Гуманизация образовательного процесса вызвала пересмотр традиционных методов оценивания. Современные требования к организации образовательного процесса требуют наличия не только данных о самом результате обучения, но также требуют ответа на вопрос, почему не достигнуты запланированные результаты. Поэтому в современной школе появилась педагогическая диагностика.
В современном звучании термин педагогическая диагностика появился примерно в семидесятые годы ХХ века. Современное понимание его связано, прежде всего, с прилагательным «педагогическая». Оно определяет следующие особенности диагностики:
- она осуществляется для педагогических целей, т.е. ориентированна на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика;
- она дает принципиально новую информацию о качестве педагогической работы самого учителя;
- осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя;
|
|
- с ее помощью усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя;
- некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика рассматривает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя, а процесс учения школьника рассматривается вместе с его способностями, склонностями, возможностями. Диагностика ориентирована на понимание того, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сформированным, а что подлежит совершенствованию. Следовательно, педагогическая диагностика рассматривается в школе в основном как практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов и неуспехов.
В отличие от традиционной проверки знаний и умений, педагогическая диагностика понимается шире. Процесс диагностирования рассматривает результаты в связи с путями и способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования знаний, умений и навыков. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейших событий.
Задачи школьной диагностики:
1) Обеспечение обратной связи. Диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса.
|
|
2) Оценка процессов обучения и воспитания.
3) Управление развитием школьного коллектива и личности школьника.
(Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Максимов, В.Г. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 272 с.)
ü Что я хотел(а) узнать, чему научиться, при изучении данных проблем?
ü Как я это делал(а)?
ü Что при этом чувствовал(а)?
ü Что изменилось в моих ценностях, знаниях, умениях в итоге?