Руководитель педагогической практики Афанасенко О.Б. ____________________
Учитель русского языка и литературы: Стефашкина Т.Ф. _____________________
Отметка за урок: «» ___________________
Конспект урока
Предмет: русский язык, гимназия № 62, класс 6 «Б»
Ф.И.О. студента: Колесникова Ольга Викторовна
Программа, по которой работает учитель: «Русский язык. Учебник для 6 класса» С.И. Львова, В.В. Львов
Тема урока: Правописание суффиксов причастий
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий.
Задачи:
Обучающие
· углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм;
· научить безошибочно подбирать на письме суффикс причастия.
Воспитательные
· способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
· воспитывать уважение к одноклассникам во время устного ответа по предмету.
Развивающие
· совершенствовать виды орфографической памяти учеников (зрительной, слуховой) посредством работы над заданиями;
· тренировать умение составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса С.И. Львовой, В.В. Львова; слайды с ключевой информацией
урока, мультимедийный проектор, компьютер.
Использованная литература:
1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 кл.: Учеб.для общеоразоват.учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2005.
2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Методическое обоснование
Урок является первым в системе уроков по теме «Правописание суффиксов причастий». На данном занятии рассматриваются только действительные причастия настоящего и прошедшего времени. На следующем уроке планируется рассмотреть страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Работа на уроке организовывается как с учебником, так и под диктовку. Эта тема не является для ребят абсолютно новой, с группами причастий на предыдущих уроках они уже встречались, как и с суффиксами. Поэтому урок является скорее не уроком изучения новой темы, а комбинированным.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап 2. Повторение изученного 3. Изучение новой темы. 4. Закрепление изученного 5. Итог урока | Метод: слово учителя. Приём: приветственное слово.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.
Проверьте вашу готовность к уроку: на парте должны лежать учебник, дневник, тетрадь и пишущие принадлежности.
Наша «Круговая тетрадка» переходит к Данилу Андрееву. Данил, сегодня ты пишешь в ней классную и домашнюю, а завтра передашь тетрадь другому, кому – мы определим в начале следующего урока. Отступи две строки от предыдущей записи, напиши имя и фамилию, а далее работай как в обычной тетради.
Работать будем в тех же тетрадях, в которых вы делали домашнюю работу. Откройте их, запишите дату: восемнадцатое февраля, вид работы: классная работа и тему: «Правописание суффиксов причастий».
Сегодня наша задача – научиться правильно действовать при выборе написания суффиксов действительных и страдательных причастий.
Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово.
Начнём урок с повторения: напишем диктант-схему. Для него в тетрадях отведём три строчки. Оформите их по образцу на доске:
Первая строка – цифры от одного до семи, на второй строчке – действит. прич., на третьей – страдат. прич. Я диктую словосочетание, вы определяете, действительным или страдательным является причастие, и ставите жирную точку под номером словосочетания на нужной строке. Кто не понял? Метод: диктант. Приём: диктант-схема. Итак, внимание! Первое словосочетание: · шептавшиеся подружки · летящая синица · читаемая книга · принятое сообщение · оставленный в парке · играющие дети · принёсший письма А теперь ломаной линией последовательно соедините все точки, поставленные вами в столбиках от одного до семи. РИСУЮ НА ДОСКЕ Проверим! У кого получилась вот такая «чайка», можете поставить себе «пятёрку»! Вы молодцы! У вас должна получиться ломаная линия, как на доске. Если ошибок нет – 5, если ошибка одна или две – 4, три ошибки – 3, а если ошибок больше, не ставьте ничего, в следующий раз нужно быть внимательнее. Закончили проверку? Молодцы, ребята! Мы переходим к изучению нового материала, остановим своё внимание на правописаниях суффиксов действительных причастий. Метод: беседа. Приём: репродуктивная беседа. - Ребята, вспомним, какая группа причастий называется «действительными»? Приведите пример. - Хорошо! Во всех ли временах возможно образование действительных причастий? - С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? - С помощью каких суффиксов действительные причастия прошедшего времени? - Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? - Молодцы, ребята, всё верно! Метод: слово. Приём: инструктирующее слово. Откройте учебники на стр. 75-ой, упражнение 646-ое Соня, почитай задание. Кто не понял задание? К доске пойдет Соня Романец. К доске пойдет Настя Лупашкина. К доске пойдет Настя Кононова. К доске пойдет Аня Фицко. Метод: слово. Приём: инструктирующее слово. Разделите тетрадь на две части, первый столбик озаглавьте «Действительные причастия настоящего времени», второй – «Действительные причастия прошедшего времени». Я буду диктовать словосочетания, а вы – записывать их в нужный столбик. Объясните выбор суффикса. Кто не понял? К доске пойдет Антонова Саша. · движущиеся предметы · прибывающая вода · растаявший лёд · зажмурившийся мальчик · расцветший цветок · смеющаяся девочка · грохочущий локомотив · расколовшийся орех Молодцы! Метод: слово. Приём: обобщающее слово. Итак, подведём итоги: сегодня на уроке мы рассмотрели суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Пожалуйста, назовите их. Хорошо, молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. РЕЗЕРВ | Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.
Письмо. Образец записи в тетрадях: Восемнадцатое февраля
Классная работа
Правописание суффиксов причастий
Письмо. Образец записи в тетрадях:
Устные индивидуальные ответы: - Не во всех, только в настоящем и прошедшем, будущего времени у причастий нет. -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-). -вш-, -ш- - Зависит, но только в причастиях настоящего времени. Письмо. Образец записи в тетрадях: решающийся (действ., наст.вр.); раскрашивающий (действ., наст.вр.); гуляющий (действ., наст.вр.); исследующий (действ., наст.вр.); принадлежащий (действ., наст.вр.);
спасшийся(действ., пр..вр.); нёсший (действ., пр..вр.); вылезший (действ., пр..вр.).
Наст.вр.: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-). Пр.вр.: -вш-, -ш-. |