Квинтовость диатоники — ее коренное свойство, но не единственное. В ладовом отношении чистая квинтовость, как и соответствующий ей пифагорейский строй, действительны более всего для таких областей музыкальной практики, как средневековая монодия и ранние этапы европейского многоголосия. По мере дальнейшего развития европейского многоголосия происходит внутренняя реорганизация, связанная с переходом на более высокий тип связи — от одно-факторного квинтового к двухфакторному квинто-терцовому (ему соответствует так называемый чистый строй, где используются два прямо понимаемых интервала — чистая квинта 3: 2 и натуральная большая терция 5:4).
Возможность перехода к квинто-терцовой (QT, или, по-русски, КТ) структуре диатоники технически объясняется одним из важных свойств звукового материала. Так как интервальная система существует лишь постольку, поскольку она выражает функционирование определенной ладовой системы, которая, в свою очередь, существует лишь при условии основанного на связи единства, то важнейший вопрос интервальной системы — способ связи между ее тонами. В многоголосии прибавляется еще один тип связи — одновременное звучание двух тонов, исторически прежде всего звуков квинты (кварты), по понятным причинам.
|
|
При продвижении по квинтовой цепи диатоники обнаруживается, что чрезвычайно удаленный тон четвертой квинты (пример 88А) оказывается практически совпадающим с близко родственным, но только в терцовом отношении, звуком (пример 88Б). Ничтожная разница между ними называется дидимовой или синтонической коммой (комма — интервал меньше четверти полутона).* Комма не может восприниматься как собственно интервал (ступень); мы слышим комматическую разницу не как переход с одной высоты на другую, а как мельчайший оттенок звучания одного и того же тона, одной и той же высоты. Это обстоятельство и позволяет отождествить две комматически разные высоты в один звук, но только понимаемый уже не через посредство квинты, а через посредство терции.
* Дидимова комма, как разность пифагорейской (то есть чистоквинтовой) большой терции 81: 64 и натуральной — 5: 4, равна (81: 64): (5:4) = (81: 64):: (80: 64) =81: 80, то есть 21,5 цента (цент — одна сотая полутона; полутон = 100 Центов; в октаве 1200 центов).
Дидим (Александрийский) — древнегреческий грамматик и математик (род. в 63 г. до н. э.).
Итогом является другая, новая структура диатоники, уже не квинтовая, а квинто-терцовая (пример 88Б). Главная проблема — вопрос связи — решается здесь, таким образом, уже не на основе одномерности квинт, а на основе двухмерности квинто-терцового взаимодействия. Комбинация квинты и большой терции представляет собой новый, более высокий тип связи, теперь совершенно иначе пронизывающий отношениями родства тоны интервальной системы. Притом наличие в системе КТ связи предрасполагает к постоянному применению основной ячейки, ядра КТ системы — одновременной комбинации обоих фундаментальных интервалов, квинты и терции. Иначе говоря, создается постоянно действующий стимул быстрого роста новых ячеек — консонантных трезвучий (они и есть комбинация КТ), что ведет далее к полной внутренней перестройке системы диатоники, которая превращается из однофакторной в двухфакторную.
|
|
Так как есть два и только два способа объединить квинту и терцию — Кт или Кт (терция внизу или вверху), то соответственно есть и только два типа связи тонов системы посредством соотнесения их с ядром — центром (представлены на материале белоклавишной диатоники):
В результате получается тенденция к выявлению и укреплению двух типов диатонических (либо в основе диатонических) ладов — с мажорной тоникой или минорной тоникой. Это есть другой полюс внутреннего развития в пределах диатоники. Диатоника начинается с продления пентатоники и образования мелодических ходов на полу-
тон в рамках модальной горизонтально-звукорядной системы. В конце эволюции, после реорганизации складываются структуры аккордовой тонально-функциональной системы.
Наличие двух факторов в квинто-терцовой структуре диатоники создает предпосылки к возможному их взаимодействию. Чтобы лучше увидеть соотношение интервальных величин при той и другой структурах диатоники, приведем их обе одновременно (пример 89).
В реальном музыкальном интонировании совмещаются оба принципа — и «мелодической» квинтовости, и «аккордовой» квинто-терцовости, образуя «зонный строй» (термин Н. А. Гарбузова).
С этими тонкими нюансами интервалики связано множество проблем музыкальной практики — строя инструментов и хора, ладовой экспрессии, характера звучания тонов, интервалов и аккордов, ладотональных функций, родства тональностей и модуляции, соотношения тональных и модальных элементов гармонии.