Ход урока

Руководитель педагогической практики Афанасенко О.Б. ____________________

Учитель русского языка и литературы: Стефашкина Т.Ф. _____________________

Отметка за урок: «» ___________________

Конспект урока

Предмет: русский язык, гимназия № 62, класс 6 «Б»

Ф.И.О. студента: Колесникова Ольга Викторовна

Программа, по которой работает учитель: «Русский язык. Учебник для 6 класса» С.И. Львова, В.В. Львов

Тема урока: Правописание суффиксов причастий

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий.

Задачи:

Обучающие

· углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм;

· научить безошибочно подбирать на письме суффикс причастия.

Воспитательные

· способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

· воспитывать уважение к одноклассникам во время устного ответа по предмету.

Развивающие

· совершенствовать виды орфографической памяти учеников (зрительной, слуховой) посредством работы над заданиями;

· тренировать умение составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса С.И. Львовой, В.В. Львова; слайды с ключевой информацией
урока, мультимедийный проектор, компьютер.

Использованная литература:

1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 кл.: Учеб.для общеоразоват.учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2005.

2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.


Методическое обоснование

Урок является первым в системе уроков по теме «Правописание суффиксов причастий». На данном занятии рассматриваются только действительные причастия настоящего и прошедшего времени. На следующем уроке планируется рассмотреть страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Работа на уроке организовывается как с учебником, так и под диктовку. Эта тема не является для ребят абсолютно новой, с группами причастий на предыдущих уроках они уже встречались, как и с суффиксами. Поэтому урок является скорее не уроком изучения новой темы, а комбинированным.


Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
1. Организационный этап 2. Повторение изученного 3. Изучение новой темы. 4. Закрепление изученного 5. Итог урока Метод: слово учителя. Приём: приветственное слово. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово. Проверьте вашу готовность к уроку: на парте должны лежать учебник, дневник, тетрадь и пишущие принадлежности. Наша «Круговая тетрадка» переходит к Данилу Андрееву. Данил, сегодня ты пишешь в ней классную и домашнюю, а завтра передашь тетрадь другому, кому – мы определим в начале следующего урока. Отступи две строки от предыдущей записи, напиши имя и фамилию, а далее работай как в обычной тетради. Работать будем в тех же тетрадях, в которых вы делали домашнюю работу. Откройте их, запишите дату: восемнадцатое февраля, вид работы: классная работа и тему: «Правописание суффиксов причастий». Сегодня наша задача – научиться правильно действовать при выборе написания суффиксов действительных и страдательных причастий. Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово. Начнём урок с повторения: напишем диктант-схему. Для него в тетрадях отведём три строчки. Оформите их по образцу на доске:
               
Действ. прич.              
Страдат. прич.              

Первая строка – цифры от одного до семи, на второй строчке – действит. прич., на третьей – страдат. прич. Я диктую словосочетание, вы определяете, действительным или страдательным является причастие, и ставите жирную точку под номером словосочетания на нужной строке. Кто не понял?

Метод: диктант. Приём: диктант-схема.

Итак, внимание! Первое словосочетание:

· шептавшиеся подружки

· летящая синица

· читаемая книга

· принятое сообщение

· оставленный в парке

· играющие дети

· принёсший письма

А теперь ломаной линией последовательно соедините все точки, поставленные вами в столбиках от одного до семи.

РИСУЮ НА ДОСКЕ

Проверим! У кого получилась вот такая «чайка», можете поставить себе «пятёрку»! Вы молодцы!

У вас должна получиться ломаная линия, как на доске. Если ошибок нет – 5, если ошибка одна или две – 4, три ошибки – 3, а если ошибок больше, не ставьте ничего, в следующий раз нужно быть внимательнее.

Закончили проверку? Молодцы, ребята!

Мы переходим к изучению нового материала, остановим своё внимание на правописаниях суффиксов действительных причастий.

Метод: беседа. Приём: репродуктивная беседа.

- Ребята, вспомним, какая группа причастий называется «действительными»? Приведите пример.

- Хорошо! Во всех ли временах возможно образование действительных причастий?

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

- С помощью каких суффиксов действительные причастия прошедшего времени?

- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

- Молодцы, ребята, всё верно!

Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.

Откройте учебники на стр. 75-ой, упражнение 646-ое Соня, почитай задание.

Кто не понял задание? К доске пойдет Соня Романец.

К доске пойдет Настя Лупашкина.

К доске пойдет Настя Кононова.

К доске пойдет Аня Фицко.

Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.

Разделите тетрадь на две части, первый столбик озаглавьте «Действительные причастия настоящего времени», второй – «Действительные причастия прошедшего времени». Я буду диктовать словосочетания, а вы – записывать их в нужный столбик. Объясните выбор суффикса. Кто не понял? К доске пойдет Антонова Саша.

· движущиеся предметы

· прибывающая вода

· растаявший лёд

· зажмурившийся мальчик

· расцветший цветок

· смеющаяся девочка

· грохочущий локомотив

· расколовшийся орех

Молодцы!

Метод: слово. Приём: обобщающее слово.

Итак, подведём итоги: сегодня на уроке мы рассмотрели суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Пожалуйста, назовите их.

Хорошо, молодцы!

Спасибо за работу! Урок окончен.

РЕЗЕРВ
упр. 648

Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное. Письмо. Образец записи в тетрадях: Восемнадцатое февраля Классная работа Правописание суффиксов причастий Письмо. Образец записи в тетрадях:
  1 2 3 4 5 6 7
Д.п. * *     * *
С.п.     * * *    

Устные индивидуальные ответы:
- Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое выполняется самим предметом. Например: человек, идущий по дороге.

- Не во всех, только в настоящем и прошедшем, будущего времени у причастий нет.

-ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-).

-вш-, -ш-

- Зависит, но только в причастиях настоящего времени.

Письмо. Образец записи в тетрадях:

решающийся (действ., наст.вр.);

раскрашивающий (действ., наст.вр.);

гуляющий (действ., наст.вр.);

исследующий (действ., наст.вр.);

принадлежащий (действ., наст.вр.);
слышащий (действ., наст.вр.);
строящий (действ., наст.вр.);
служащий(действ., наст.вр.);


развевавшийся на ветру (действ., пр..вр.);
боровшийся (действ., пр..вр.);
блестевший (действ., пр..вр.);
созревший(действ., пр..вр.);

спасшийся(действ., пр..вр.);
вёзший (действ., пр..вр.);

нёсший (действ., пр..вр.);

вылезший (действ., пр..вр.).

Дейст. прич. наст. вр. Дейст. прич. пр. вр.
движущиеся предметы растаявший лёд
прибывающая вода зажмурившийся мальчик
смеющаяся девочка расцветший цветок
грохочущий локомотив расколовшийся орех

Наст.вр.: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-).

Пр.вр.: -вш-, -ш-.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: