Регрессия

Регрессия может проявляться в том, что невротик бессознательно как бы возвращается в прошлое, когда, по его мнению, все было очень даже хорошо. «Любое разочарование или угроза могут способствовать возвращению к стадиям инфантильной сексуальности, на которых имеется бессознательная фиксация»,— пишет проф. О.Фенихель[326], уточняя, что невроз разовьется только в случае если подобное вызовет возобновление старых конфликтов, т.е. активирует вытесненные влечения.

Мы рассмотрели далеко не полный список существующих механизмов защиты, но перечисление основных защит на наш взгляд способны приблизить нас к пониманию возможных особенностей межличностных взаимодействий.

При этом, возвращаясь к теме нашего исследования об исследования механизмов воздействия на психику с целью управления индивидом, необходимо заметить, что существование защитных механизмов психики способно, на наш взгляд, оказать поддержку в понимании вопроса влияния одного индивида на другого. Именно наличием того или иного защитного механизма психики может вовремя скорректироваться наше воздействие на объект, что становится возможным вследствие более верной интерпретации ответных на наши слова действий индивида. Причем в большей мере мы должны говорить в данном случае о реакциях отдельного индивида, потому как в массах выраженность защитных механизмов будут иметь некоторые специфические особенности, исходящие из закономерностей массовой психологии.

Рассматривая вопросы включения невротических защит (а любая защита психика есть защита против развивающегося невроза) мы должны обратить внимание на то, что, по мнению профессора О. Фенихеля[327], тревога и гнев являются следствием не получения выхода психической энергии в результате травмирующих психику обстоятельств, и представляют собой разрядку психического возбуждения. При этом следует обращать внимание, что защитные механизмы психики сдерживают переизбыток психической энергии, но при этом в случае преобладания или повторения травмирующей психику индивида ситуации возможен выброс энергии, следствием чего может являться развитие невро-психической симптоматики. При этом, как отмечает проф. О. Фенихель, тот, кто предрасположен к неврозу вследствие конституции и инфантильной фиксации — отреагирует развитием невроза даже в ответ на минимальную активацию инфантильных конфликтов. При этом у кого-то подобное станет возможным лишь в результате тяжелых жизненных обстоятельств. По большому счету мы имеем дело с психоневрозами, т.е. с реакцией психики на какой-либо конфликт с участием сознания, подсознания и окружающего мира. Основу психоневрозов представляет невротический конфликт. Невротический конфликт является следствием конфликта между тенденцией к разрядке и тенденцией к предотвращению оной[328]. Выраженность стремления к разрядке зависит как от природы стимулов, так и большей частью от физико-химических реакций организма. Прослеживая по психоаналитической структуре психики, следует заметить, что невротический конфликт есть конфликт между Я (ид) и Оно (эго). При этом уже становится понятно, что мотивом защиты психики является тревога. Именно с помощью защитных механизмов психика индивида бессознательно спасается от опасности внешнего воздействия, т.е. от воздействия информация из внешнего мира на внутренний мир индивида. Причем у ряда лиц в этом случае действительно наблюдается конфликт, ибо поступающая информация оказывает негативное воздействие, подменяя личность индивида, и заставляя его совершать не свойственные ему раннее поступки. Спасается от подобного воздействия человек как раз включением механизмов психической защиты, кратко рассмотренными нами выше.

В ряде случаев тревога замещается чувством вины. Чувство вины в данном случае выступает в роли одной из защит психики. Само по себе чувство вины служит верным признаком невроза, характеризуется у индивида длительным состоянием устойчивого беспокойства, и фактически подменяет его истинное «Я» — с ложным образом, с которым личность данного невротика вынуждена считаться. Такому индивиду попросту ничего не остается как фактически подстраивать свою жизнь под существующее в его психике чувство вины. И ситуация в большинстве случаев имеет достаточно серьезные последствия, т.к. вынуждает индивида-невротика совершать действия, если и контролируемые сознанием, то частично; потому что вверх берут бессознательные желания заглушению чувства вины, вызывающие сильнейшие провокации невроза в психике объекта, который вынужденно совершает действия, направленные на выполнение чужой воли и заглушению тем самым внутренней тревожности души. Чувство вины это совесть человека. И в данном случае наблюдается весьма существенный конфликт, уходящий своими корнями в понимание вопроса, ибо постоянное удовлетворение позывов совести у невротично настроенного индивида в конечном итоге приводит к негативным последствиям, следствием которых является затруднительная адаптация в социуме, т.е. у такого индивида-невротика нарушены контакты с внешним миром, ибо его внутренний мир вынужден все время вступать в противоречие между тем что необходимо делать, чтобы выживать в этом мире, и велениям внутреннего состояния души. При этом негативные аспекты существования чувства вины для личности невротика могут проявляться во внутренних деструктивных побуждениях садистко-мазохисткого характера, заключающегося в намеренном (бессознательном большей частью) причинению неявного вреда своему здоровью (курению, употреблению алкоголя, опасной езде на автомобиле, отдельные прыжки с парашюта и другие разовые занятия экстремальным спортом).

Испытывая внутренние мучения от чувства вины, невротики иной раз применяют некоторые специфические варианты защиты от чувства вины, проявляющиеся в следующем: чувство вины может вытесняться, проецироваться (когда в совершении нежелательного поступка обвиняется кто-то другой), или, например, имеет место быть порицание, укор другим за то, что могли бы совершить сами; достаточно характерен пример с излишней навязчивостью, общительностью, внезапной словоохотливостью. В этом случае вполне можно заподозрить некую невротическую реакцию, проявлявшуюся в стремлении невротика заглушить собственное чувство вины посредством получения одобрения за то, что внутренне переживается как запретное. Изоляция чувства вины может встречаться, когда, например, невротик совершает какой-либо проступок с достаточно заметным эмоциональным равнодушием, тогда как за совсем безобидный поступок — вполне искренне раскаивается.

Следует помнить, что защитные механизмы психики для самой психики являются способом избежать невроз. Для установления контакта и дальнейшего воздействия на объект становится возможным первоначально выявлять защитные механизмы психики объекта (т.е. правильно интерпретировать те или иные реакции организма объекта), чтобы в последующем становилось возможным установить с подобным объектом раппорт, а значит и после введения его в трансовое или полутрансовое состояние (индивидуальный аспект той или иной психики) управлять таким лицом-объектом-индивидом. Также необходимо помнить, что редко какое лицо способно честно и искреннее выражать собственные чувства, мысли, возникающие у них мысли, фантазии, желания. Современный индивид, являющейся дитей социума, научился скрывать свои чувства в процессе воспитания, необходимого для адаптации в социуме. Поэтому задача манипуляторов выявлять подобные механизмы сокрытия, и к людям относиться не только как к объектам, но и как к пациентам. И это действительно так, стоит только обратить внимание и понаблюдать за спецификой поведения людей. Природа человека уже сама по себе заставляет его быть скрытным. Причем подобное происходит на бессознательном уровне, и как будто от самого человека не зависит. Правда те из индивидов, у которых в силу географии проживания и собственных нравственных предпочтений ограничен контакт со СМИ и СМК, еще могут быть по возможности честными, хотя и на них оказывает свое давление цивилизация и культура, и со временем для выживания они должны сделать выбор: или быть как все, т.е. лгать, обманывать, изворачиваться, и в этом случае выжить, стать полноправным членом общества, или оставаться до конца честным и открытым, а значит стать изгоем общества, и последователем маргинальных позиций, и как следствие подобного — быть лишенных благ цивилизации. Выбор поистине тяжелый, но большинством попросту неосознается, потому что уже с самого рождения их психику программируют средства массовой коммуникации и информации, а значит такие люди сразу же начинают играть по правилам и законам общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: