Метод наведения и система управления

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПЛЕКСЕ

Назначение и состав

Переносный зенитный ракетный комплекс «Игла» (9К38) пред­назначен для поражения реактивных, турбовинтовых и винтомо­торных самолетов, а также вертолетов на встречных и догонных курсах в условиях естественных (фоновых) и искусственных теп­ловых помех при визуальной видимости цели.

В состав комплекса входят боевые средства, средство приема целеуказания, средства технического обслуживания и учебно-тре­нировочные средства.

Состав, устройство и принцип действия боевых средств ком­плекса изложены в разд. 3—7.

К средству приема целеуказания относится переносный элек­тронный планшет (ПЭП) 1Л15-1, который обеспечивает своевре­менное оповещение стрелка-зенитчика о местонахождении и на­правлении движения воздушной цели, а также указывает на принадлежность цели («свой», «чужой»).

С комплексом могут использоваться средства связи: радиостан­ция Р-147 и радиоприемник Р-147П.

К средствам технического обслуживания относятся ПКП 9В866 и КПА 9Ф719, предназначенные для проведения технического об­служивания элементов комплекса соответственно в полевых усло­виях и на базах (в арсеналах).

К учебно-тренировочным средствам относятся полевой трена­жер 9Ф635, тренировочно-практический комплект 9Ф634, комп­лект контроля пуска 9Ф636 и габаритно-весовой макет ракеты с ПМ9К38.

В походном положении боевые средства комплекса переносят­ся на плечевом ремне за спиной (рис. 1).

Пуск ракеты производится с плеча из положения стоя или с колена с открытой позиции, обеспечивающей обзор воздушного пространства (рис.2).

Комплекс позволяет производить пуски из окопа, с позиций, занимаемых на воде и болотистой местности, с объектов броне­танковой техники, движущихся по ровной местности со скоростью не более 20 км/ч, а также с автомобиля с места или короткой ос­тановки.

Комплекс позволяет производить пуск ракеты стрелком-зенитчиком в индивидуальных средствах противохимической защиты.

Обслуживание комплекса с помощью ПКП 9В866 осуществляется силами специализированного расчета.

Метод наведения и система управления

Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропор­ционального сближения, при котором управляющий сигнал про­порционален абсолютной угловой скорости вращения линии ви­зирования ракета — цель. Сущность метода заключается в том, чтобы свести к нулю угловую скорость линии визирования, что обеспечит встречу ракеты с целью в упрежденной точке.

Система управления полетом предназначена для реализации выбранного метода наведения ракеты на цель. В качестве измери­теля угловой скорости линии визирования используется однока­нальная гироскопическая головка самонаведения. В основу построения бортовой аппаратуры заложен принцип одноканального управления вращающейся ракетой с работающим в релейном ре­жиме исполнительным органом (РМ), позволяющим, используя вращение ракеты, создавать управляющую силу в любом направ­лении пространства.

Схемы наведения ракеты на цель по методу пропорционально­го сближения на встречном и догонном курсах приведены на рис. 3.

На начальном участке траектории ракета летит не в упреж­денную точку; угловая скорость линии визирования не равна ну­лю. Оптическая головка самонаведения измеряет эту угловую ско­рость и пропорционально ее величине формирует команду управле­ния, исполняя которую, рули РМ создают управляющую силу в нужном направлении пространства. Под воздействием управляю­щей силы ракета разворачивается относительно центра масс, при этом появляются углы атаки или скольжения, в результате чего создается результирующая подъемная сила, изменяющая траекто­рию полета ракеты таким образом, чтобы свести к нулю угловую

 
 

скорость линии визирования.

Рис. 3. Схемы наведения ракеты на цель по методу пропорцио­нального

сближения на догонном и встречном курсах

Метод пропорционального сближения в системе наведения с оп­тической головкой самонаведения обеспечивает попадание ракеты вблизи наиболее теплоконтрастных элементов конструкции цели. При пусках ракет по реактивным самолетам центр попаданий ле­жит в районе среза сопла двигателя. Однако конструкция совре­менных самолетов такова, что район среза сопла является мало­уязвимой областью для ракеты с боевой частью малой мощности. Для повышения эффективности поражения при пусках по реактив­ным самолетам в ракете предусмотрена схема смещения центра группирования попаданий в направлении полета самолета, т.е. в его корпус. Схема смещения вырабатывает дополнительный сиг­нал, который обеспечивает отклонение ракеты от среза сопла в корпус самолета.

В целях обеспечения необходимых углов возвышения и упреж­дения при пуске ракеты предусмотрена схема автоматического разворота ее на начальном участке траектории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: