Связь сказочного вступления к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” с сюжетом поэмы

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы.

Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.

Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника.

Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.

Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

Образ ведьмы Наины Пушкин показал в развитии. Когда-то она была красивой девушкой, надменной и холодной, безжалостно отвергавшей влюбленных. О том, как и почему она стала колдуньей, в поэме нет ни слова, однако подобный поворот представляется вполне закономерным. Наине были чужды непосредственные движения сердца, зато она, несомненно, уже в юности любила властвовать над людьми — и темная магия дала ей такую возможность. Однако начинания Наины, как и Черномора, терпят крах — как и положено в сказке, Зло оказывается бессильным перед Добром.

Волшебным существом является исполинская голова. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Помимо волшебников, в сказке присутствуют и волшебные предметы — это кольцо, о котором уже упоминалось выше, волшебный меч и шапка-невидимка. Волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости. В поэме Пушкина оба эти способа соединены: Руслан победил в бою исполинскую голову, которая оказывается братом Черномора, однако герой не отбирает волшебный меч, а получает его от головы в дар.

Шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту.

Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».

Итак, магия в поэме направлена на самые разнообразные цели. Волшебные способности Черномора дают ему возможность похитить Людмилу, а в своих владениях поймать ее с помощью невидимой сети, когда она скрывается от колдуна благодаря шапке-невидимке, и заклинаниями погрузить девушку в сон. Во владениях Черномора происходит немало чудес: по волшебству звучит музыка, появляется шатер, в котором стоит накрытый стол. Наина превращается в змея, в облике которого она прибыла к Черномору. Финн способен предвидеть будущее; он же своими заклинаниями сумел пробудить любовь в постаревшей Наине, а также воскресить Руслана с помощью волшебства. Таким образом, сюжет поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для сказок.

В своей поэме Пушкин использует и особые художественные приемы, сближающие его произведение с народным творчеством. Такие эпитеты, как «борзый конь», «зеленый дуб», «чистое поле», «светлый терем», нередко встречаются в русских народных сказках и былинах.

Тематика лирики А.С.Пушкина периода южной ссылки («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Узник», «К Овидию», «К морю» и др.). Своеобразие романтизма А.С.Пушкина.

Так называемая «южная ссылка» Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817-1819 гг. (например, ода «Вольность»). Однако формально никакой ссылки не было, Пушкина направили на новое место службы. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), с назначением в канцелярию генерала-лейтенанта И.Н.Инзова Инзову одновременно было направлено специальное письмо, в котором излагались факты виновности поэта. Письмо, однако, возымело обратное действие. Инзов отличался человеколюбием (даже имел орден Почётного легиона за гуманное обращение с пленными французами), был человеком современных взглядов (увлекался модными тогда масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте оказалось для него хорошей рекомендацией. Инзов сразу взял Пушкина под свою опеку.

Дорога, оторвав от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться, спокойно осмыслить события последних лет. Итоги были такие: в Петербурге Пушкин стал поэтом, причём не только в собственных глазах, но и в глазах общества. Период ученичества, начавшийся еще в Лицее, где в 1813 году поэт написал своё первое стихотворение, был окончен, теперь уже не наставники по литературе (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, В.Л.Пушкин и др.), а он сам должен определять судьбу своего творчества. Как жить дальше? Как писать? Эти мысли и вопросы изменили настроение и психологический облик Пушкина. Вместо взрывного и страстного автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь мы видим другого Пушкина — он стал сдержаннее, ответственнее. Ему пришло ясное понимание того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, за каждое слово в стихе он несёт ответственность, его стихи влияют на его судьбу — ведь именно из-за стихов он оказался на пути в «южную ссылку». Это новое настроение Пушкина по сути дела было романтическим мироощущением «жизнь и поэзия — одно» (1). Именно это мироощущение стало для Пушкина в период «южной ссылки» точкой опоры, в этот период он создаст «не только совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни» (2).

Суть романтического типа поведения заключается в высокой культуре чувств и сердечных переживаний, а если ещё точнее — в душевной тонкости, способности ощущать, замечать и выражать самые тонкие, почти неуловимые оттенки чувств, в умении различать и пользоваться разными стилями поведения, сознательно ориентируясь на определенные типы романтических литературных героев (мрачный Демон, страдающий Вертер, неистовый Дон-Жуан и т.д.). Романтик не только себе отводит одну из таких «ролей», но и «раздаёт» их окружающим. Так рождается характерное для романтиков ощущение второй реальности: здесь в повседневной жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об одежде, решает самые обычные житейские вопросы, но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру — там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие, поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п. Романтическое поведение могло принимать самые разные формы, например: человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), понимая с тоской, что впереди полная неизвестность… Подобная «старость души» (свойственная, например, Онегину, Печорину) обычно имела два варианта, две причины: или политическую (например, бегство от несправедливых законов цивилизованного общество к «диким» народам), или любовную (например, неразделенная любовь заставила влюбленного покинуть свет и вытравить в себе способность любви вообще). Такая романтическая мифология человека была в моде в современную Пушкину эпоху и сам Пушкин в период «южной ссылки» тоже включается в эту эстетическую игру.

17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Случилось так, что ещё не приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил его лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта. В Гурзуфе он жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом».

В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.

Однако ещё более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью. Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Интересно, что сама жизнь «помогала» романтизму — Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал. Неслучайно именно здесь написаны знаменитые романтические произведения поэта: поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др. — все они объединены образом автора-«беглеца».

В это время в стихах Пушкин создаёт себе «вторую», поэтическую, биографию. Вот примеры. Когда Пушкина перевели в Одессу, он на несколько дней возвращался в Кишинёв и так на это отозвался в стихах:

«…мне стало жаль

Моих покинутых цепей»,

хотя Кишинёв — не тюрьма, и Одесса — не освобождение. Сказалась «исполняемая» Пушкиным роль романтического героя (ср. в поэме Байрона «Шильонский узник» подобное поведение героя: «Я о тюрьме своей вздохнул»). В эту же роль входила потаённая любовь, и это тоже сыграл Пушкин в письме Бестужеву по поводу публикации стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: Пушкин будто бы расстроился из-за того, что некая «она», то есть его тайная возлюбленная, прочитает стихи в журнале и обидится, хотя, как выяснили исследователи, никакой тайной любви не было, была лишь красивая романтическая легенда (3).

Помимо роли романтического героя Пушкину приходилось постигать неприятную житейскую реальность: нехватка денег заставляла его искать новые выгодные взаимоотношения с книгоиздателями, политические события в Молдавии дали возможность увидеть важнейшие события эпохи не в романтическом ореоле, а во всей наготе правды. В январе 1821 года вспыхнуло восстание в турецкой Молдавии под руководством Тудора Владимиреску, вслед за которым генерал А.Ипсиланти переправился за границу России и призвал греков Оттоманской империи к восстанию — Пушкин оказался в самом центре событий и видел как революционный энтузиазм, так и раскол в лагере восставших (между крестьянами и аристократами, между молдаванами, румынами и греками), был свидетелем совсем не поэтических взаимоотношений между руководством восстаниями, командованием русской армии и деятелями тайных политических обществ в России. Всё это дало Пушкину поражавшую многих ясность и трезвость взгляда на жизнь, взгляда без романтического «фильтра».

Особенностью романтического поведения Пушкина было то, что он уверенно строит свою личность, используя разные романтические «роли», но не поддаётся ни одной из них полностью, ему не нравится быть

«…Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой.»

Между тем сохранять свою жизненную «линию» Пушкину было совсем не просто. «… «Коллежский секретарь» и «стихотворец» в мире, в котором всё определялось чинами, человек без средств, постоянно погруженный в денежные заботы, в обществе людей обеспеченных и широко тративших деньги, штатский среди военных, двадцатилетний мальчик среди боевых офицеров или важных молдавских бояр, Пушкин был человеком, чьё достоинство подвергалось ежечасным покушениям… Он всё должен был завоёвывать сам — без чинов, без протекций, без денег…» (4). Опорой для Пушкина была внушённая ему Чаадаевым глубокая вера в собственное достоинство. В это разгадка многочисленных дуэлей Пушкина в Кишинёве — он бдительно охраняет право на «самостояние».

Общение Пушкина с декабристами — М.Ф.Орловым, В.Ф.Раевским — важный эпизод кишинёвской жизни поэта. Пушкин принимал самое активное и непосредственное участие в декабристской жизни, обсуждениях в тайных обществах, в критике правительства, поэтому тяжело переживал разгром кишинёвского кружка декабристов (1822) и следствие против Орлова. Эти события вызвали перемены в административном устройстве юга России: вместо генерала Инзова начальником края был назначен М.С.Воронцов, местом пребывания его канцелярии — Одесса.

В августе 1823 года Пушкин уже в Одессе — начался один из самых сложных этапов жизни и творчества поэта. Его мучает противоречие: вольности портового города, соблазны и безденежье, пыль, грязь. Главным образом его мучает история с разгромом декабристского кружка, так как он был знаком с его участниками и. следовательно, была опасность доноса. В одесских стихах Пушкина на редкость мрачные декларации: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей» (см. также цикл стихотворений той поры: «Свободы сеятель пустынный…», «Демон», «Недвижный страж дремал на царственном пороге…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..»).

Важное место в жизни Пушкина на юге занимала любовь. Каролина Собаньская — красавица полька из образованной и знатной семьи, получившая блестящее воспитание, в которую были безумно влюблены Мицкевич и Пушкин была любовницей и политическим агентом начальника Южных военных поселений генерала И.О.Витта (5). Романтическое мироощущение Пушкина идеализировало всех женщин. Амалия Ризнич — двадцатилетняя жена одесского коммерсанта, яркая красавица, экстравагантная, умерла в нищете в 1825 году в Италии. Елизавета Воронцова — жена начальника Пушкина, старше его на 7 лет. Любовь к Воронцовой стала причиной ревности Воронцова и вызвала осложнения по службе у Пушкина. Пушкин просит об отставке, что для опального чиновника было равнозначно дерзости и мятежу. 8 июля 1824 года Пушкин был уволен со службы и по приказу императора местом ссылки поэту назначена Псковщина, село Михайловское. 1 августа 1824 года Пушкин выехал из Одессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: