто шил, видел ли ребенок, как шили. Ребятам надо дать возможность рассказать, кому и как сшили или купили новую одежду.
Во время первой игры дети исполняют роли родите
лей, а все остальные роли поочередно исполняет воспита
тель. Это необходимо для того, чтобы познакомить детей
с игровыми возможностями темы. Вместе с тем такая
9* 131
организация игры предполагает активное участие в ней детей, которые в качестве родителей сначала изображают покупателей в магазине, потом клиентов в ателье. При этом дети овладевают игрой в ходе самой игры. Процесс обучения проходит для них незаметно, дети получают от игры удовольствие.
Для игры надо приготовить по числу детей в группе картонные фигурки кукол (такие, как в игре «Наша кукла» или «Одень куклу»), цветную и белую бумагу, линейку, сантиметровую ленту, ножницы, образцы одежды, вырезанной из бумаги. Раздав детям картонных куколок, надо сказать им, что это их дети, а они папы и мамы, детям нужна одежда, потому что в рубашках и трусах нельзя ходить ни в детский сад, ни в школу, ни на прогулку. Рядом открылось ателье, где можно сшить одежду всем детям: можно сшить форму для школы, платье, фартуки, брюки, пальто. Но раньше надо купить ткань.
В магазин привезли много красивой ткани. Дети торопятся в магазин, захватив с собой сумки и кошельки. • В магазине на прилавке должна лежать нарезанная узкими (10—12 см) полосами и свернутая небольшими рулонами.всевозможная бумага. Покупателей встречает квалифицированный продавец (воспитатель), который осведомляется у каждого из них, какую ткань тот хочет купить, что думает,из нее шить и предлагает подходящую для этой цели. Так, если покупатель указывает на белую с рисунком ткань.и говорит, что хочет сшить из нее лальто сыну, продавец должен объяснить, что она не подходит для пальто, и рекомендовать другую. В.ыяснив у покупателя назначение его покупки {для пальто, платья или брюк и т. д.), продавец обслуживает его: измеряет сантиметровой лентой (или вместо нее простой ленточкой) рост ребенка и длину будущей одежды (если ткань покупают для брюк, то измерение следует производить от талии до стопы, если ткань предназначена для платья, то измерять нужно от шеи до колен) и, отмерив от рулона две длины последней, аккуратно отрезает. Покупатель платит в кассу деньги, берет чек, вручает его продавцу и, получив свою -покупку и поблагодарив продавца, уходит из магазина. Когда все дети купят по отрезу ткани, магазин закрывается: выходной день. Зато в другом конце комнаты открывается ателье. Там 132
на витрине красиво выставлены образцы одежды, заказы на -которую ателье принимает. Если в группе есть игры «Одень куклу» или «Наша кукла», можно выставить I все имеющиеся там образцы. Если этих игр нет, все образцы должны быть приготовлены к первой игре воспитателем. В дальнейшем дети сами будут придумывать, разрисовывать и изготовлять новые образцы одежды. На столе в ателье должны лежать кар.андаш, ножницы, сантиметровая лента или простая ленточка, блокнот или разрезанная тетрадь (очень хорошо, если блокнот или тетрадь самодельные, сделанные руками самих детей), рядом зеркало. 3,а столом сидит приемщица (воспитатель). С каждым из входящих заказчиков она здоровается, вежливо просит сесть, опрашивает, что заказчик хочет шить. Выслушав ответ, она предлагает заказчику выбрать образец -— фасон, советует, какой лучше выбрать и почему. Затем приемщица оформляет заказ: за-, писывает имя (или фамилию) заказчика, измеряет ткань, пишет, что заказано (платье, пальто, юбка), затем снимает мерку с ребенка, для которого заказывают одежду. Квитанция оформляется в двух экземплярах, один из которых приемщица отрезает и вручает заказчику, а другой вкладывает в ткань вместе с образцом (фасоном), после чего просит заказчика"прийти завтра на примерку. Когда заказы у.всех детей будут приняты, игру можно прекратить, сказав, что ателье закрыто, а примерка будет завтра.
Назавтра игра возобновляется. Закройщица обводит карандашом контуры образца на ткани, вырезает (кроит) одежду и затем примеряет ее заказчикам, прося их посмотреть в зеркало, хорошо ли. Окончив примерку, закройщица говорит, что платье или пальто теперь надо отдать шить портнихе и что заказ будет готов завтра.
На третий день заказчики приходят за готовым заказом. Закройщица примеряет уже готовое платье (пальто). При этом она вносит в одежду кое-какие добавления (чтобы готовая вещь отличалась от примерявшейся накануне). Так, например, она завязывает поясок (цветную нитку) или бантик на шею. Заказчик расплачивается с приемщицей, представив ей квитанцию, и получает свой заказ.
. В первый раз надо все игровые действия делать медленно, объясняя детям, как и зачем то или иное из них
производится. Объяснение должно носить характер рассуждения вслух. Ребенок должен четко представить себе, в какой связи каждое действие находится с остальными игровыми действиями, каково его место в игре. Поэтому мы и предлагаем, проводя игру в первый раз, показывая ее детям, фактически обучая ей, планировать ее не на один день, а на три. В первый день дети покупают ткань и оформляют заказ в ателье, во второй день они приходят на примерку, а на третий день—шитье и выдача заказав. Наше предложение, конечно, носит лишь характер рекомендации. Можно планировать игру и иначе, нужно только, чтобы, проводя ее в первый раз, воспитатель не допустил никакой спешки:-ведь цель обучения новой игровой теме состоит не в том, чтобы дети формально усвоили игровые действия и механически их выполняли, а в том, чтобы, поняв смысл игровых действий, их взаимозависимость, соподчинение, они могли адекватно отражать определенное явление, действительности.
В последующих играх детям можно предоставить самостоятельность и помогать им, направлять их игру лишь советом. Однако в первой самостоятельной игре воспитателю надо взять на себя роль портнихи, чтобы показать детям ее богатые игровые возможности. Закройщица (теперь уже кто-нибудь из детей) поручает портнихе шить заказ. Надо показать детям, как действовать воображаемой иголкой, как вдевать в нее нитку,' как ею шить, как портниха пользуется утюгом, разглаживая швы. В дальнейшем роль портнихи должен исполнять кто-нибудь из детей.
Если детям еще трудно самостоятельно провести и
развить игру, если их действия формальны, неразверну
ты, скованны, речь в ходе игры не помогает строить пос
леднюю, игра идет вяло, скучно, воспитатель должен
включиться в нее в качестве одного из действующих лиц,
чтобы направить ее ход, оживить игру, помочь детям
овладеть ею. В таком случае целесообразно участие вос
питателя в игре в качестве разных действующих лиц по
очередно. Так, например, сегодня он берет на себя роль
приемщицы, завтра закройщицы, послезавтра —
портнихи. Конечно, включение воспитателя в игру должно носить, непринужденный характер. Если он, например, скажет: «Вы играете ллохо, вы не умеете играть, я 134
1бу)ДУ вас учить», вряд ли это оживит игру и хоть в малой Степени обрадует детей. Если же воспитатель весело ска-Ккет детям: «Как интересно! Я тоже хочу играть! Можно тине играть с вами? Я буду мама (или приемщица |и т.-д.)», дети, безусловно, с радостью согласятся. Такое Иуча'стие воспитателя повлияет на ход и характер игры, Вразнообразя ее, оживляя, направит детей по пути твор-Иреских исканий и принесет им этим огромное удовлетворение, радость и пользу.
Мы даем лишь один вариант игры, который может и •должен изменяться, дополняться, сменяться другими ва-Вриантами по мере обучения и развития детей. Так, можно принимать в пошив одежду для обычных кукол, а к I концу года игра должна быть настолько освоена, что в • ателье будут шить воображаемую одежду и для самих 1 детей. Дети при этом будут не просто заказчиками, но и •: доктором, парикмахером, рабочим, шофером, заказывающими себе одежду.
Игра в «библиотеку»
Эта игра содействует пробуждению у детей интереса и любви к книгам, воспитанию бережного к ним отношения.
Во время экскурсии в библиотеку надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: не лежат где попало, а аккуратно стоят на полках, не порваны, не смяты, подклеены, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачкалась светлая обложка. Надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, не перегибать ее, не мять, не загибать уголки, не слюнявить пальцы, переворачивая страницы, не облокачиваться на нее, не бросать, а аккуратно класть и т. д. Надо объяснить, что каждую книгу должны прочесть много детей» Если сначала один мальчик будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще одна девочка, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не, смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят читать ее и смотреть в ней картинки.
Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь:.выдает, записывает, принимает книги, следит за их сохранностью и т. д. Нужно пока-
зать детям читальный зал и объяснить его назначение: толстые книги берут читать домой, а журналы и газеты можно читать в читальне.
Для закрепления.полученных на экскурсии зналий и впечатлений надо провести с детьми беседы по открыткам, рисункам, изображающим библиотеку, читальню, читающих детей, детей, получающих книгу в подарок, и т. д.
Воспитатель вместе с детьми должен привести в порядок все имеющиеся в группе книги:.подклеить, разгладить те, у которых повреждена обложка, обернуть их и написать на обертках названия. Полезно провести специальные занятия, чтобы научить детей культурно обращаться с книгами. На занятиях изобразительной деятельностью можно сделать с ребятами различные закладки (и для себя, и в подарок родителям или старшим братьям и сестрам). Их можно разрисовать или сделать узор с помощью аппликации, склеить из полосок цветной бумаги. Надо научить детей пользоваться закладками — они должны лежать во всех книгах, которые дети читают. В каждую книгу можно вклеить маленький бумажный кармашек для листочка с названием этой книги. Все это должны сделать ребята под руководством воспитателя на занятиях.
После этого воспитатель может сказать детям, что у лих в группе будет своя библиотека. Дети должны аккуратно поставить на лолку книги, а дежурным нужно вменить в обязанность следить за порядком на полке также строго, как за.порядком в игровых уголках.
Когда все книги в группе будут приведены в порядок, и поставлены на полку, а дети научатся их аккуратно оттуда снимать и так же аккуратно, не загибая страниц, в том же порядке ставить, надо рассмотреть с ними иллюстрации к «Книжке про книжки» С. Я. Маршака и побеседовать об изображенном: хороший ли мальчик нарисован? Почему дети думают, что он плохой? Аккуратно ли он обращался с книжками? Как надо с ними обращаться? Как починили книжки в библиотеке? И т. д. Если дети видели фильмы по сказкам К. И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», если знают их содержание, можно сказать им: «Помните, от неряхи, от грязного мальчика убежали одеяло, книжка, пирожок, брюки? Помните, тетя не мыла посуду, не берегла ее, 136
вбросала, и лосуда убежала от нее? Гриша бросал книж-1ки, не ставил их на место, рвал, мял их, не берег, был •неряхой, неаккуратным, плохим мальчиком. Книжки то-•зке убежали от него в библиотеку. Там их подклеили, •обернули в чистую бумагу и дали читать хорошим маль-Вчикам и Девочкам, которые не рвут книжки, не берут их
• грязными руками, не мнут их».
Для проведения игры в первый раз в группу надо
• принести несколько новых книг, которых дети раньше не
I видели. Если родители.приносят для детей книги, можно
Вне отдавать их по одной, а, начиная игру, сразу внести
'• в группу целую стопку новых книг. Можно использовать
[ книжки-малышки и самодельные книжки. Иногда книж
ки-малышки печатают в детском календаре, их надо раз
резать, сложить, сделать обложку и сшить или скрепить,
как тетради. Все это можно делать вместе с детьми. По
том дети и сами смогут пополнять свою библиотеку та
кими самодельными книжками.
Детям надо сказать, что открывается библиотека, что в библиотеку можно записаться'всем. В первой игре библиотекарем должен быть воспитатель. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя. В абонемент он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. Встречая читателя, библиотекарь опрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется, конечно, и читальный зал, где читают журналы («'Веселые картинки» и другие журналы для дошкольников, которые надо заранее приготовить для игры), рассматривают картинки.
Надо предупредить читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на автобусе, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе или метро только посмотреть картинки и т. д. Дети легко и быстро овладевают этой игрой и с удовольствием включают ее в свой активный игровой фонд.
Поскольку игра в «библиотеку» имеет меньше вариантов, чем другие игры, для развития, обогащения можно объединять ее с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «поездки», в «детский сад», в «школу» и т. д.).