Понятие, признаки коррупции

В соответствии с действующим Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

По замыслу авторов закона новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции. Однако, к сожалению, законодатель не избежал экспериментов в сфере регулирования содержания основополагающих терминов Закона. При анализе юридического наполнения категории «коррупция» очевидны неточность законодательных формулировок, многозначность употребляемых в определении понятий, наличие коллизий с другими нормативными положениями уголовного закона, что чревато определенными сложностями в правоприменении и ошибками в уголовно-правовой оценке содеянного.

Речь идет о терминологических недостатках нормы, которая в силу заимствования должностных составов из уголовного законодательства говорит об ограниченности базового понятия Закона. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. И первое, на что обращает внимание норма-дефиниция, - это отсутствие среди коррупционных преступлений составов превышения должностных полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и незаконного участия в предпринимательской деятельности.

Исходя из принципа точности и определенности терминологии, формулировка коррупции может быть подвергнута критике в силу довольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Следует обратить внимание, что понятие коррупции сформулировано таким образом, что, по сути, коррупция как преступное поведение трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение.

Между тем коррупцию в базовом законе, призванном искоренить это негативное явление, предлагается понимать как явление социальное, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Руководствуясь необходимостью соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия коррупции, российскому законодателю следует расширить понятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих коррупционного поведения, но не является его стержневым содержанием.

Российский законодатель совершенно не определил ключевое понятие «коррупционное правонарушение». С одной стороны его можно понимать как разновидность уголовно-наказуемого деяния, но тогда необходимо говорить о «преступлении». С другой стороны, это можно толковать как административно-наказуемое деяние. С третьей позиции, возможно рассмотрение этого термина как категории дисциплинарной ответственности.

И только в различных международных Конвенциях само понятие коррупции уточняется через перечисление коррупционных правонарушений. Так, Страсбургская конвенция "Об уголовной ответственности за коррупцию" относит к коррупции два вида преступных деяний: активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц, понимая под ним:

- активный подкуп национальных и иностранных публичных лиц, членов публичных собраний, равных им лиц в частном секторе, международных организациях, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, т.е. приготовление и дачу взятки либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга (ст. 2);

- продажность таких лиц, именуемых публичными должностными лицами, включающая наряду со взяточничеством иные формы умышленного «испрашивания» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций (ст. 3)».

Коррупция - наиболее распространенное противоправное явление, связанное с подкупом и взяточничеством должностных лиц, политических деятелей, различного ранга чиновников. Именно поэтому формы противодействия коррупции направлены на контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, поскольку это напрямую связано с осуществлением ими властных полномочий.

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.

Большинство ученых сегодня утверждают, что сам термин в современном по­нимании происходит от немецкого слова «korruption», производного от латинского «corruptio», то есть – порча, совращение, извращение, разложение. Коррумпировать (лат. corrumpere) – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В величайшем памятнике Древнего Рима термин «corrumpere» наряду с иными нарушениями права обозначал аморальное поведение, подкуп судьи. При этом в основном данный термин употреблялся в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.

Следует отметить, что наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой рассматриваемый термин произошел от сложения латинских слов «correi» - несколько участников одной из сторон обязательственного отношения, предметом которого является единственный предмет, и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате их слияния появился новый термин - «corrumpere», означавший участие нескольких лиц в «порче», «повреждении» нормального хода судебного процесса и процесса управления делами общества.

Таким образом, нарушение порядка дел в суде, государстве становилось возможным в итоге деятельности одной стороны, а не двух, хотя бы и вступающих между собой в сделку. Тем не менее, в настоящее время ученые, использующие данное понятие в своих исследованиях и занимающиеся выяснением его корней, употребляют оба эти понятия, не настаивая на их принципиальном различии.

Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц». Следует отметить, что к недостаткам такого определения относится установление связи коррупционных действий только в отношении представителей власти, а также государственных служащих, не учитывающей деятельности и муниципальных служащих. В то же время, в законодательстве о коррупции наших соседей эти неточности определенным образом устранены.

К примеру, Казахстанская политологическая энциклопедия дает следующие определение коррупции: «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами, политическими деятелями, военными чинами своего служебного положения в интересах личного обогащения».

Закон Республики Казахстан от 02.07.1998 №267-1«О борьбе с коррупцией» в ч.1 ст.2 определяет коррупцию как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Необходимо отметить, что определение коррупции, которое дается в данном законе, связано с деятельностью лиц, «приравненных к лицам осуществляющим государственные функции». Дело в том, что в законодательстве Республики Казахстан муниципальные служащие, как категория специальных субъектов отсутствуют и именно они приравнены по своему статусу к государственным служащим, как это было ранее в законодательстве Российской Федерации.

Источники международного права дают более широкое определение коррупции и соответственно расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.

Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 год), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 год), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, Руководстве ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией», Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1966 года), Двадцати принципах борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета Министров Совета Европы о 6 ноября 1997 года, и др.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Все требования к порядку применения этих конвенций на территории Российской Федерации соблюдены, следовательно, перечисленные международные документы, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской федерации и части 1 стати 5 федерального закона № 101 «О международных договорах Российской Федерации», являются частью правовой системы Российской Федерации».

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя: взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран.

Оно включает в понятие коррупции:

- кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

- злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;

- конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

По определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Отличительными признаками этого явления являются:

- ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

- интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;

- ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.

В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных правонарушений, на которые распространяются положения Конвенций:

- подкуп национальных должностных лиц;

- подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

- подкуп в частном секторе;

- использование служебного положения в корыстных целях;

- злоупотребление влиянием в корыстных целях;

- отмывание доходов от преступлений;

- преступления, касающиеся операций со счетами;

- хищение имущества публичным лицом;

- незаконное обогащение;

- хищение имущества в частном секторе;

- участие и покушение на перечисленные выше преступления;

- сокрытие.

Анализ международного и национального законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также изучение научных работ, посвященных проблемам коррупции, позволяет выделить следующие основные, обязательные признаки коррупции и коррумпированного поведения.

Специфическая сфера существования данного явления - государственное и муниципальное управление. Данный признак признается или отмечается практическими всеми.

Наиболее важным, определяющим признаком коррупции является субъект. Субъект коррупции понимается весьма неоднозначно. Чаще всего субъектами коррупции именуют должностных лиц.Субъектами коррупции признают лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, управленческие функции в муниципальных органах.

Третий признак коррупции заключается в использовании субъектом коррупции своего служебного положения, своих служебных полномочий. Использование служебных полномочий может пониматься как в узком смысле _ совершение действий, входящих в круг его служебных обязанностей, так и в широком - использование авторитета занимаемой должности, возможностей, предоставляемых служебным положением.

Коррупцией следует признавать деятельность, осуществляемую вопреки интересам государства, общества, государственного и муниципального органа, в котором работает субъект.

Практически все авторы, исследующие проблему коррупции, в качестве обязательного признака данного явления считают корыстную или иную личную заинтересованность. При этом под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить тем или иным образом материальную выгоду, выгоду имущественного характера. Под личной заинтересованностью также может пониматься карьеризм, родственные отношения, кумовство и т.п.

Наконец, еще один важный признак коррупции - кому, для кого предоставляются выгоды и преимущества. Коррумпированное должностное лицо может предоставлять выгоды и преимущества не только для себя, не только в пользу тех лиц, в судьбе которых оно материально заинтересовано, но и в пользу любых иных физических и юридических лиц, в пользу государственных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: