Исторические размышления Пушкина продолжаются в повести «Полтава».
1) У богатого Кочубея главная драгоценность — прекрасная дочь Мария. Многих женихов отвергла она. Вдруг приходят сваты от гетмана Мазепы. Кочубей в гневе на своего старого друга Мазепу. Однако Мария бежит к старику Мазепе и счастлива с ним!. Кочубей в горе. Он пишет донос Петру I и отправляет его с одним из прежних женихов Марии. Однако донос был передан Мазепе (так как Пётр не хотел ссориться с Украиной перед лицом шведской опасности). Мазепа злораден, бросает в темницу Кочубея, пытает его и назначает смертную казнь. Мария ничего об этом не знает.
2) В день казни утром мать Марии является ей и просит помочь. Мария не успевает и бежит от Мазепы. Кочубей казнен. Мазепа в печали.
3) Шведский король Карл пошёл войной на Украину. Мазепа переходит на сторону Карла и становится врагом Петра. Описание полтавской битвы. Победа русских. Мазепа бежит. Страшный сон Мазепы: безумная Мария задаёт ему вопросы.
Эпилог («прошло сто лет…»)
|
|
Поразительно замечание критика Надеждина о «Полтаве»: она как и «Граф Нулин» «просто пародия», «Энеида наизнанку». Утверждение критика выглядит парадоксальным, но оно тем не менее справедливо — в «Полтаве» продолжается поиск форм исторического повествования; по сравнению с «Борисом Годуновым», где материал распределен по голосам персонажей и поэтому «объективен», в «Полтаве», так же как в «Графе Нулине» материал излагается от имени повествователя, то есть «субъективно». В «Графе Нулине» шуточно, а в «Полтаве» серьёзно испытывается новая поэтическая форма — стихотворная повесть.
Автор решил пересказать историю с современной точки зрения (100 лет спустя), из-за чего материал оказался двойственным: есть неумолимая правда истории и есть современное субъективное отношение к прошлым событиям. Тогда на отношения Мазепы и Петра повлияло множество обстоятельств, в том числе и донос Кочубея (в большом историческом времени совершенный «нуль», пустяк), сейчас, сто лет спустя, взаимоотношения Петра с украинским гетманом представляются сложным политическим сюжетом. Как следствие двойного взгляда на историю возникла комбинированная поэтическая форма: синтез эпической поэмы и повести с романтической фабулой. Жанровый признак повести — повествование о нескольких наиболее важных событиях жизни героев, этот признак хорошо виден в романтической фабуле «Полтавы»: Мазепа любит Марию, дочь Кочубея, Кочубей доносит на Мазепу, Мазепа казнит Кочубея, Мария сходит с ума, Мазепа проигрывает войну, иначе говоря, между тем что Мазепа любит Марию и тем что он проиграл войну есть закономерная связь. Жанровые признаки поэмы — эпическая дистанция между автором и героем, позволяющая автору «объективно» изложить события жизни героев. В «Полтаве» события излагаются с большой временной дистанции («сто лет прошло…»), с эпической высоты описаны пейзажи, полтавская битва (см. IV, с. 213 «Горит восток зарею новой…» и 214 «Уж близок полдень. Жар пылает…»). Пушкин соединяет две разные жанровые традиции единым стихом, как бы уравнивает стиховым ритмом большие исторические события (битва) и «нули» (донос).
|
|
Стиховая форма в «Полтаве» использует декламационных возможностей стиха, например, enjambement —
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком. (IV, 213-214)
Или, например, аллитерация —
И пе р ед с иними р ядами
С воих воин с твенных д р ужин,
Не с омый ве р ными с лугами,
В качалке, бледен, недвижим,
С т р адая р аной, Ка р л явил с я. (IV, 214)
Стихотворная повесть как жанр сочетает в себе качества двух литературных родов («стихи» и «проза»). Эта новая поэтическая форма в «Графе Нулине» похожа ещё на стихотворный анекдот, в «Полтаве» на поэму, но новая форма уже родилась.