Общие правила:
1. Раскладывать детали каждого объекта строго по схеме, указанной на демонстрационных полях.
2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
3. Фигуры 3 и 4 не называть.
4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.
Название фигуры | Критерии оценки | Баллы |
№1 – «Мальчик» | 3 балла – если неправильно установлены ноги: левая переставлена с правой или ступни ног обращены кверху; | |
2 балла – если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук; | ||
1 балл – когда сложена верхняя часть туловища. | ||
№2 – «Лошадь» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры. | |
№3 – «Лицо» при вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?» (фигуру не называть), или «Сложи, что будет?» если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, а сказать: «А ты попробуй». | В 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенное на демонстрационном поле знаками «х». При получении дробного числа округлять в большую сторону. | |
№4 – «Автомобиль» | 1 балл начисляется за одно правильное соединение элементов фигуры. |
Оценки и временные лимиты.
|
|
Задание | Баллы | |||||
1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина | 1-15” 1-35” 1-25” | 16-20” 36-45” 26-30” | 1-10” 21-30” 46-70” 31-45” | 11-15” 31-180” 71-180” 46-180” | 16-20” | 21-120” |
Стимульный материал
Мальчик Части Лицо Части
Лошадь Части Машина Части
Феномены при выполнении субтеста:
§ пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
§ перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
§ двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.
Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики".