Обучение Рейхсвера

Период с 11 ноября 1918 и до января 1921 был особенно бурным временем для немецкой армии, когда была распущена старая армия и создана новая, организованная в соответствии с условиями Версальского Соглашения. Несмотря на большие трудности, в течение первых нескольких лет после перемирия 1918 года обучение солдат, небольших подразделений и полков велось также, как и в ходе войны.

Система обучения призывников старой имперской армии состояла из нескольких недель интенсивной начальной подготовки в учебных ротах армейских полков. В мирное время все роты обучались и держались вместе с целью прохождения полного цикла военной службы. С началом войны однако роты новобранцев стали подразделениями первоначальной подготовки, размещенными в местах дислокации полков в мирное время, и с главной целью обеспечения подготовки обученного запаса для родных полков. Целая система мероприятий была направлена на обеспечение единства и слаженности подразделений. Солдаты, которые обучались вместе, и в целом держались вместе. Полк нес ответственность за свое собственное подразделение и программу индивидуальной подготовки, а солдаты часто обучались теми самыми офицерами и унтер-офицерами, которые должны были затем руководить ими в бою. Поэтому полковые унтер-офицеры и офицеры были сильно заинтересованы в подготовке жестких и всесторонних учебных программ.

В послевоенном временном рейхсвере основной проблемой была организация эффективных и слаженных частей для ведения боевых действий против коммунистических повстанческих отрядов и для защиты восточной границы от недавно возникшего Польского государства. Выполнение задачи создания новой военной силы во время инфляции, политической нестабильности и демобилизации полевой армии казалось невозможным — но так или иначе было достигнуто. Создание реальной военной силы после перемирия оказалось одним из внушительных доказательств эффективности старого Генерального штаба.

Первоначально временный рейхсвер был создан на базе кадров сохранившихся частей имперской армии и фрейкора (созданного для борьбы с коммунистами и защиты границы). Поскольку солдатам фрейкора хорошо платили, а безработных ветеранов было много, оказалось несложным набрать количество солдат, достаточно большое для борьбы с внутренними противниками и защиты восточной границы. С 1919 по 1923 годы эти проблемы были главными стратегическими проблемами для Германии. Временный рейхсвер, а после 1921 года просто рейхсвер, были настолько заняты решением этих задач, что до 1923–24го годов едва ли было возможным обучение больших воинских частей и проведение маневров дивизионного масштаба. Трудно найти точные цифровые данные по потерям, но имеющиеся статистические данные потерь Рейхсвера между 1919 и 1923 годами свидетельствуют о серьезности борьбы, которая велась с целью подавления коммунистических выступлений в индустриальных районах Германии. В кампании против Баварской советской республики в апреле — мае 1919 года, Рейхсвер и фрейкор потеряли тридцать восемь солдат погибшими и сотни раненными.{324} В ходе подавления коммунистического восстания в Руре в марте 1920-го года, фрейкор и Рейхсвер потеряли пятьсот солдат убитыми и раненными.{325} Временный Рейхсвер был настолько втянут в подавление внутренних мятежей, что в 1919 и 1920 годах во всей армии было распространено наставление по тактике ведения городских боев.{326}

В той беспорядочной обстановке, в которой тогда работало Войсковое управление, создавая новые наставления, тактику и концепции, оставались в силе тактические руководства и инструкции 1918-го года, а система обучения отдельных солдат и подразделений Временного Рейхсвера продолжала оставаться измененным вариантом системы обучения старой имперской армии вплоть до 1921–24 года, когда были выпущены новые наставления и инструкции. Поскольку тактика и система обучения образца 1918 года были эффективными в то время, данный факт не представлял никакого неудобства. Даже в ходе внутренней борьбы, являвшейся по сути эквивалентом гражданской войны, временный рейхсвер сохранял свойственный старой армии упор на подготовку солдат и специалистов. Отчеты подразделений, входящих в состав полков Временного рейхсвера, расположенных в 1919–20 году в Саксонии, сохранившиеся в значительной части, показывают, что подразделения занимались организацией учебных курсов по подготовке специалистов-пулеметчиков, минометчиков и артиллеристов.{327}

Концепции элитной профессиональной армии генерала фон Зекта был нанесен значительный ущерб Версальским соглашением, позволившим Германии иметь армию, много меньшую, чем идеальные с точки зрения Зекта вооруженные силы общей численностью в 200–300 тысяч солдат, поддержанных милицией. В течение 1919–20 годов немцы вели переговоры с союзниками, стремясь ослабить требования соглашения. Немцы просили разрешения создать армию в 200 000 солдат, обладающих полным набором современного вооружения. Неприятие союзниками такой армии побудило Зекта изменить в 1921 году свою концепцию элитной армии. Новая армия впредь должна была преследовать две цели: действовать в качестве элитной ударной военной силы Германии и быть готовой к быстрому развертыванию в профессиональную, отлично подготовленную армию в составе 21 дивизии. Эта, последняя, армия считалась минимальной силой, необходимой для адекватной обороны страны. При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку.{328} Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры — взводом, лейтенанты — ротой, и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии.

Fuhrerheer предъявлял намного более высокие требования к уровню подготовки личного состава чем любая другая армия, имевшаяся ранее у Германии. Поэтому для привлечения на службу в армию качественного призывного состава, уровень жизни военнослужащих должен был быть повышен. Жалование было увеличено, жесткая дисциплина призывной армии смягчена, а жизненный уровень профессиональных военных резко улучшен. Начиная с 1920–21 годов, армейские бараки были отремонтированы и реконструированы в более удобные армейские квартиры. Впредь каждый унтер-офицер должен был иметь свою собственную комнату, а в одной, хорошо оборудованной спальне, напоминающей скорее комнату в университетском общежитии, должно было жить не более четырех — восьми рядовых — разительный контраст по сравнению с рядами коек в помещениях, предназначенных для больших подразделений, обычных для имперской армии.{329} Особый акцент делался на хорошем питании, а подразделения должны были иметь полный набор спортивного инвентаря и оборудованы для солдатского отдыха, предполагались войсковые библиотеки и солдатские клубы. Внутри армии была создана целая система курсов, дающих знания профессиональной и классической школы солдату, поступившему на службу на длительный срок, с тем чтобы дать ему профессию и подготовить к жизни в гражданском общества после завершения двенадцатилетнего срока службы.{330}

Все это было существенным отклонением от прусской военной традиции, проповедовавшей спартанские условия службы для призывника. Однако это хорошо работала на привлечение того типа солдата, в которых нуждалась «Армия командиров». Молодой немец, поступающий на службу в рейхсвер, должен был иметь физическое и умственное развитие выше среднего. В Девятом пехотном полку, типичной военной части 12 процентов имели закончили среднюю школу или имели классическое образование, 55 процентов работали или учились в сфере коммерции, 18 процентов получили ремесленное образование и 15 процентов имели крестьянское происхождение.{331} Историк Германн Теске описывал личный состав Девятого полка как очень квалифицированный; большое количество рекрутов и небольшой размер армии позволяли отбирать в Рейхсвер только лучших претендентов.{332} Когда полк был сформирован, в 1920-м году, большинство унтер-офицеров были ветеранами-фронтовиками, что было типичным и для других полков.{333} История первого кавалерийского полка отмечает, что в послевоенный период было гораздо больше добровольцев, чем открытых вакансий, что позволяло тщательно отбирать будущих солдат.{334} В Рейхсвере в целом к 1928-му году было по пятнадцать претендентов на одно место.{335} Набор рядовых обычно находился в руках ротных и батарейных командиров. Гарольд Гордон утверждал, что «в результате децентрализованной системы пополнения местные офицеры могли проводить отбор в соответствии со своими собственными пожеланиями, но не отмечалось никаких жалоб, свидетельствовавших о широко распространенном злоупотреблении такой привилегией. Рейхсвер хотел иметь хороших солдат — и получил их.»{336}

Ученые, изучающие историю Рейхсвера, соглашаются, что представлял собой первоклассные вооруженные силы в отношении качественного уровня его офицерского и рядового состава. Гордон назвал его «действительно профессиональной армией. Не только офицеры, но также и солдаты поступали на военную службу, чтобы посвятить ей значительную часть своей жизни и, как ожидалось, будут изучать свою профессию, как если бы они были докторами, адвокатами или академиками.»{337} Не будет преувеличением оценка Рейхсвера как лучшей армии своего времени.{338}

Рейхсвер был дислоцировался на территории всей страны в составе небольших гарнизонов батальонного и реже полкового размера.{339} Такая практика размещения большинства гарнизонов в маленьких городах и поселках была неудобной, но помогла изолировать солдат от левой пропаганды и агитации, влияние которой было бы сильно в крупных городах.{340} В начале 20-х, солдат Рейхсвера проходил свое начальное обучение в этой небольшой замкнутой гарнизонной среде; он лишь изредка мог увидеть весь полк целиком, собранный для проведения учений. После стабилизации политической обстановки в середине 20-х, полки и дивизии стали объединяться для совместного обучения гораздо чаще.

Обучение новобранца в Рейхсвере, полный курс обучения базовым навыкам пехотинца и солдата, обычно длилось около шести месяцев. Ганс Майер-Велькер, поступивший на службу в Рейхсвер в качестве кандидата в офицеры в 1925-м году и прошедший курс молодого бойца, описал его как строгое и всестороннее обучение. в учебном батальоне четырнадцатого пехотного полка, куда попал Майер-Велькер, акцент делался на физической, а также традиционной строевой подготовке.{341} Большая часть тренировок проводилась в форме многочисленных ночных и дневных тактических учений. Солдатам выдавались тактические наставления, которые они, как предполагалось, будут изучать в свое свободное время.{342}

Солдаты каждого рода войск Рейхсвера в дополнение к специальному обучению в рамках своего рода войск проходили базовый пехотный учебный курс. Так, например, солдаты, попавшие в автомобильные войска, в течение первых двух лет своей службы наряду с курсами механиков, водителей и технического обучения проходили и пехотный учебный курс.{343} Родом войск, в наименьшей степени изменившим свои учебные программы по сравнению с предвоенными подходами, оказалась кавалерия. Даже при том, что ведение боя в спешенных порядках было частью довоенной программы обучения, верховая езда оставалось основой обучения кавалерии и после войны, а кавалерист все еще получал соответствующее снаряжение и обучался владению пикой и саблей.{344} Сутью всего обучения кавалерии оставалась как индивидуальная, так и групповая верховая езда. Однако конная езда в строю — хотя послевоенная программа обучения кавалерии и уделяла этому большое значение — имела лишь небольшое практическое военное применение к началу 20-х годов. Кавалерия безусловно оказалась самым консервативным родом войск. Описание большее части высшего командного состава как реакционного в военном отношении не является преувеличением. Основным наставлением для кавалерии было Армейское наставление 12,впервые изданное в 1912 году. Новое издание лишь с некоторыми незначительными изменениями было выпущено Рейхсвером в 1926-м году.{345} После Первой мировой войны практически все младшие офицеры оказались сторонниками упразднения пики, но все полковые кавалерийские командиры Рейхсвера настаивали на сохранении этого живописного, но бесполезного оружия. Только в октябре 1927 года командующий армией, генерал Вильгельм Гейе, преодолел оппозицию полковников-кавалеристов и приказал упразднить пику в кавалерии.{346}

С развитием армии, время с конца весны и до начала осени стало сезоном полковых и дивизионных маневров, достигающих наивысшей точки при проведении многодивизионных учений в сентябре. С ноября по март центром обучения солдат была рота. Небольшие подразделения оставались в своих гарнизонах и использовали для обучения расположенные поблизости полигоны. Отчет американского военного атташе в Германии, написанный в 1927 году, детально описывает обучение немецких воинских частей в ходе зимы. Этот отчет проливает свет на обучение Рейхсвера начиная с ранних 20-х годов и до начала перевооружения в 1934 году.{347} Американский атташе был впечатлен уроками тактики в классном помещении, которые проводил ротный командир для всей роты. Большой (2 на 4 метра) ящик/стол с песком, который обычно использовался для военных игр и обучения — был намного больше, чем аналогичный стол, используемый в армии США. В этом изображении боевых действий на участке роты использовались масштабные модели зданий и снаряжения, а также фигуры, представляющие каждого солдата роты. В ходе урока командир роты поэтапно проговаривал с солдатами тактические проблемы, постоянно задавая вопросы и получая ответы, «сначала задавался вопрос и класс должен был назвать имя человека, который должен ответить на этот вопрос. Вопросы и ответы аккуратно сменяют друг друга, причем нет и секундной паузы между вопросом ответом или между ответом и следующим вопросом; каждый человек должен быть начеку.»{348}

Атташе считал, что физическая подготовка немецких солдат гораздо лучше, чем такая же в американских вооруженных силах. Нормативы Рейхсвера предполагали для своих солдат большее количество напряженных маршей, чем стандартные нормы в армии США: «что касается проворства и ловкости, то немцы гораздо лучше подготовлены физически чем наши собственные солдаты»;{349} комментарий американского наблюдателя озвучил «впечатление о чрезвычайно высоком уровне подготовки.»{350} В соответствии с концепцией Зекта касательно создания «армии командиров», в ходе ротных учений при решении различных тактических задач происходила постоянная ротация унтер-офицеров через должности взводных командиров, с целью дать им практический опыт командования взводом. Даже рядовым давали возможность попеременно действовать в качестве командира отделения в ходе решения тактических задач. Задачи роты, описанные американцем, включали действия роты в качестве полкового авангарда, атаку вражеских укрепленных позиций, а также атаку пулеметных точек. Для придания реализма учениям использовались макеты пехотных орудий, а также пулеметов. В целом маневры осуществлялись «с большим энтузиазмом»; что касается лидерства, то «хотя приказы взводам и отделениям отдавались младшими унтер-офицерами и рядовыми, качество этих приказов было высоким, соответственно уровень командования везде был первоклассным.»{351}

Другие отчеты о проведении в Рейхсвере обучения на уровне роты также свидетельствуют о том, насколько серьезным и напряженным оно было. подразделения Рейхсвера обычно большую часть своего времени проводили на свежем воздухе. Франц фон Гертнер, бывший в начале 20-х лейтенантом, вспоминал, что пехотная рота, в которой он служил под началом будущего фельдмаршала Эриха фон Манштейна, регулярно тратила 4 дня в неделю на полевые учения. Три дня отводились на марши и тактические занятия и один на огневую подготовку. Только один день отводился на внутриказарменные занятия.{352}


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: