В документе Модернизации образования, одобренном Правительством РФ в 2000 году, изложены основные принципы обновления системы контроля и оценки достижений школьников:
- Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
- Создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;
- Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях;
- Стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ в системе внешнего контроля;
- Введение, дополнительно к традиционным, новых форм, видов, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности школьников[19].