Средства и методы физической подготовки

Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением гигиенических норм, правил безопасности, активным использованием оздоровительных сил природы (воздуха, солнца, воды).

2.1. Физические упражнения

Физические упражнения - это основное и специфическое средство физической подготовки, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания в органах внутренних дел.

Когда мы говорим о физической подготовке, мы говорим о физическом упражнении как средстве. Но физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т.е. осуществляется социальное воздействие.

Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах.

Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важным средством предупреждения многих заболеваний и борьбы с ними. Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому при проведении занятии по физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел должно учитываться определяющее влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека - единое целое и что любое движение усиливает деятельность многих органов и систем и оказывает общее и целостное воздействие [9,11,12,16].

Рекомендуемые упражнения:

а) упражнения для укрепления функции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения общей (аэробной) выносливости и работоспособности: продолжительная ускоренная ходьба, продолжительный кроссовый бег, непродолжительный кроссовый бег (сочетающийся с упражнениями на гибкость, на силу), лыжный кросс, плавание, игры на воде, баскетбол, футбол, волейбол;

б) упражнения для развития гибкости, повышения эластичности мышц и подвижности в суставах: растягивания, наклоны, повороты, маховые упражнения, биомеханическая стимуляция и т.п.;

в) упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата: бег в утяжеленных условиях (по пересеченной местности, песку, снегу, воде), упражнения на силу общего и локального (отдельные группы мышц) воздействия с собственным весом, гантелями, штангой, партнерами;

г) упражнения для развития силы: упражнения с отягощениями, с собственным весом, на тренажёрах, с использованием спортивных снарядов и подручных средств, с партнером;

д) упражнения для развития быстроты (скоростных способностей) - упражнения, выполняемые в течение 4-5 секунд в максимально возможном темпе: ударные движения руками, ногами (количество ударных движений максимально возможное, исходя из физиологических особенностей организма); комплексно-силовые упражнения; челночный бег; переход из упора присев в упор лёжа; спринтерский бег на 30 - 40 метров, с отягощениями, составляющими 20 процентов от максимально возможного, без отягощения, в облегченных условиях; максимальное количество сгибаний и разгибаний ног, рук, туловища за 4-5 секунд;

е) упражнения для развития общей выносливости и повышения работоспособности: бег продолжительностью 10-60 минут при частоте сердечных сокращений 120-160 ударов в минуту, лыжный кросс, плавание, спортивные игры;

ж) упражнения для совершенствования навыков владения профессиональными двигательными действиями: выполнение боевых приемов борьбы, преодоление препятствий.

2.2. Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физической подготовки естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляются занятия. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Как известно, закаливание - это последовательное повышение сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей сре­ды. Основные средства закаливания - планомерно используемые естественные факторы природы: солнце, воздух и вода.

Человек получает из внешнего мира очень много раздражений, под влиянием которых в его организме вырабатывается способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни без вреда для здоровья. Закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также различную степень физической нагрузки. Закаленные люди отличаются здоровьем, цветущим видом и высокой сопротивляемостью различным заболеваниям. У них обычно хороший аппетит, спокойный сон, веселое настроение.

Медицина не знает пока лучшего профилактического средства, чем закаливание, которое доступно всем, легко осуществимо и не требует какой-то сложной специальной обстановки.

Очень важно при выполнении закаливающих процедур придержи­ваться ряда обязательных условий: начинать с малых доз все процеду­ры, увеличивать их постоянно и проводить систематически и еже­дневно.

Примером высокой закаленности организма может служить ку­пание в ледяной воде, что в настоящее время широко практикуется.

Кстати, закаливание организма с помощью холодной воды было хорошо известно нашим предкам.

Знаменитый русский полководец Суворов в детстве был очень хилым, слабым и болезненным ребенком. Но его мечтой была служба в армии, и с детских лет он начал закалять свой организм.

Как вспоминает отставной сержант, прослуживший у него в те­чение 16 лет, Суворову всегда подавали два ведра самой холодной воды. Сначала он обливал водой лицо, а потом воду лили ему на плечи так, чтобы она скатывалась ручейками к поясу. Такое закали­вание привело к тому, что даже в сильные морозы Суворов не носил теплых фуфаек и перчаток, оставаясь всегда в одном мундире.

Одна из самых простых и распространенных процедур закаливания водой - обтирание. Способ обтирания широко известен: полотенце, губку или специальную рукавичку из материи смачивают в воде и, слегка отжимают. Затем последовательно производят обтирание рук (в направлении от пальцев к туловищу), шеи, груди, живота, спины и ног. После этого сухим жестким полотенцем растирают тело до по­краснения и появления приятного ощущения теплоты. Сначала про­делывают обтирание чуть прохладной водой, затем температуру постепенно понижают.

Хорошим способом закаливания является обливание, которое проводится в домашних условиях с помощью душевой установки. В других условиях, например на даче или в деревне, можно использовать ведро, таз или садовую лейку.

Основную роль при обливании играет температурное раздражение кожи, которое рефлекторно оказывает легкое тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение, дыхание. После водной процедуры кожу обтирают сухой простыней или полотенцем. Температура воды при обливании также должна понижаться постепенно.

В летнее время прекрасным методом закаливания является купание. При купании одновременно действуют вода, воздух и солнце. Положительные эмоции, возникающие при приеме водных процедур, как бы заряжают энергией, придают бодрость, создают хорошее настроение.

Действие солнечных лучей на организм чрезвычайно благотвор­но. Под влиянием лучей кожа делается более упругой, закаленной, здоровой. Усиливается кровообращение, дыхание делается более глубоким, улучшается аппетит. Но нельзя злоупотреблять солнечны­ми ваннами - солнечные ожоги вредны. Они не только обжигают кожу и вызывают солнечную лихорадку, при которой температура тела повышается иногда до 40 градусов, но, что гораздо хуже, плохо влияют на нервную систему. Человек становится вялым, его ничто не интересует, настроение у него подавленное. Нарушается правиль­ный сон, отсутствует аппетит, появляется раздражительность, одним словом, налицо все признаки нервного заболевания.

Полезно при приеме солнечных ванн двигаться, заниматься физи­ческими упражнениями, играть. При этом усиливается и влияние воздуха, что также во многом способствует закаливанию организма.

Особое значение для укрепления здоровья и даже для лечения многих болезней имеет русская баня - это замечательное изобретение наших далеких предков.

Прежде всего, баня имеет гигиеническое значение как одно из самых лучших средств по уходу за кожей. Находясь в атмосфере горячего и сравнительно влажного воздуха, человек сильно потеет, в результате чего очищаются все поры тела, то есть сальные и потовые железы, нередко содержащие в себе много всяких бактерий. Кожа ста­новится не только чистой, но и мягкой, эластичной, легко растяжимой.

Резкие колебания температуры, происходящие при пользовании баней, способствуют укреплению нервных аппаратов, ведающих ре­гулированием тепловых процессов в организме, что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Это также значительный закаливающий фактор. К тому же пользование баней ведет к усиле­нию обмена веществ, что имеет большое значение для жизнедеятель­ности организма.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

2.3. Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Одно из главных требований личной гигиены – чистота тела, включающее уход за кожей и полостью рта. Уход за кожей имеет важное значение, т.к. кожа играет большую роль в осуществлении взаимосвязи организма с внешней средой. Давайте вспомним, что кожа представляет собой большое рецепторное поле - сложный и важный орган человеческого тела, что ее рецепторы связаны с ЦНС, и что она защищает внутренние органы от влияния (воздействия) внешней среды, обладая бактерицидной способностью, а также активно участвует в процессе терморегуляции организма. Нормальное выполнение этих функций в значительной степени зависит от чистоты кожного покрова. На коже постоянно скапливается грязь, пыль, продукты потовых и сальных желез, бактерии, что может привести к закупорке сальных желез. При повреждении кожного покрова создаются условия проникновения в организм различных микробов, которых на 1 см2 загрязненной кожи может находиться до 4000.

Все это может привести не только к болезням кожи, но и отрица­тельно повлиять на здоровье. Поэтому нужно регулярно поддержи­вать чистоту кожи. Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела, желательно горячей водой с мылом не реже одного раза в 4-5 дней. Кстати, статистика говорит о том, что нормальный человек, выполняющий правила личной гигиены, за свою жизнь потребляет 60 кг мыла, 57 литров шампуня и 18 кг зубной пасты.

В утренний и вечерний туалет входит уход за полостью рта. Зубы следует чистить со всех сторон: с наружной и внутренней, вдоль длинника зубов - сверху вниз и снизу вверх. Щетку после чистки зубов тщательно промывайте горячей водой и храните в футляре. Нельзя пользоваться чужими щетками. Для сохранения зубной эмали избегайте быстрого чередования горячей и холодной пищи.

Достаточное внимание должно уделяться также уходу за воло­сами. Сотрудник милиции должен быть гладко выбритым и иметь аккуратную прическу.

Одежда и обувь оказывают большое влияние на состояние здоровья человека. Они должны обеспечивать нормальную теплорегуляцию организма, защищать от дождя, снега, ветра, загрязнений и повреждений.

Обувь должна соответствовать размеру и форме ноги и не стеснять движений пальцев. Лучшая высота каблука для постоянно носимой обуви - один-два сантиметра. Ее нужно постоянно очищать от грязи и песка. В домашних условиях лучше заменять уличную обувь домаш­ними туфлями или тапочками. Мокрую обувь после чистки следует просушить в теплом помещении. Перед сушкой кожу рекомендуется слегка смазать тонким слоем касторового масла или специального крема для обуви. Внутренняя поверхность обуви и носки должны быть чистыми и сухими.

Одежда предохраняет наш организм от влияния неблагоприятных климатических повреждений и загрязнения кожного покрова. Одежда должна способствовать созданию необходимого микроклимата между кожным покровом и одеждой. Она должна защищать от потери тепла в холодное время года, в жаркое время года не препятствовать теплоотдаче, защищать от дождя. Теплопроводимость одежды зависит от покроя и пошива, от количества слоев ткани, из которой она сшита. Верхнюю одежду следует периодически проветри­вать на воздухе, ежедневно чистить щеткой или пылесосом, а в конце сезона отдавать в химическую чистку.

Лучше всего носить трикотажное белье. В очень холодное вре­мя можно носить белье из мягкого шерстяного трикотажа. Неце­лесообразно пользоваться чрезмерно теплым бельем, изнеживаю­щим кожу. Спать лучше всего в свободном и не стесняющем тело белье.

Постельное белье нужно менять не реже одного раза в неделю, а при напряжен­ной работе чаще.

Особое значение имеет регулярный уход за жилищем: проветри­вание и уборка помещений.

Наилучшим способом проветривания считается сквозное, при ко­тором одновременно открывают окно и дверь на противоположных сторонах. Проветривать жилую комнату нужно в течение 20-30 мин. по меньшей мере четыре раза в сутки: утром - во время зарядки, после окончания уборки, днем - в послеобеденные часы и перед сном. Температура в комнатах должна быть 18-20 градусов, а во время сна несколько ниже.

Необходимо регулярно мыть окна. Грязные стекла задерживают до 50 процентов и более падающего на них света. Для искусственного освещения лучше пользоваться люминесцентными лампами днев­ного света.

Убирать жилые помещения рекомендуется ежедневно. При этом чаще поль­зоваться пылесосом или вытирать пыль сырой тряпкой, подметать пол влажным веником, щеткой, обернутой мягкой тряпкой. Не­сколько раз в году надо проводить общую уборку: мыть окна, двери, удалять пыль со стен, потолков, из-под громоздких вещей, а также вытряхивать и выбивать мягкую мебель, ковры, одежду и т. п.

Необходимо следить за положением тела во время занятий за
столом. Напоминаем, что сидеть надо прямо, не отклоняться в стороны, голову чуть-чуть наклонить вперед, спину не сгибать, не упираться грудью в передний край стола (между грудью и столом должно быть небольшое расстояние). Нельзя подносить тетрадь, книгу близко к глазам.

От долгого сидения, особенно при письме, наступает утомление. Поэтому, закончив писать, полезно откинуться на спинку скамьи или стула, заложить руки за спину и прогнуться. Еще лучше проделать несколько упражнений из утренней гимнастики, например ходьбу, движения руками и туловищем и еще 2-3 упражнения комплекса.

Несоблюдение этих правил может привести к искривлению позвоночника, что нарушает осанку, делает фигуру некрасивой, а движения скованными. Если у вас слегка отведенные назад и опущенные вниз плечи, прямая постановка головы, развернутая грудная клетка, чуть прогнутая в пояснице спина и подобранный живот, если вы стоите без лишнего напряжения, прямо и непринужденно, то это говорит о хорошей осанке. Неправильная осанка нарушает нормальную деятель­ность внутренних органов, что вредно влияет на здоровье и работо­способность человека.

Освещенность жилых комнат желательна максимальная. Поэтому не следует злоупотреблять занавесями. Особенно необходимо следить за правильным освещением во время чтения и самоподготовки. Свет в этом случае должен обязательно падать с левой стороны или спереди.

Несколько слов о режиме питания и его значении для сохранения здоровья человека. Принимать пищу наиболее полезно 4-5 раз в день: завтрак утром, второй завтрак часов в 11 - 12, обед, полдник и вечером - ужин.

Есть нужно не спеша, хорошо прожевывая пищу, за столом не читать, не отвлекаться посторонними делами. Надо внимательно относиться к своему питанию, не питаться всухомятку, на ходу. Не­выполнение этих правил приводит обычно ко всякого рода желудоч­ным заболеваниям и другим нарушениям в состоянии здоровья.

Большое внимание должно уделяться соблюдению режима дня. Следует знать, что неправильно построенный распорядок дня вредно сказывается на здоровье и работоспособности, может привес­ти к развитию хронического переутомления.

Если человек спит, работает, ест, отдыхает всегда в одни и те же часы, у него создается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование создает соответствующую систему условных реф­лексов в коре головного мозга - внутренний, или динамический, стереотип. Благодаря этому облегчаются все виды деятельности - к определенному часу организм как бы «настраивается» на те или иные процессы.

Например, люди, привыкшие обедать, допустим, в 13 часов, уже за 10-15 минут ощущают чувство голода. И это вполне понятно - у них вырабатывается соответствующий рефлекс на время. Пищевой центр в мозге возбуждается, пищеварительные железы выделяют соки, приходит аппетит: организм готов к приему пищи и усвоит ее наилучшим образом. То же происходит с режимом сна, работы, отдыха. Умственная работа тоже гораздо более продуктивна, если она совершается всегда в одно и то же время.

Разумеется, хорош и «выгоден» для организма не всякий режим, а лишь тот, который построен с учетом физиологических возможностей организма, его возрастных и индивидуальных особенностей.

2.4. Меры безопасности и предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке

Лица, проводящие занятия обязаны соблюдать необходимые меры по предупреждению травматизма.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;

правильной организацией и соблюдением методики проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований дисциплины;

соблюдением правил проведения соревнований;

учётом санитарно-гигиенических требований;

учётом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников;

постоянным наблюдением за внешними признаками утомления занимающихся;

разъяснительной работой среди сотрудников о мерах предупреждения травматизма;

соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов.

2.5. Контроль физической нагрузки при самостоятельном выполнении физических упражнений

Физическая нагрузка - дополнительная по сравнению с состоянием покоя степень функциональной активности организма, привносимая выполнением физического упражнения, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

К объективным показателям физической нагрузки относятся её объём и интенсивность.

Объём - это протяжённость нагрузки во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения, выражаемая в конкретных единицах измерения (километрах, метрах, килограммах, числе повторений).

Интенсивность нагрузки - напряжённость выполняемой работы и степень её концентрации во времени.

Регулирование нагрузки в занятии производится целенаправленным подбором физических упражнений, количеством повторений и интенсивностью их выполнения, а также интервалов отдыха между ними. Наиболее достоверными субъективными показателями являются реакции на физическую нагрузку сердечно-сосудистой и кардио-респираторной систем организма.

Классифицировать физическую нагрузку можно по реакции сердечно-сосудистой системы - частоте сердечных сокращений (пульса) в минуту. Она может быть:

низкой - до 130 уд./мин;

средней – 130-150 уд./мин;

высокой – 150-170 уд./мин;

максимальной - свыше 170 уд./мин.

К субъективным показателям также можно отнести внешние признаки утомления:

изменение окраски кожных покровов (покраснение, побледнение, появление пятен);

потоотделение (незначительное – влажность на лбу и щеках, значительное – выше пояса, резкое – ниже пояса, выступление солей);

учащение дыхания (ровное, периодически через рот, учащенное через рот, отдельные глубокие вдохи, одышка);

движения (уверенные и точные, нарушения ритма, замедление движений, дрожание конечностей);

нарушение сна, аппетита, плохое самочувствие, нежелание заниматься и др.

2.6. Методы физической подготовки

Под методами физической подготовки понимаются способы применения физических упражнений.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов - непрерывные и интервальные.

Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.

Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменятся (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности занимающихся, развитии их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при беге на дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 сек., следующий - свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 сек., а каждый последующий - на 2 сек. быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 секунд) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Интервальные методы также широко применяются в практике и тренировке (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х 400 м; 10 х 1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3 x 60 м с максимальной скоростью, отдых 3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на занятиях по развитию физических качеств используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе физической подготовки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. Он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям занимающихся, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);

соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;

соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8 - 10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3-5 раз.

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: