Проходящие (в особенности), а также вспомогательные аккорды представляют собой главную сферу воздействия линеарности на гармонию. Прочие аспекты воздействия развиты намного скромнее, но зато обладают чрезвычайным разнообразием форм.
Из апподжиатурных форм наиболее распространенным является так называемый «кадансовый квартсекстаккорд» — составленное из тонических звуков задержание к следующей за ним доминанте-разрешению. (Следует заметить, что второе обращение такого важного аккорда, как консонантное трезвучие, широко употребительно в трех важнейших линеарных функциях — в качестве задержания, проходящего и вспомогательного аккордов.) Будучи задержанием
к доминанте, K64 и должен обозначаться как D64 [-5-3] (обозначение, введенное Риманом). Согласно общему закону линеарных функций, линеарные «вставки» или «пролонгации» лишь обогащают гармонически, но не меняют функции; поэтому закономерно обозначение предшествующей кадансовому квартсекстаккорду (и разрешающейся непосредственно в тонические звуки) гармонии D к D как «DD», а не как «альтерированной S». (Впрочем, по характеру голосоведения эта предваряющая гармония нередко совпадает с альтерирован-
|
|
ной S, и тогда вопрос о различии того и другого перестает быть принципиальным.)
Если апподжиатурная гармония предваряет тонику, то аналогичным образом функциональная связь осуществляется «через голову» линеарной, как бы минуя линеарный аккорд (см. пример 167).
Украшающая апподжиатурная гармония («соаккорд») может быть гармонически более впечатляющей и характеристичной, чем ее разрешение (пример 213).