Глава 1. Региональная политика Литвы и отношения с Российской Федерацией

Опыт формирования и реализации региональной политики в странах Балтии заслуживает особого внимания, поскольку он имеет общие черты, характерные для стран Центральной и Восточной Европы, и в то же время связан с настойчивым отходом от системы государственной власти и управления советского типа. Поскольку неудержимое стремление к самостоятельности и суверенитету даже в бытность СССР являлось важнейшей особенностью этих стран, то к моменту восстановления государственной независимости в странах Балтии был уже накоплен некоторый самостоятельный опыт законотворчества. [1, с. 54-57]

«Литва имеет долгую традицию добрососедских отношений с Россией. В 1920 г. Литва и Советская Россия подписали Мирный договор, которым Россия признала суверенитет и независимость Литвы. Однако в результате пакта Молотова-Риббентропа Советский Союз, нарушив Мирный договор, после предъявления ультиматума в 1940 г., оккупировал, а позже аннексировал Литву. Новая основа отношений двух независимых государств была заложена в 1991 г. Позднее последовали следующие важные положительные практические шаги по усилению двусторонних отношений и сотрудничества: 31 августа 1993 г. Россия завершила вывод своих войск из Литвы. 18 ноября 1993 г. было подписано межправительственное соглашение о торгово-экономических отношениях, которым стороны предоставили друг другу статус наибольшего благоприятствования в торговле. 24 октября 1997 г. был подписан межгосударственный договор о государственной границе Литвы и России, а также договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море. В 2011 году отмечалoсь 20-летие восстановления дипломатических отношений между Литвой и Россией.» - такое определение литовско-российским отношениям можно встретить на сайте Министерства Иностранных Дел Литовской Республики. [2]

Так как же развивались отношения этих двух стран после получения Литвой независимости?

После окончания Второй мировой войны в истории Литовского государства была открыта новая страница – Литва снова вошла в состав СССР и, тем самым, лишилась права на самоопределение в вопросах как внутренней политики, так и внешней. Стремление вернуть свой статус-кво и быть принятой в лоно евроатлантической структуры литовская земля смогла реализовать лишь после окончания холодной войны, 11 марта 1990 года. В этот день Литва покинула состав Советского Союза, тем самым заявив о восстановлении государственной независимости и положив начало процессу распада СССР. [5, с.66]

25 октября 1992 г. Был избран Сейм независимой Литвы. В 1993 г. принято Конституцию. Соответственно с этим документом, Литва провозглашалась независимой демократической республикой. Ее тогдашнее правительство сразу начало проводить бескомпромиссную антироссийскую политику. Такую политику правых центристов возглавлял Ландсбергис. В ней проявлялось стремление к национальному самоутверждению и старание принизить своего основного «исторического противника» - Россию. От Российской Федерации требовали не только немедленного выведения советских войск со своей территории, но и выставили счет за убытки, причиненные Литве за годы «советской оккупации», которые составляли 146 млрд. долларов. Подобная политика вызвала реакцию со стороны России. Во второй половине 1992 г. она даже прекратила поставку газа Литве, из-за чего социально-экономическое положение Литвы значительно ухудшилось. [3, с. 175]

В результате серьезных ошибок, допущенных этим правительством, как и во внутренней, так и во внешней политике, в 1992 году к власти пришли представители Демократической партии труда во главе с А. Бразаускасом. Новое правительство начало строить свои отношения с Россией и Польшей – «историческими» соседами-соперниками – принимая в расчет объективную реальность неизбежности развития этих отношений с позиций, отвечающих взаимным интересам. Подобный подход очень быстро принес позитивные результаты: из Литвы вывели российские войска; обе страны заключили несколько торговых и экономических договора. [3, с. 175-176]

В 1998 году к власти пришел Адамкус - гражданин США литовского происхождения. Он пребывал у власти до 2002 года, а затем был избран на второй срок (2004-2009 гг.) после объявления импичмента избранному в 2002 г. Паксасу. Годы правления Адамкуса характеризовались тем, что внешняя политика Литвы имела ярко выраженный прозападный и проамериканский характер. Адамкус активно способствовал продвижению Литвы в Европейский Союз и НАТО. Именно с его подачи государство развило тесные связи с Америкой и рядом стран Запада. [3, с. 177]

До начала 2008 года Литва среди других прибалтийских государств считалась наиболее лояльной к России. Однако в январе 2008 года президент Адамкус заявил, что его государство будет добиваться признания факта оккупации его страны в 1940-1941 и 1945-1990 гг. Советским Союзом и возмещение убытков от нее в количестве 28 млрд. долларов (В Ландсбергис с свое время выставлял счет на 146 млрд. долларов). Россияне напоминают, что находясь в составе СССР, литовцы, кроме репрессий, которые охватили всю территорию Союза, получили огромные промышленные предприятия, самый большой в странах Балтики автобан, сотни тысяч жилых домов, огромный флот из 200 кораблей и много другого (по подсчетам литовских экономистов, капиталовложения советского периода достигают 65 млрд. дол.). Логичнее было бы выставить претензии к Германии. Во время фашистской оккупации в Литве умер каждый 6 житель, было разрушено хозяйство, было вывезено много оборудования и т.д. [3, с. 179-180]

Приход к власти в 2009 г. Д. Грибаускайте многие аналитики расценивали как возможность пересмотра Вильнюсом своих традиционных ориентиров и приоритетов в сфере внешней политики, основанных на принципах проамериканизма, глобализма и русофобии. Поэтому перед лицом объективных обстоятельств Д. Грибаускайте была вынуждена заняться формированием «новой внешней политики». [4, с. 33]

По мнению нынешнего президента, проблема и уязвимость Литвы заключалась в том, что «у нас была одновекторная внешняя политика - или США, или никто. Сегодня, я очень надеюсь, нам удастся повернуться в сторону многовекторной внешней политики, чтобы было не- сколько векторов». [4, с. 34.]

Однако радикальных перемен в области внешней политики она не совершила. Не предложив ни реальной альтернативы, ни преемственной стратегии, внешняя политика президента в последнее время подвергается острой критике в силу отсутствия ясных ориентиров, понятных политической элите страны.

Следует отметить, что внешняя агрессивность Литвы по отношению к Москве с приходом Д. Грибаускайте уменьшилась, но с места отношения двух стран так и не сдвинулись. [4, с. 36.]

В целом нынешняя ситуация даёт осторожную надежду на то, что отношения между двумя странами вступают в новый этап. Во всяком случае, Россия может воспринимать Латвию как относительно слабое звено в цепи антироссийски настроенных стран "балтийского единства".

Говоря об отношениях Литвы со странами Восточной Европы, стоит отметить, чтоприоритеты внешней политики этого государства в последнее время (президентство Грибаускайте) характеризуется намерением отказаться от "регионального лидерства" Литвы, состоящего в поощрении антироссийских настроений в Грузии, Молдавии и Украине, а также в поддержке белорусской оппозиции. По её словам, "надо дружить не с бедняками с Востока, а с богатыми странами запада".[5, с.75]

Отношения Литвы с Польшей довольно противоречивы. Суть проблемы заключается в правах польского национального меньшинства в Вильнюсском крае и в целом в Литовской Республике. Поляков не удовлетворяет тот факт, что они не могут писать свои фамилии в паспорте и названия улиц в местах своего компактного проживания на польском языке. Кроме того, протест вызывает Закон об образовании для школ национальных меньшинств, в соответствии с которым учащиеся нелитовских школ с 2013 г. должны будут сдавать литовский язык на том же уровне, что и литовцы, а преподавание некоторых предметов в этих школах (в первую очередь истории и географии) планируется вести на литовском. [4, с. 35-36.]

При этом очевидно, что Польша как стратегический союзник важнее Литве, чем Литва Польше. Во-первых, Республика Польша сегодня является приоритетным партнером США в Европе. Поэтому близкие отношения с Варшавой могут дать Литовской Республике возможность привлечь внимание Америки к своим проблемам, и наоборот. Во-вторых, Польша - это «большое» европейское государство с гораздо бóльшим влиянием в Европе, чем Литва. Иными словами, теряя Польшу, Литва теряет важного партнера и влияние в ЕС и НАТО. В-третьих, Литве необходимо участие Польши в строительстве АЭС на своей территории и создании «электромоста» между государствами. Однако если отношения двух стран и дальше будут ухудшаться, то Польша может решить самостоятельно строить АЭС и/или сотрудничать в данной сфере с Россией, которая возводит АЭС в Калининградской области.

Таким образом, Литва, занимая принципиальную позицию в отношении польского меньшинства, действует недальновидно.

Таким образом, накопленный во время руководства В. Адамкуса потенциал в литовско-польских отношениях сегодня растрачен, а нерациональное «упрямство» Литвы в будущем может дорого обойтись в стратегическом плане.

Заметно изменились позиции Вильнюса в общении со странами постсоветского пространства, отношения с которыми были своеобразной визитной карточкой экс-президента Валдаса Адамкуса. Во времена В. Адамкуса Литва очень активно взаимодействовала с Грузией и Украиной в рамках американской стратегии «демократии на Восток», преследуя цель их скорейшей евроатлантической интеграции. Такую позицию можно было поддерживать или критиковать, но она оставалась четкой и последовательной. С приходом же к власти Д. Грибаускайте ситуация заметно изменилась, свидетельством чего стала приписываемая президенту фраза: «Подписываем договоры о партнерстве с нищими, а с принимающими решения странами находимся в конфронтации». Видимо, вследствие этого Грузия и Украина оказались во многом забыты Вильнюсом как значимые партнеры.

Еще одна особенность внешней политики Дали Грибаускайте и, как следствие, самой Литвы, - тесное сотрудничество с Белоруссией и ее лидером Александром Лукашенко. Беларусь важна Литве по крайней мере потому, что по перевалке грузов через Клайпедский порт в 2010 г. она заняла первое место. Кроме того, Вильнюс всегда позиционировал себя в качестве посредника между ЕС и Минском. Поэтому, когда отношение Евросоюза к Беларуси стало изменяться (в лучшую сторону в контексте ее нарастающих противоречий с Москвой), Литва оказалась в авангарде налаживания связей с Минском. Однако вскоре прагматизм Д. Грибаускайте начал выходить за ценностные рамки ЕС. По сообщению агентства «Рейтер», на встрече с европейскими дипломатами она заявила: «А. Лукашенко — это гарант экономической и политической стабильности, а также независимости Белоруссии». Практика доказала неосторожность литовского подхода, в результате чего Литва потеряла лицо, чрезмерно уповая на обещания А. Лукашенко.

Важным пунктом региональной политики любого государства является его участие в международных организациях. Литва состоит в таких международных организациях региона:

1. NB8 (англ. сокращение Nordic Baltic Eight) - это восемь Северных и Балтийских государств - Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Литва, Латвия, Эстония, которые с 1992 года осуществляют регулярное сотрудничество в различных сферах и на различных политических уровнях.

2. Совет государств Балтийского моря был основан в Копенгагене в 1992 году как неформальный региональный политический форум, цель которого - ускорять интеграционные процессы и поддерживать позитивное развитие региона. Сегодня деятельность СГБМ включает в себя всех полей сотрудничества на межправительственном уровне, кроме обороны.

3. Северный Совет создан в 1971 г. и является форумом межправительственного сотрудничества Северных стран, где обеспечивается усиление сотрудничества Северных стран и пропагандируется северный идентитет. Сотрудничество, осуществляемое в рамках этого совета, объединяющего пять Северных стран: Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию и Швецию и три автономных региона: Аландские, Фарерские острова и Гренландию.

4. Еще одной новой формой сотрудничества северных и Балтийских стран является инициатива e-PINE (“Enhanced Partnership in Northern Europe”). Это - обновленная политика США в Северной Европе в формате 8+1, которая направлена на утверждение зоны безопасности и стабильности в регионе и использование опыта северных и Балтийских государств для развития соседних регионов.

То, что именно эти организации перечислены на сайте Министерства Иностранных Дел Литовской Республики в контексте регионального сотрудничества, дает возможность считать их приоритетными в региональной политике Литвы. [6]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: