Какие существуют виды обратной связи?

Первый вид - усиливающая обратная связь, которая по­рождает изменения в системе, в целом приводящие к усиле­нию первоначального изменения. Тогда система все больше наращивает изменения. Главное заключается в том, что уси­ливающая обратная связь подталкивает систему в том са­мом направлении, в котором она уже движется (рис. 2 [по 4, с. 208]).

Второй вид обратной связи — стабилизирующая обрат­ная связь — когда изменения в системе в целом приводят к ослаблению первоначального изменения. Простой пример: система рыбного промысла, связывающая количество трау­леров и запасы рыбы в море, поясняет этот тип обратной связи (рис. 3 [по 4, с. 211]). В животном мире легко найти много примеров систем с обратной связью. Пример такой связи мы можем наблюдать в ситуации «растительность- олени; олени—волки» (см. рис. 1)

Имеется еще одна любопытная разновидность обрат­ной связи — так называемая упреждающая связь. Лучше всего пояснить ее смысл на психологическом примере. Если человек считает, что его никто не любит, то он со­ответственно посылает различные сигналы, что он та кой человек, которого любить нельзя. Например, избегает смотреть в глаза другому, отворачивается, если ему го­ворят что-то хорошее, в ответ на искренний компли­мент может со злостью сказать: «Да, ничего лучше не могли придумать, чтобы поиздеваться надо мной». И не дай бог начать перед ним оправдываться или что-то разъяснять. Это только укрепит подозрения человека, «которого никто не любит». После этого любезный люби­тель комплиментов и правду начнет думать, что этот тип — неприятный человек и, в свою очередь, оба получат в бу­дущем и другие взаимные подтверждения. Круг замыка­ется.

Еще лучше в качестве примера привести отрывок из рассказа Карела Чапека «Человек, который никому не нра­вился» [5, с. 71-76].

«— Господин Колда. — сказал Пацовский, — я тут чего-то не возьму в толк. Остановился у меня один гость, некий Ройдл, живет уже две недели, и ничего ты о нем не скажешь: платит исправно, не пьянствует, в карты не играет, но... Зна­ете, что, — вырвалось у Пацовского. — Зайдите как-нибудь взглянуть на него.

— Ав чем же дело? — спросил Колда.

— В том-то и загвоздка, — продолжал Пацовский, — что я и сам не знаю. Ничего, кажется, особенного в нем нет, но как бы это вам сказать? Этот человек мне не нравится, и баста.

С виду такой учтивый, а... И почта ему не приходит. Мне кажется, он избегает людей. И это мне тоже не нра­вится.

- Как это — избегает людей? — заинтересовался Колда.

- Он не то чтобы избегает, — как-то неуверенно продол­жал Пацовский, —но... скажите, пожалуйста, кому охота в сентябре сидеть в деревне? А если перед гостиницей оста­новится машина, так он вскочит даже во время еды и спря­чется в свою комнату. Вот оно как! Говорю вам, не нравится мне этот человек.

Ройдл вздохнул, в его бегающих глазах появилось горе­стное и какое-то загнанное выражение.

- Почему? — вырвалось у него, — почему все мне гово­рят, что я им не нравлюсь?

— Потому что вы чего-то боитесь, - наставительно ска­зал Колда, — вы что-то скрываете, а это никому не нравится. Почему вы, Ройдл, никому не смотрите в глаза? Ведь вам ни­где нет покоя. Вот в чем дело, господин Ройдл.

— Роснер, — поправил бледный человек удрученно.

— Да, — согласился Роснер. — Сказать по правде, боль­ше я все равно бы не выдержал. За эти три года я ни с кем по душам не поговорил. Вот только сейчас. Не мог даже поесть как следует. Едва взглянет кто, я уже стараюсь исчезнуть. Все смотрели на меня как-то подозрительно, — пожаловал­ся Роснер.

Но почему все смотрели на меня так подозрительно? Разве я похож на преступника?

Колда испытующе поглядел на него.

— Я вам вот что скажу, Роснер, — произнес он. — Те­перь уже нет. Теперь вы уже выглядите совсем как обыч­ный человек. Но раньше вы мне, приятель, не нравились. Я даже не знаю, что всех против вас так восстанавлива­ло... Но, — решительно добавил Колда, — Маринка сейчас отведет вас в суд. Еще нет шести часов, и сегодняшний день вам зачтут. Не будь сегодня воскресенья, я бы сам вас отвел. Чтобы вы знали что... что против вас мы ничего не имеем. Все это было из-за вашей необщительности, Роснер. А теперь все в порядке. Маринка, наденьте ему наручники!

— Знаете, Маринка, — заявил вечером Колда, — я вам скажу, мне этот Роснер понравился. Очень милый человек, не правда ли? Я думаю, больше года ему не дадут.

— Я попросил, — сказал жандарм (Маринка) Паненка, краснея, — чтобы ему принесли два одеяла. Он не ведь не привык спать на тюремной койке.

Это хорошо, — заметил Колда. — А я скажу надзирателю, чтобы он поболтал с ним...»

Наши ожидания и тревоги, опасения и надежды способ­ствуют формированию именно того будущего, которое мы представляем и способствуют тому, что возникают самораз­рушающие пророчества или самоосуществляющиеся про­гнозы.

Уильям Глассер, американский психотерапевт (автор так называемой терапии реальностью, который долго работал в 60-х годах прошлого столетия с осужденными девушками-подростками), привел следующий великолеп­ный пример позитивного программирования будущего [6, с. 87, 88].

Исследователи Р. Розенталь и Л. Джекобсон наугад отобрали по пять человек из каждого класса Одной американской школы. После того, как учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность академического успеха в будущем, проверя­ющие, как бы между прочим, сообщили учителям, что отобранные для тестирования дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал этих учащихся был ничуть не выше, чем у остальных. Резуль­тат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в срав­нении с другими детьми, так и в сравнении безотноси­тельно чужих успехов. Исходя из наличия прочих равных условий, вывод напрашивается сам собой. Ни на чем не основанное пророчество сбылось благодаря новому отношению учителей к детям. Учителей воодушевило известие о том, что в привычно «сером» классе есть несколько способных детей. В результате наряду с за­программированным успехом якобы перспективных детей произошел заметный сдвиг в учебе и у всех детальных учащихся этого класса. В приведенном примере решаю­щую роль сыграла вера учителей в возможности своих учеников.

Упреждающая связь связывает пророчество и управле­ние: из самого названия ясно, что речь идет о том, что для управления системой используется информация об ее буду­щих состояниях. Итак, программирование будущего часто оказывает влияние на настоящее.

Вывод: социальные системы существуют благодаря цик­лическим связям в их структуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: