Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением гигиенических норм, правил безопасности, активным использованием оздоровительных сил природы (воздуха, солнца, воды).
2.1. Физические упражнения
Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической подготовки, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания в органах внутренних дел.
Когда мы говорим о физической подготовке, мы говорим о физическом упражнении как средстве. Но физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т.е. осуществляется социальное воздействие.
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах.
Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важным средством предупреждения многих заболеваний и борьбы с ними. Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому при проведении занятии по физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел должно учитываться определяющее влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека - единое целое и что любое движение усиливает деятельность многих органов и систем и оказывает общее и целостное воздействие [9,11,12,16].
Рекомендуемые упражнения:
а) упражнения для укрепления функции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения общей (аэробной) выносливости и работоспособности: продолжительная ускоренная ходьба, продолжительный кроссовый бег, непродолжительный кроссовый бег (сочетающийся с упражнениями на гибкость, на силу), лыжный кросс, плавание, игры на воде, баскетбол, футбол, волейбол;
б) упражнения для развития гибкости, повышения эластичности мышц и подвижности в суставах: растягивания, наклоны, повороты, маховые упражнения, биомеханическая стимуляция и т.п.;
в) упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата: бег в утяжеленных условиях (по пересеченной местности, песку, снегу, воде), упражнения на силу общего и локального (отдельные группы мышц) воздействия с собственным весом, гантелями, штангой, партнерами;
г) упражнения для развития силы: упражнения с отягощениями, с собственным весом, на тренажёрах, с использованием спортивных снарядов и подручных средств, с партнером;
д) упражнения для развития быстроты (скоростных способностей) - упражнения, выполняемые в течение 4-5 секунд в максимально возможном темпе: ударные движения руками, ногами (количество ударных движений максимально возможное, исходя из физиологических особенностей организма); комплексно-силовые упражнения; челночный бег; переход из упора присев в упор лёжа; спринтерский бег на 30 - 40 метров, с отягощениями, составляющими 20 процентов от максимально возможного, без отягощения, в облегченных условиях; максимальное количество сгибаний и разгибаний ног, рук, туловища за 4-5 секунд;
е) упражнения для развития общей выносливости и повышения работоспособности: бег продолжительностью 10-60 минут при частоте сердечных сокращений 120-160 ударов в минуту, лыжный кросс, плавание, спортивные игры;
ж) упражнения для совершенствования навыков владения профессиональными двигательными действиями: выполнение боевых приемов борьбы, преодоление препятствий.
2.2. Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
В процессе физической подготовки естественные силы природы используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляются занятия. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Как известно, закаливание - это последовательное повышение сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды. Основные средства закаливания - планомерно используемые естественные факторы природы: солнце, воздух и вода.
Человек получает из внешнего мира очень много раздражений, под влиянием которых в его организме вырабатывается способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни без вреда для здоровья. Закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также различную степень физической нагрузки. Закаленные люди отличаются здоровьем, цветущим видом и высокой сопротивляемостью различным заболеваниям. У них обычно хороший аппетит, спокойный сон, веселое настроение.
Медицина не знает пока лучшего профилактического средства, чем закаливание, которое доступно всем, легко осуществимо и не требует какой-то сложной специальной обстановки.
Очень важно при выполнении закаливающих процедур придерживаться ряда обязательных условий: начинать с малых доз все процедуры, увеличивать их постоянно и проводить систематически и ежедневно.
Примером высокой закаленности организма может служить купание в ледяной воде, что в настоящее время широко практикуется.
Кстати, закаливание организма с помощью холодной воды было хорошо известно нашим предкам.
Знаменитый русский полководец Суворов в детстве был очень хилым, слабым и болезненным ребенком. Но его мечтой была служба в армии, и с детских лет он начал закалять свой организм.
Как вспоминает отставной сержант, прослуживший у него в течение 16 лет, Суворову всегда подавали два ведра самой холодной воды. Сначала он обливал водой лицо, а потом воду лили ему на плечи так, чтобы она скатывалась ручейками к поясу. Такое закаливание привело к тому, что даже в сильные морозы Суворов не носил теплых фуфаек и перчаток, оставаясь всегда в одном мундире.
Одна из самых простых и распространенных процедур закаливания водой - обтирание. Способ обтирания широко известен: полотенце, губку или специальную рукавичку из материи смачивают в воде и, слегка отжимают. Затем последовательно производят обтирание рук (в направлении от пальцев к туловищу), шеи, груди, живота, спины и ног. После этого сухим жестким полотенцем растирают тело до покраснения и появления приятного ощущения теплоты. Сначала проделывают обтирание чуть прохладной водой, затем температуру постепенно понижают.
Хорошим способом закаливания является обливание, которое проводится в домашних условиях с помощью душевой установки. В других условиях, например на даче или в деревне, можно использовать ведро, таз или садовую лейку.
Основную роль при обливании играет температурное раздражение кожи, которое рефлекторно оказывает легкое тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение, дыхание. После водной процедуры кожу обтирают сухой простыней или полотенцем. Температура воды при обливании также должна понижаться постепенно.
В летнее время прекрасным методом закаливания является купание. При купании одновременно действуют вода, воздух и солнце. Положительные эмоции, возникающие при приеме водных процедур, как бы заряжают энергией, придают бодрость, создают хорошее настроение.
Действие солнечных лучей на организм чрезвычайно благотворно. Под влиянием лучей кожа делается более упругой, закаленной, здоровой. Усиливается кровообращение, дыхание делается более глубоким, улучшается аппетит. Но нельзя злоупотреблять солнечными ваннами - солнечные ожоги вредны. Они не только обжигают кожу и вызывают солнечную лихорадку, при которой температура тела повышается иногда до 40 градусов, но, что гораздо хуже, плохо влияют на нервную систему. Человек становится вялым, его ничто не интересует, настроение у него подавленное. Нарушается правильный сон, отсутствует аппетит, появляется раздражительность, одним словом, налицо все признаки нервного заболевания.
Полезно при приеме солнечных ванн двигаться, заниматься физическими упражнениями, играть. При этом усиливается и влияние воздуха, что также во многом способствует закаливанию организма.
Особое значение для укрепления здоровья и даже для лечения многих болезней имеет русская баня - это замечательное изобретение наших далеких предков.
Прежде всего, баня имеет гигиеническое значение как одно из самых лучших средств по уходу за кожей. Находясь в атмосфере горячего и сравнительно влажного воздуха, человек сильно потеет, в результате чего очищаются все поры тела, то есть сальные и потовые железы, нередко содержащие в себе много всяких бактерий. Кожа становится не только чистой, но и мягкой, эластичной, легко растяжимой.
Резкие колебания температуры, происходящие при пользовании баней, способствуют укреплению нервных аппаратов, ведающих регулированием тепловых процессов в организме, что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Это также значительный закаливающий фактор. К тому же пользование баней ведет к усилению обмена веществ, что имеет большое значение для жизнедеятельности организма.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
2.3. Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Одно из главных требований личной гигиены – чистота тела, включающее уход за кожей и полостью рта. Уход за кожей имеет важное значение, т.к. кожа играет большую роль в осуществлении взаимосвязи организма с внешней средой. Давайте вспомним, что кожа представляет собой большое рецепторное поле - сложный и важный орган человеческого тела, что ее рецепторы связаны с ЦНС, и что она защищает внутренние органы от влияния (воздействия) внешней среды, обладая бактерицидной способностью, а также активно участвует в процессе терморегуляции организма. Нормальное выполнение этих функций в значительной степени зависит от чистоты кожного покрова. На коже постоянно скапливается грязь, пыль, продукты потовых и сальных желез, бактерии, что может привести к закупорке сальных желез. При повреждении кожного покрова создаются условия проникновения в организм различных микробов, которых на 1 см2 загрязненной кожи может находиться до 4000.
Все это может привести не только к болезням кожи, но и отрицательно повлиять на здоровье. Поэтому нужно регулярно поддерживать чистоту кожи. Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела, желательно горячей водой с мылом не реже одного раза в 4-5 дней. Кстати, статистика говорит о том, что нормальный человек, выполняющий правила личной гигиены, за свою жизнь потребляет 60 кг мыла, 57 литров шампуня и 18 кг зубной пасты.
В утренний и вечерний туалет входит уход за полостью рта. Зубы следует чистить со всех сторон: с наружной и внутренней, вдоль длинника зубов - сверху вниз и снизу вверх. Щетку после чистки зубов тщательно промывайте горячей водой и храните в футляре. Нельзя пользоваться чужими щетками. Для сохранения зубной эмали избегайте быстрого чередования горячей и холодной пищи.
Достаточное внимание должно уделяться также уходу за волосами. Сотрудник милиции должен быть гладко выбритым и иметь аккуратную прическу.
Одежда и обувь оказывают большое влияние на состояние здоровья человека. Они должны обеспечивать нормальную теплорегуляцию организма, защищать от дождя, снега, ветра, загрязнений и повреждений.
Обувь должна соответствовать размеру и форме ноги и не стеснять движений пальцев. Лучшая высота каблука для постоянно носимой обуви - один-два сантиметра. Ее нужно постоянно очищать от грязи и песка. В домашних условиях лучше заменять уличную обувь домашними туфлями или тапочками. Мокрую обувь после чистки следует просушить в теплом помещении. Перед сушкой кожу рекомендуется слегка смазать тонким слоем касторового масла или специального крема для обуви. Внутренняя поверхность обуви и носки должны быть чистыми и сухими.
Одежда предохраняет наш организм от влияния неблагоприятных климатических повреждений и загрязнения кожного покрова. Одежда должна способствовать созданию необходимого микроклимата между кожным покровом и одеждой. Она должна защищать от потери тепла в холодное время года, в жаркое время года не препятствовать теплоотдаче, защищать от дождя. Теплопроводимость одежды зависит от покроя и пошива, от количества слоев ткани, из которой она сшита. Верхнюю одежду следует периодически проветривать на воздухе, ежедневно чистить щеткой или пылесосом, а в конце сезона отдавать в химическую чистку.
Лучше всего носить трикотажное белье. В очень холодное время можно носить белье из мягкого шерстяного трикотажа. Нецелесообразно пользоваться чрезмерно теплым бельем, изнеживающим кожу. Спать лучше всего в свободном и не стесняющем тело белье.
Постельное белье нужно менять не реже одного раза в неделю, а при напряженной работе чаще.
Особое значение имеет регулярный уход за жилищем: проветривание и уборка помещений.
Наилучшим способом проветривания считается сквозное, при котором одновременно открывают окно и дверь на противоположных сторонах. Проветривать жилую комнату нужно в течение 20-30 мин. по меньшей мере четыре раза в сутки: утром - во время зарядки, после окончания уборки, днем - в послеобеденные часы и перед сном. Температура в комнатах должна быть 18-20 градусов, а во время сна несколько ниже.
Необходимо регулярно мыть окна. Грязные стекла задерживают до 50 процентов и более падающего на них света. Для искусственного освещения лучше пользоваться люминесцентными лампами дневного света.
Убирать жилые помещения рекомендуется ежедневно. При этом чаще пользоваться пылесосом или вытирать пыль сырой тряпкой, подметать пол влажным веником, щеткой, обернутой мягкой тряпкой. Несколько раз в году надо проводить общую уборку: мыть окна, двери, удалять пыль со стен, потолков, из-под громоздких вещей, а также вытряхивать и выбивать мягкую мебель, ковры, одежду и т. п.
Необходимо следить за положением тела во время занятий за
столом. Напоминаем, что сидеть надо прямо, не отклоняться в стороны, голову чуть-чуть наклонить вперед, спину не сгибать, не упираться грудью в передний край стола (между грудью и столом должно быть небольшое расстояние). Нельзя подносить тетрадь, книгу близко к глазам.
От долгого сидения, особенно при письме, наступает утомление. Поэтому, закончив писать, полезно откинуться на спинку скамьи или стула, заложить руки за спину и прогнуться. Еще лучше проделать несколько упражнений из утренней гимнастики, например ходьбу, движения руками и туловищем и еще 2-3 упражнения комплекса.
Несоблюдение этих правил может привести к искривлению позвоночника, что нарушает осанку, делает фигуру некрасивой, а движения скованными. Если у вас слегка отведенные назад и опущенные вниз плечи, прямая постановка головы, развернутая грудная клетка, чуть прогнутая в пояснице спина и подобранный живот, если вы стоите без лишнего напряжения, прямо и непринужденно, то это говорит о хорошей осанке. Неправильная осанка нарушает нормальную деятельность внутренних органов, что вредно влияет на здоровье и работоспособность человека.
Освещенность жилых комнат желательна максимальная. Поэтому не следует злоупотреблять занавесями. Особенно необходимо следить за правильным освещением во время чтения и самоподготовки. Свет в этом случае должен обязательно падать с левой стороны или спереди.
Несколько слов о режиме питания и его значении для сохранения здоровья человека. Принимать пищу наиболее полезно 4-5 раз в день: завтрак утром, второй завтрак часов в 11 - 12, обед, полдник и вечером - ужин.
Есть нужно не спеша, хорошо прожевывая пищу, за столом не читать, не отвлекаться посторонними делами. Надо внимательно относиться к своему питанию, не питаться всухомятку, на ходу. Невыполнение этих правил приводит обычно ко всякого рода желудочным заболеваниям и другим нарушениям в состоянии здоровья.
Большое внимание должно уделяться соблюдению режима дня. Следует знать, что неправильно построенный распорядок дня вредно сказывается на здоровье и работоспособности, может привести к развитию хронического переутомления.
Если человек спит, работает, ест, отдыхает всегда в одни и те же часы, у него создается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование создает соответствующую систему условных рефлексов в коре головного мозга - внутренний, или динамический, стереотип. Благодаря этому облегчаются все виды деятельности - к определенному часу организм как бы «настраивается» на те или иные процессы.
Например, люди, привыкшие обедать, допустим, в 13 часов, уже за 10-15 минут ощущают чувство голода. И это вполне понятно - у них вырабатывается соответствующий рефлекс на время. Пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы выделяют соки, приходит аппетит: организм готов к приему пищи и усвоит ее наилучшим образом. То же происходит с режимом сна, работы, отдыха. Умственная работа тоже гораздо более продуктивна, если она совершается всегда в одно и то же время.
Разумеется, хорош и «выгоден» для организма не всякий режим, а лишь тот, который построен с учетом физиологических возможностей организма, его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.4. Меры безопасности и предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке
Лица, проводящие занятия обязаны соблюдать необходимые меры по предупреждению травматизма.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;
правильной организацией и соблюдением методики проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований дисциплины;
соблюдением правил проведения соревнований;
учётом санитарно-гигиенических требований;
учётом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников;
постоянным наблюдением за внешними признаками утомления занимающихся;
разъяснительной работой среди сотрудников о мерах предупреждения травматизма;
соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов.
2.5. Контроль физической нагрузки при самостоятельном выполнении физических упражнений
Физическая нагрузка - дополнительная по сравнению с состоянием покоя степень функциональной активности организма, привносимая выполнением физического упражнения, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
К объективным показателям физической нагрузки относятся её объём и интенсивность.
Объём - это протяжённость нагрузки во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения, выражаемая в конкретных единицах измерения (километрах, метрах, килограммах, числе повторений).
Интенсивность нагрузки - напряжённость выполняемой работы и степень её концентрации во времени.
Регулирование нагрузки в занятии производится целенаправленным подбором физических упражнений, количеством повторений и интенсивностью их выполнения, а также интервалов отдыха между ними. Наиболее достоверными субъективными показателями являются реакции на физическую нагрузку сердечно-сосудистой и кардио-респираторной систем организма.
Классифицировать физическую нагрузку можно по реакции сердечно-сосудистой системы - частоте сердечных сокращений (пульса) в минуту. Она может быть:
низкой - до 130 уд./мин;
средней – 130-150 уд./мин;
высокой – 150-170 уд./мин;
максимальной - свыше 170 уд./мин.
К субъективным показателям также можно отнести внешние признаки утомления:
изменение окраски кожных покровов (покраснение, побледнение, появление пятен);
потоотделение (незначительное – влажность на лбу и щеках, значительное – выше пояса, резкое – ниже пояса, выступление солей);
учащение дыхания (ровное, периодически через рот, учащенное через рот, отдельные глубокие вдохи, одышка);
движения (уверенные и точные, нарушения ритма, замедление движений, дрожание конечностей);
нарушение сна, аппетита, плохое самочувствие, нежелание заниматься и др.
2.6. Методы физической подготовки
Под методами физической подготовки понимаются способы применения физических упражнений.
Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов - непрерывные и интервальные.
Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.
Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменятся (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности занимающихся, развитии их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при беге на дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 сек., следующий - свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 сек., а каждый последующий - на 2 сек. быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 секунд) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.
Интервальные методы также широко применяются в практике и тренировке (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х 400 м; 10 х 1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3 x 60 м с максимальной скоростью, отдых 3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
В режимах непрерывной и интервальной работы на занятиях по развитию физических качеств используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод используется в процессе физической подготовки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. Он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям занимающихся, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.
При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:
соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;
соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8 - 10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3-5 раз.
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.