1.Уметь писать буквы кириллицы, правильно называть их и их
звуковое, числовое значения; читать слова, написанные под
титлом.
2.Давать характеристику гласным и согласным звукам.
3.Определять позиции редуцированных гласных звуков.
4.Уметь транскрибировать старославянские слова.
5.Ориентироваться в терминах «праславянский», «старославянский»,
«церковнославянский», «восточнославянский» (древнерусский) языки.
6.Объяснять происхождение общеславянских гласных и согласных звуков.
7.Устанавливать исторические границы морфем, не осложненных поздними
процессами опрощения и переразложения.
8.Уметь характеризовать происшедшие изменения с использованием перспективного и ретроспективного видов анализа:
а) из индоевропейской или общеславянской реконструкции выводить старославянские и древнерусские соответствия; б) старославянские и древнерусские параллели возводить к доисторическим реконструкциям.
9. Находить исторические чередования звуков, обусловленные действиями
закона открытого слога и закона слогового сингармонизма, и устанавливать
фонетические закономерности, оставившие след в тех или иных словах.
|
|
10.Определять происхождение (старославянское или древнерусское) слова по фонетическим, морфологическим, словообразовательным и лексико-
семантическим признакам.
11.Определять части речи и их грамматические категории.
12.Характеризовать именную систему склонения в целом и отдельные ее
типы по древней основе.
13.Характеризовать местоимения, имена прилагательные, счетные слова
(числительные), глагол, его именные формы (причастия, инфинитив, супин).
14.Выполнять комплексный анализ текста.
Материал для подготовки к контрольной работе № 1 по теме «Праславянское фонетическое наследие в старославянском языке».
1.Повторите теоретический материал занятий 1, 2, 3.
2.Используя образцы объяснений из занятий 1 и 2, раскройте
происхождение исторических чередований звуков в словах:
боудити-бъдhти, гоубити-гыбhль, тешти-истhкати, лежати-ложе, расточити-растачати, зъвати-съзывати, роуда- ръдhти-рыждь, почити-покои, лити- сълои, клевати- клю~ши, д@ти-дъм@, жьн@-ж#ти, совр. русск. распять —распинать; хруст —хрящ; драть —задира; рвать —разрывать; надутый —надменный.