Формы физической подготовки

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, которые характеризуются определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также условия проведения занятий.

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в форме:

физических упражнений в режиме дня (утренняя физическая зарядка, комплексы физических упражнений в условиях дежурства, дополнительных практических занятий во время проведения инструктажей перед заступлением на службу);

учебных занятий;

самостоятельных занятий физическими упражнениями;

физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

3.1. Утренняя физическая зарядка

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Она состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину, прививает основные гигиенические навыки. Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Регулярно проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья, она полезна для всех людей, начиная от детского и заканчивая пожилым возрастом. Особенно необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Утренняя физическая зарядка направлена на укрепление здоровья и закаливание организма, сохранение физической и умственной работоспособности, повышение физической тренированности сотрудников органов внутренних дел.

Утренней физической зарядкой рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел занимается самостоятельно.

Утренняя физическая зарядка для курсантов и слушателей учреждений образования МВД является обязательным элементом распорядка дня и проводится после подъема ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) на открытом воздухе. Ее продолжительность не менее 30 мин. При неблагоприятных погодных условиях (сильный мороз с ветром, проливной дождь) по указанию дежурного по учебному заведению зарядка может проводиться в проветренных помещениях. Зарядка проводится командирами или назначенными для этого курсантами (слушателями) в составе учебной группы (взвода). Места для проведения зарядки закрепляются за подразделениями [1,6,9,16].

3.2. Комплексы физических упражнений в условиях сниженной двигательной активности (дежурства)

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных физиологов труда показывают, что введение регламентированных перерывов на отдых во время работы уменьшает утомление работающих и дает заметное повышение производительности труда. При этом улучшается функциональное состояние организма человека. Регламентированный отдых более эффективен, чем перерывы, используемые нерегулярно, по усмотрению самого работающего.

Физиологи, изучив влияние на организм работающего таких факторов, как физическая нагрузка, нервное напряжение, рабочая поза и перемещение в пространстве, монотонность работы, гиподинамия и гипокинезия (дефицит двигательной активности и мышечных напряжений), темп работы, микроклимат (содержание вредных веществ), шум, вибрация и т. д., разработали несколько научно обоснованных типовых комплексов, направленных на повышение возбудимости центральной нервной системы, для снятия нервного напряжения, для нормализации мозгового и периферического кровообращения.

Чистое время, отведенное на отдых в разных режимах, составляет от 10 до 36 мин. Продолжительность перерывов - от 5 до 12 мин. Их может быть 2-4 и более в течение рабочего дня [1,6].

3.3. Дополнительные практические занятия

Дополнительные практические занятия проводятся в течение 10-15 минут во время проведения инструктажей перед заступлением на службу.

Их целью является закрепление навыков владения боевыми приемами борьбы, специальными средствами (резиновой палкой, наручниками, средствами связывания).

Содержание включает выполнение одного-двух приемов из каждого раздела боевых приемов борьбы.

3.4. Учебные занятия

Основной формой физической подготовки являются учебные занятия (далее – занятия), которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические.

3.4.1. Теоретические занятия

Теоретические занятия проводятся по следующей примерной тематике:

«Общая физическая подготовка и боевые приёмы борьбы как основные компоненты готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению профессиональных задач»;

«Требования и основные положения нормативных, правовых документов, регламентирующих организацию физической подготовки в органах внутренних дел»;

«Основы организации и методики проведения занятий по общей физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел»;

«Основы организации и методики проведения занятий по обучению боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел»;

«Тактика применения боевых приемов борьбы».

3.4.2. Практические занятия

Практические занятия являются основным видом занятий. Они организуются в виде учебных, учебно-тренировочных, инструкторско-методических, показательных занятий и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Части занятия являются обязательными и всегда располагаются в названной последовательности. Выделение этих частей обусловлено определенными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями.

Основной формой физической подготовки являются практические учебные занятия.

Подготовительная часть служит для создания необходимых предпосылок для решения основной цели занятия. Задачи подготовительной части занятия:

начальная организация занимающихся, ознакомление с предстоящей работой и создание необходимой психологической установки;

функциональная постепенная подготовка организма к предстоящей основной деятельности;

создание благоприятного эмоционального состояния.

Подготовительная часть учебного занятия включает строевые приёмы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Часто придерживаются следующей последовательности: ходьба; бег и его разновидности; различные варианты прыжков; потягивания; упражнения для мышц шеи, рук и пояса верхних конечностей, туловища, ног; упражнения в парах или комплексы вольных упражнений; упражнения для восстановления дыхания.

В основной части занятия реализуются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программой и планом текущей работы:

формирование и совершенствование двигательных умений и навыков применения боевых приёмов борьбы;

развитие физических качеств и способностей;

укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

воспитание морально-психологических и волевых качеств;

закаливание организма.

В основной части занятия могут применяться любые физические упражнения, служащие эффективному решению перечисленных задач. Это, например, предусмотренные программой боевые приёмы борьбы и технические действия, прикладные и спортивные формы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания и т. д.), гимнастические общеразвивающие и вольные упражнения, упражнения с предметами, на снарядах, тренажерах; разнообразные комбинации естественных движений, выполняемых в непривычных условиях или усложненных различными временными ограничениями.

Заключительная часть занятия направлена на постепенное снижение функциональной активности организма, приведение его в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создания в возможной мере установки на эту деятельность.

Задачами заключительной части занятия являются:

снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц;

регулирование эмоциональных состояний;

подведение итогов занятия: обратить внимание на допущенные ошибки и указать способы их устранения, уточнить самочувствие, дать задание для индивидуальной работы.

Наиболее характерные упражнения для заключительной части занятия: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленных на постепенное снижение напряженности функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; упражнения на расслабление основных групп мышц и осанку.

После заключительной части занятия проводятся организованные гигиенические процедуры – умывание, душ, массаж и др. [9,16].

Для проведения учебных занятий по физической подготовке руководителем органа (подразделения) внутренних дел назначаются инструкторы по физической подготовке. Они обязаны:

знать содержание учебной программы и нормативные требования по физической подготовке;

уметь составлять планы-конспекты и методически правильно организовать и проводить учебные занятия по физической подготовке;

знать особенности проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками различных медико-возрастных групп [12].

3.4.3. Учебно-тренировочные занятия

Учебно-тренировочные занятия проводятся c целью достижения высоких спортивных результатов.

Структура учебно-тренировочного занятия не отличается от других видов занятий.

Данный вид занятий представляет собой основную форму организации спортивной подготовки и направлен на целенаправленное развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков с учётом специфики вида спорта.

Для проведения учебно-тренировочных занятий в спортивных командах, секциях органов (подразделений) внутренних дел назначаются инструкторы (тренеры) по видам спорта. Они обязаны:

планировать и проводить занятия, а также воспитательную работу в команде (секции);

знать основные формы и методы спортивной тренировки, уметь правильно дозировать нагрузку на занятиях;

принимать участие в оформлении материалов на присвоение сотрудникам спортивных званий и разрядов;

вести учет работы спортивной команды (секции).

Учебно-тренировочные занятия по видам спорта проводятся:

в сборных командах органов (подразделений) внутренних дел - с наиболее подготовленными сотрудниками-спортсменами;

в спортивных секциях (командах) - с сотрудниками, желающими повысить свое спортивное мастерство по культивируемым в органах (подразделениях) внутренних дел видам спорта;

в подразделениях - со всеми сотрудниками по упражнениям программы физической подготовки и служебно-прикладным видам спорта [11,12].

3.4.4. Инструкторско-методические занятия

Инструкторско-методические занятия проводятся в целях повышения знаний, совершенствования умений по организации и проведению занятий.

В подготовительной части инструкторско-методического занятия ставятся задачи и объявляются основные учебные вопросы, проверяется готовность к занятиям.

В основной части инструкторско-методического занятия уточняются задачи, содержание учебной программы и предстоящих занятий в подразделениях, проверяются знания требований документов, регламентирующих организацию физической подготовки; производится анализ организации и методики проведения отдельных частей занятия и методики обучения упражнениям, приёмам и действиям.

В заключительной части инструкторско-методического занятия даётся оценка теоретической, практической и методической готовности инструкторов к проведению практических учебно-тренировочных занятий.

3.4.5. Показательные занятия

Показательные занятия проводятся в целях показа образцовой организации и методики занятий, выработке единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки.

3.5. Самостоятельные занятия

Сотрудник может самостоятельно заниматься выбранным видом спорта или направлением физической подготовки с учётом поставленных задач.

Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами и способностями. Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, однако, если они согласуются с основными задачами физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Часто это не столько спортивно-тренировочные занятия, сколько не имеющие непосредственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по общей физической подготовке. По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу или продолжительный бег, в том числе «трусцой», ходьбу на лыжах, или главным образом материал атлетической гимнастики, либо спортивные игры по упрощенным правилам и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера и др.).

На данную форму занятий, хотя они и организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля.

Несмотря на то, что сотрудник может самостоятельно выбирать вид занятий или вид спорта, предпочтение следует отдавать видам спорта, имеющим профессионально-прикладную направленность – борьба, бокс, рукопашный бой, стрельба и др. [9,10,12,16].

3.6. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия являются одной из форм физической подготовки и направлены на:

укрепление здоровья;

повышение уровня профессионально-прикладного мастерства в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами и положениями;

вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом;

пропаганду здорового образа жизни;

организацию досуга.

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся в следующих формах: учебно-тренировочные сборы, занятия в спортивных секциях, соревнования по массовым и прикладным видам спорта, спортивные праздники и другие мероприятия.

Ежегодно проводится круглогодичная Спартакиада Академии среди курсантов, студентов и профессорско-преподавательского состава, которая включает следующие виды:

легкоатлетический кросс

борьба самбо

стрельба из табельного оружия

волейбол

мини-футбол

рукопашный бой

служебное многоборье

гиревой спорт

Задачи круглогодичной Спартакиады Академии:

развитие массовости физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни;

улучшение физкультурно-спортивной работы на курсах, кафедрах, в отделах и службах, вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом;

повышение уровня огневой и физической подготовки курсантов, студентов и сотрудников Академии;

определение сильнейших спортсменов и комплектование сборных команд для участия в соревнованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: