При осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТЫ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕЗИДЕНТАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валютно-правовой режим предусматривает специальные ограничения свободного распоряжения валютной выручкой, а также обязанности по возврату валюты в российскую юрисдикцию при исполнении резидентами внешнеторговых договоров. Непосредственная сущность репатриации валюты как элемента валютно-правового режима состоит в ограничении трансграничных валютных операций и возврате капитала[2]. Однако действующее национальное нормативное правовое регулирование репатриации валюты, увеличивая риски резидентов, не в полной мере соответствует основам регулирования внешнеэкономической деятельности.

Национальное нормативное правовое регулирование репатриации резидентами валюты базируется на положениях Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[3] и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[4]. Правила репатриации применяются, во-первых, к валютной выручке вследствие получения резидентами оплаты по экспортным сделкам; во-вторых, к денежным средствам, уплаченным резидентами во исполнение сделок по импорту в случае отсутствия предусмотренного встречного предоставления со стороны иностранных контрагентов. В первом случае органы валютного контроля осуществляют проверку фактического зачисления сумм валютной выручки на счет резидента в уполномоченном российском банке и достоверности представленных сведений о них, во втором – исполнения обязанности резидента возвратить уплаченные нерезидентам денежные средства на указанный счет в российской юрисдикции. При этом важно учитывать, что действующие правила о репатриации применяются к текущим валютным операциям[5], но не затрагивают капитальных[6]. Такой вывод следует из анализа метода[7] и содержания[8] действующего валютно-правового регулирования.

Национальное нормативное правовое регулирование внешнеторговой деятельности имеет комплексный характер, поскольку предполагает одновременное применение к ее субъектам публично-правовых и частноправовых правил различной отраслевой принадлежности. Так, в основе применения к резидентам валютно-правовых норм о репатриации – юридические факты частноправового характера: заключение и исполнение договора международной купли-продажи, открытие валютного счета в уполномоченном банке, перечисление контрагентом (нерезидентом) на этот счет денежных средств и их зачисление уполномоченным банком. В связи с этим, резиденты, осуществляющие внешнеторговую деятельность, обязаны руководствоваться не только нормами частного права, но и соблюдать установленный валютно-правовой режим и, в частности, валютные ограничения, к которым относится репатриация.

Комплексный с точки зрения отраслевой принадлежности характер национального правового регулирования внешнеторговых сделок резидентов определяет правовые и экономические риски, обусловленные нарушением правил репатриации валюты. С одной стороны, нарушение правил репатриации влечет административную или уголовную ответственность[9]; кроме того, может повлечь принудительную ликвидацию юридического лица[10]. С другой стороны, присутствуют риски для национального правопорядка. Прежде всего, они связанны с эффективностью валютного контроля за достоверностью сведений, представляемых резидентами относительно валютной выручки, открытых счетах в уполномоченных банках; за фактическим зачислением валюты на эти счета; за обеспечением возврата резидентами денежных средств в Российскую Федерацию. В связи с этим, правовое регулирование должно обеспечивать действенность валютного контроля и, вместе с тем, разумный баланс запретов, позитивных обязываний и дозволений с целью поддержания стабильности внутреннего валютного рынка и эквивалентности[11] внешнеторговых сделок.

Между тем, комплексный характер национального правового регулирования репатриации валюты предопределяет проблемы, имеющие практическое выражение. Методологически их необходимо разделить на две основные категории: 1) правовые проблемы национального публичного правопорядка репатриации валюты; 2) обусловленные этим повышенные правовые риски резидентов как одной из сторон внешнеторговых сделок.

Национальный правопорядок репатриации валюты определяется природой валютного регулирования и контроля[12] как финансово-правовых институтов. Вместе с тем, регулирование репатриации имеет существенный недостаток, не позволяющий обеспечить эффективность этого ограничения.

Основополагающая проблема национального нормативного правового регулирования репатриации валюты заключается в несогласованности общих начал валютно-правового режима и специальных норм о репатриации. Известно, что основная сущность репатриации валюты состоит в ограничении вывоза капитала посредством совершения трансграничных сделок, прежде всего, капитального характера[13]. Репатриация эффективна при наличии ограничений совершения капитальных валютных операций. Однако национальное валютно-правовое регулирование исходит из принципиально иной модели, основанной на свободе перемещения капитала и недопущении прямых ограничений вывоза или ввоза валюты. Капитальные валютные операции не имеют валютно-правовых ограничений. В связи с этим, репатриация валюты не согласуется с принципом свободного перемещения капитала[14], выполняя лишь свою побочную функцию – применяется только к текущим валютным операциям, содействуя осуществлению валютного контроля и учета движения капитала. Эти обстоятельства не позволяют сказать о существовании национально-правового института репатриации валюты в традиционном понимании. Таким образом, репатриация валюты, в ее нынешнем нормативном правовом регулировании, имеет только финансово-контрольное значение, но не является средством обеспечения вывоза капитала. В связи с этим, весьма актуальным является реформирование валютно-правового регулирования репатриации. Направления реформирования зависят от экономической политики[15], поскольку, как представляется, предполагают противоположные решения – от введения ограничений совершения капитальных валютных операций до декриминализации нарушения правил возврата валюты.

Вышеназванная концептуальная проблема является одним из примеров прямого влияния качества публично-правового регулирования и на область частных интересов – стабильность гражданского оборота. Несмотря на неэффективность действующих правил о репатриации с точки зрения предотвращения вывоза капитала, их нарушение влечет для организаций-резидентов административные штрафы, а в отдельных случаях – риск принудительной ликвидации по требованию органов валютного контроля.


[1] Барыкин Евгений Александрович, кандидат юридических наук.

[2] В период актуализации проблемы деофшоризации российской экономики проблема репатриации валютной выручки приобретает значимость. В широком смысле репатриация валюты является одним из немногочисленных ограничений свободы внешнеэкономической деятельности с целью обеспечения эффективности валютного контроля, а также учета движения капитала. Например, экспортная валютная выручка, поступившая на счет резидента в иностранном банке, в обязательном порядке подлежит перечислению на счет, открытый резидентом в уполномоченном российском банке (агенте валютного контроля). Таким образом, резидент не вправе оставлять полученную валютную выручку на счетах в зарубежных банках, а органы валютного контроля оперативно получают сведения о совершении текущей валютной операции резидентом. Однако, учитывая ограничительный характер репатриации, для правового регулирования не менее важно обеспечение баланса публичных и частных интересов. Для этого необходимо научно-правовое обоснование, учет особенностей национальной системы права и текущих экономических реалий. Показательно, что обеспечение защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является одним из принципов национального валютно-правового регулирования (см.: ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859). Об экономических аспектах деофшоризации см.: Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М., 2013.

[3] Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

[4] Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. Примечательно, что Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает исчерпывающий перечень условий применения к резидентам правил репатриации валюты. К таким условиям отнесены: во-первых, получение от нерезидента на свой счет в уполномоченном банке валюты; во-вторых, обусловленность получения этой валюты внешнеторговой сделкой; в-третьих, назначение платежа – оплата нерезидентом исполнения по внешнеторговой сделке (ст. 19).

[5] Текущие валютные операции – экономический термин, в правовом рассмотрении означающий осуществление трансграничных расчетов во исполнение частноправовых обязательств, необходимых для обычной деятельности резидента (не связанной с осуществлением капитальных вложений), а также международные переводы валюты в качестве дивидендов, процентов по вкладам, заработной платы и социальных платежей.

[6] Капитальные валютные операции – экономический термин, в правовом рассмотрении означающий трансграничное перемещение валюты в порядке исполнения частноправовых обязательств с целью инвестирования средств (как правило, в форме капитальных вложений в иностранных юрисдикциях).

[7] Валютно-правовое регулирование имеет публично-правовую природу. В связи с этим, преобладает, по терминологии проф. С.С. Алексеева, «централизованное, императивное регулирование (метод субординации)» (см.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 224). Кроме того, проф. С.С. Алексеев указывает, что в финансовом праве, относящемся к публичному праву, превалируют способы правового регулирования – запрещение и позитивное связывание (см.: Алексеев С.С. Указ. соч.С. 224). Способ правового регулирования «запрещение» представляет собой «возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода», в свою очередь, «позитивное связывание» – «возложение на лиц обязанности в активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.)» (Алексеев С.С. Указ. соч.С. 225). Таким образом, поведение резидентов определяется валютно-правовыми нормами обязывающего характера. Это имеет и оборотную сторону – если обязанность не предусмотрена валютно-правовым актом, то резидент не должен совершать каких-либо действий. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений совершения капитальных валютных операций (по ввозу и вывозу валюты) и соответствующих обязанностей резидентов.

[8] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержит прямых ограничений вывоза или вывоза валюты. Напротив, ввоз и вывоз валюты осуществляется без ограничений, единственное условие – соблюдение требований таможенного законодательства (ст. 15). Таким образом, ограничения (в частности, обязанность репатриации валюты) касаются лишь расчетов по экспортно-импортным сделкам, которые составляют текущие валютные операции, но не капитальные.

[9] См.: ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[10] В частности, организация-резидент может быть ликвидирована по иску уполномоченного законом государственного органа или органа местного самоуправления в случае осуществления деятельности, запрещенной законом либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (см.: подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301).

[11] Здесь имеется в виду обеспечение фактической возмездности внешнеторговых сделок.

[12] В силу ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», основными принципами являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. См. подробнее о правовой природе валютного регулирования и контроля: Лисицын А.Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2008. № 4. С. 6-12; Он же. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Административное и финансовое право. Вып. 2. М., 2007; Ялбулганов А.А., Шаманова Е.А. Валютные операции: вопросы терминологии // Капитал и право. 2005. № 8. С. 6-11.

[13] См. подробнее о проблемах валютно-правового регулирования трансграничных сделок: Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность. М., 2013; Он же. Валютный контроль в Российской Федерации. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1999.

[14] Принцип свободного перемещения капитала следует из раздела 1 Статьи IV «Обязательства в отношении валютного режима» «Статей Соглашения Международного Валютного Фонда» (приняты 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе, вступили в силу 27 декабря 1945 г.) // Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf – Официальный сайт Международного валютного фонда (дата обращения: 20.09.2014). Российская Федерация является государством – членом Международного валютного фонда с 1992 года (см.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // Российская газета. № 122. 29.05.1992.

[15] Примечательно, что в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривается цель торговой политики (часть экономической политики) – создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: