В профилактике и контроле распространения
В профилактике ВБИ в стационаре среднему и младшему медперсоналу отводится главная роль – роль организатора, ответственного исполнителя, а также контрольная функция. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение санитарно-
-гигиенических правил и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу профилактики ВБИ.
Сознательное отношение и тщательное выполнение мед-персоналом требований противоэпидемического режима позволяет предотвратить профессиональную заболеваемость сотрудников и сохранить здоровье пациентам.
В вопросах профилактики ВБИ в ЛПУ должны выполняться 3 важнейших требования:
- Сведение к минимуму возможности заноса инфекции.
- Исключение внутригоспитальных заражений.
- Исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.
Профилактика ВБИ включает архитектурно-планировочные мероприятия, санитарно-гигиенические и дезинфекционный режимы в ЛПУ.
|
|
Большое значение в борьбе с ВБИ принадлежит санитарно-
-гигиеническим мероприятиям: соблюдению медицинским персоналом правил личной гигиены, тщательной обработке рук, дезинфекционному и стерилизационному режимам.
- Универсальные меры профилактики
● Медработники, имеющие дело с кровью или другими биологическими жидкостями, должны рассматривать всех пациентов как потенциальный источник инфицирования вирусами гепатитов, ВИЧ–инфекции.
● Следует строго соблюдать такие меры предосторожности, как использование перчаток, масок, халатов и других средств (например, очки предохраняют глаза, влагонепроницаемая одежда защищает кожу и т.д.).
● Кроме того, инъекции, перевязки и утилизацию отработанных материалов надо производить в строгом соответствии с имеющими приказами и рекомендациями.
- Экстренные меры против возможного заражения гепатитом «В»
После обработки раны необходимо у медработников определить титры антител не позднее, чем через 48 час. после несчастного случая. Если медработник ранее не был вакцинирован или титры антител у него ниже 10 МЕ/л, то помимо вакцинации, рекомендуется введение иммуноглобулина против гепатита В.
- Вакцинопрофилактика гепатита «В»
- Медицинские работники, в первую очередь, имеющие контакт с кровью пациентов.
- Студенты средних медицинских заведений (в первую очередь – выпускники).
- Уровни мытья рук
Согласно европейскому стандарту EN 1500 обработка рук медицинского персонала подразделяется на:
· гигиеническое мытье рук – удаление грязи и частично – транзиторной микрофлоры (антисептическим мылом);
|
|
· гигиеническую антисептику рук – предварительную очистку рук от грязи и обработку антисептиком; при этом полностью уничтожается транзиторная микрофлора.
- Общие требования при мытье рук
Ногти должны быть срезаны.
Ношение колец и часов при выполнении процедур, а также во время мытья и обработки рук исключается (углубления на поверхностях ювелирных изделий являются местом размножения микроорганизмов).
Порезы и царапины на руках следует заклеивать водо-непроницаемыми повязками для снижения риска возникновения кровяных инфекций, таких, как гепатит В и С, ВИЧ.
Руки следует тщательно мыть по окончании выполнения процедур, даже в тех случаях, когда использовались перчатки – нарушение целостности перчаток во время работы может остаться незамеченным.
Перенос микроорганизмов с наружной поверхности перчаток на руки возможен при снятии перчаток.
Мыло и дезинфицирующие средства для обработки рук должны быть удобными при использовании и надежными, препятствуя накоплению на коже и передаче микроорганизмов.
Кусковое мыло чаще других становится средством передачи и распространения инфекции. Таким образом, подставка для мыла должна быть с сетчатым дном.
Полотенце из ткани общего пользования быстро становится влажным и является идеальным резервуаром для размножения микроорганизмов.
Что касается автоматических сушилок, то они циркулируют воздух, содержащий большое количество микроорганизмов.
- Виды дезинфекции, их характеристика:
Дезинфекция – это уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды, предметах ухода за больными, медицинском оборудовании и инструментах:
- профилактическая проводится, как предупредительная мера при отсутствии выявленного очага;
- очаговая проводится в случае возникновения инфекции или при подозрении на нее;
- текущая производится многократно;
- заключительная производится однократно после госпитализации, перевода или смерти пациента.
- Методы дезинфекции. Их характеристика:
- механический -не убивает микроорганизмы. Основан на удалении микроорганизмов, включая патогенные и условно-патогенные, с объектов: встряхиванием, сквозным проветриванием, обтиранием влажной ветошью. Влажной уборкой, стиркой, обмыванием, обработкой пылесосом;
- физический - обеспечивает гибель микроорганизмов за счет антимикробного действия физических дезинфицирующих агентов: кипячением, сухим горячим воздухом, водяным насыщенным паром, ультрафиолетовым излучением;
- химический - основан на применении химических дезсредств, предназначенных для обеззараживания способами орошения, обтирания, погружения или замачивания, засыпания сухим препаратом;
- комбинированный -сочетает использование нескольких других методов, например, влажная уборка помещений с последующим ультрафиолетовым излучением.
- Средства дезинфекции. Основные группы
Дезинфицирующие средства, применяемые в ЛПУ, по назначению делят на 3 основные группы:
1. Для обеззараживания изделий медицинского назначения.
2. Для дезинфекции помещений, предметов обстановки и ухода за больными.
3. Антисептики для обработки рук медицинского персонала.
В большинстве случаев в целях дезинфекции используют химические вещества, вызывающие гибель или приостановку жизнедеятельности микроорганизмов, так называемые противомикроб-ные вещества – дезинфектанты.
Применять в ЛПУ можно только те дезинфицирующие средства, которые официально разрешены департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России и имеют «Свидетельство о государственной регистрации», «Сертификат соответствия системы ГОСТ» и «Методические указания по применению».
|
|
- Правила пользования дезсредствами
- Четко следуйте методическим указаниям по применению конкретного препарата.
- Перед дез. мероприятием, где возможно, удалите мусор.
- Для приготовления раствора используйте чистую и сухую емкость.
- Правильно отмеряйте количество дезинфицирующего средства.
- Разводите дезинфицирующее средство в нужном количестве воды, добавляя дезинфицирующее средство в воду.
- Пользуйтесь дезинфицирующим средством только по назначению.
- Не храните в дезинфицирующих средствах инструменты и приспособления для чистки.
- Не добавляйте дезинфицирующее средство в старый раствор.
- Пользуйтесь только теми дезинфицирующими средствами, которые выдают в больнице.
- Не добавляйте в дезинфицирующий раствор моющее средство – это может снизить действие того и другого.
- Приготовление дезинфицирующих растворов
Растворы дезинфицирующих средств готовят путем смешивания дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной технической посуде.
Для получения нужной концентрации важно соблюдать рекомендованное соотношение средства и воды. При приготовлении рабочего раствора сначала в емкость наливают необходимое количество воды, затем добавляют к ней дезинфицирующее средство, размешивают и закрывают крышкой до полного растворения.
- Использование дезинфицирующих растворов
- Четко следуйте методическим указаниям по применению конкретного препарата.
- Перед дез. мероприятием, где возможно, удалите мусор.
- Для приготовления раствора используйте чистую и сухую емкость.
- Правильно отмеряйте количество дезинфицирующего средства.
- Разводите дезинфицирующее средство в нужном количестве воды, добавляя дезинфицирующее средство в воду.
- Пользуйтесь дезинфицирующим средством только по назначению.
- Не храните в дезинфицирующих средствах инструменты и приспособления для чистки.
- Не добавляйте дезинфицирующее средство в старый раствор.
- Пользуйтесь теми дезсредствами, которые выдают в больнице.
- Не добавляйте в дезинфицирующий раствор моющее средство – это может снизить действие и того, и другого.
|
|
-
- Контроль качества стерилизации
Термический (термометр на воздушном стерилизаторе) – закладка максимальных термометров – 2 раза в месяц.