Введение. Основные понятия в сфере физической культуры

Понятие это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления). В изучении вопросов теории и практики физической культуры большое значение отводится правильному пониманию основных понятий в данной области.

Термин физическая культура появился в конце 19 века в Анг­лии в период бурного становления современного спорта. Уже само наименование физическая культура указывает на ее принад­лежность к культуре. Современное емкое понятие культура охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной дея­тельности, имеющих ценность для общества и личности.

Средства физической культуры: 1)физические упражнения; 2) естественные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) информационные технологии.

Деятельностная сфера физической культуры: 1) массовая физическая культура; 2) лечебная физическая культура; 3) спорт (олимпийский спорт и спорт для всех); 4) адаптивная физическая культура (и адаптивный спорт).

Массовая физическая культура. Массовую физическую культуру обра­зуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического вос­питания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздо­ровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения тело­сложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация – это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавли­вается умственная и физическая работоспособность.

Лечебная физическая культура. Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физи­ческие упражнения для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт в традиционном выражении физкультура и спорт вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рам­ки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также виды спорта (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд тех­нических видов спорта и т.д.), непосредственно не связанные с большой дви­гательной.

Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции: 1) спорт как соревновательная деятельность; 2) спорт как средство разностороннего развития человека; 3) оздоровительно-рекреативная функция спорта; 4) спорт как зрелище, т.е. эстетическое свойство спорта; 5) спорт как сфера широких социальных отношений; 6) экономическое значение спорта.

Физкультурное воспитание – составная часть общего вос­питания. Это учебный, педагогический процесс, направленный на освоение чело­веком личностных ценностей физической культуры. Оно включает: 1)спортивное, 2) физическое, 3) эстетическое, 4) валеологическое, 4) нравственное, 5) акмеологическое воспитание.

Основоположником научной системы физкультурного воспитания (перво­начально – физического образования) является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образова­ния» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке спе­циалистов физического воспитания, прообразом современного Санкт-Петер­бургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Выпускники получают профессиональное высшее физкультурное образование. В нефизкультурных вузах студенты получают неспециальное (непрофессиональное, общее) физкультурное образование.

Физическое развитие биологический процесс становления и измене­ния естественных морфологических и функциональ­ных свойств орга­низма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, си­ла, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. Физическое развитие в известной мере обусловливается законами на­следственности, закону возрастной ступенчатости, закону единства организма и среды. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.

Физическая подготовленность является внешним проявлением уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстро­ты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыками,необходимыми для успешного осуществления опреде­ленного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служ­ба, спорт и т.д.). В практике физического воспитания физическая подготовленность оп­ределяется по результатам выполнения специальных тестов. Необходимый уровень физической подготовленности достигается в ре­зультате физической тренировки, называемой физической подготовкой.

Физическая подготовка и ее результат – физическая подготовлен­ность могут носить как общий характер (общая физическая подготовка или подготовленность – ОФП), так и направленный на определенный вид деятель­ности (специальная физическая подготовка или подготовленность).

Общая физическая подготовка направлена на достижение определенно­го уровня развития основных физических качеств, на овладение жизненно не­обходимыми умениями и навыками и является одной из основных составляю­щих процесса физического воспитания.

На основе общей физической подготовленности строится специальная физическая подготовка, в частности, спортивная и профессионально-приклад­ная физическая подготовка (ППФП), являющиеся не менее важными состав­ляющими процесса физического воспитания.

Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных уме­ний и навыков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и пси­хических качеств, а также повышение общей (неспецифической) устойчивости организма к неблагоприятным условиям профессиональной деятельности.

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке.Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердеч­но-сосудистой, нервной и других систем организма. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональ­ную подготовленность организма к физической на­грузке. Функциональную подготовленность отдельной системы организма оце­нивают с помощью так называемых функциональных проб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: