Средства обучения - все материальные (технические средства обучения, школьные принадлежности, школьные помещения, учебники, пособия и т.п.) и духовные ценности (например, мягкое учительское слово), способствующих повышению эффективности процесса обучения.
Типология средств обучения:
А. Простые средства:
- Словесные средства (учебники и другие печатные средства);
- Простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты и т.д.).
Б. Сложные средства:
- Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств (фотоаппарат, диаскопии, эпидиаскопа, микроскоп, телескоп);
- Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (передатчик, магнитофон, радио);
- Аудиовизуальные средства, сочетающие изображения со звуком (звуковой фильм, видеомагнитофон, телевидение);
- Средства, автоматизирующие процесс обучения: дидактические машины (обучающие машины, машины для экзаменов, тренажеры), лингвистические кабинеты, компьютеры.
Факторы, влияющие на выбор методов обучения:
1. Общие цели образования, воспитания и развития.
2. Особенности предмета и учебного материала.
3. Цели и задачи урока.
4. Реальные учебные возможности учащихся.
5. Комплекс психологических и гигиенических факторов.
6. Имеющиеся средства обучения.
7. Мастерство учителя.