Среди росписей Нередицкой церкви был портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, изображения первых русских святых – князей Бориса и Глеба

В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода - церкви Михаила Архангела (1194г.). Храм 15 раз горел, в результате чего его первоначальный облик изменился.

Затишье в архитектурной жизни Новгорода, наступившее с 1239 года и до конца XIII века, сменяется в начале XIV века дальнейшим расцветом новгородской культуры и зодчества.

В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.

Изменения в архитектуре Новгорода конца XIII – первой половины XIV веков характеризует храм Николы на Липне (1292 г.). Фасады этой небольшой одноглавой церкви уже не имеют трехчастного членения лопатками, а новая конструктивная система перекрытия храма нашла свое отражение в его внешнем облике; стены церкви имеют трехлопастные завершения, очертания которых подчеркнуты пояском небольших декоративных полуциркульных арочек, как бы повторивших на фасадах абрис конструктивного перекрытия. Вместо обычных до того трех апсид храм Николы имеет одну пониженную апсиду. Подобные изменения упростили архитектуру храма, а найденность пропорций приобрела еще большее значение в достижении художественной выразительности памятника.

В храме Николы на Липне и других сходных с ним – Рождества в Перынском Скиту (конец XII -начало XIII века), Спаса на Ковалеве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Архангела Михаила в Сковородском монастыре (1355 г.) – зодчие достигают высокого совершенства, большой силы художественного воздействия.

Церковь Спаса на Ковалеве - стоит неподалеку от реки Малый Волховец. Она была построена в 1345 боярином Онцифором Жабиным.

Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как и церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью церкви является наличие трех притворов - пристроек с западной, северной и южной сторон. Первоначальная роспись покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор.

В 1380 году храм Спаса на Ковалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 квадратных метров. Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.

Церковь Федора Стратилата, построенная в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья, является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь – высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластинка фасадов, имеющих трехлопастное завершение – то есть три арки, соединенных друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.

Новый прием наблюдается и в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки. Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей..

В храме Федора Стратилата, может быть, впервые в новгородском культовом зодчестве появляются скупые декоративные элементы фасадов: барабан главы, апсиды, украшенные поясками из впадинок различной формы, тонкими вертикальными тягами; эти скромные украшения подчеркивают своим расположением конструктивную логичность композиции фасадов.

Росписи стен храма Федора Стратилата на Ручью исполнены в 60-х-70-х годах XIV века. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами.

Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.

Отличительная черта внешнего облика церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году, - декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолапостной бровкой.

Церковь знаменита фресками. Она производит сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиций, отточенность форм, монументальность. Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. В 1378 году на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорока росписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней. Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своего мастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенно исключительное место среди памятников древнерусской живописи.

С конца XIV века в Новгороде все более начинают сказываться крупные явления общерусской жизни: возвышение Москвы, победа войск Дмитрия Донского над ордами Мамая на Куликовом поле. Обособленность Новгорода, его стремление к самостоятельности в условиях активного процесса сложения русского национального государства становились консервативными и не могли не отразиться на художественной жизни города. Для зодчества Новгорода характерной становится приверженность к прежним композиционным приемам и формам, воспроизведением которых заказчики – новгородское боярство стремились создать впечатление прежнего величия новгородской республики..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: