Психолого-педагогическое сопровождение портфолио

Статья Аннотация
Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта // Профильная школа. - 2005. -№3. - С.45-56 - портфолио как инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений - типы портфолио - модели портфолио и их оценивание - портфолио учащихся профильной школы - факторы, определяющие популярность и успешность портфолио.
Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Школьные технологии. – 2004. - №2. – С.144-147 - история вопроса - типы и виды портфолио
Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» // Управление школой. – 2004. - №31. – С.26-28 - «портфолио документов» - «портфолио работ» - «портфолио отзывов»
Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - №2. – С.48-56 - структура портфолио - приложения (таблицы, бланки заполнения и т.д.)
Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой. – 2004. - №31.– С.29-31 - памятка пишущему комментарий к портфолио - памятка пишущему рецензию на портфолио - варианты оформления
Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике Российской школы // Методист. - 2004. - №6. - С.33-37 - сгруппировано 15 типов ошибок - к каждой группе даны рекомендации к их разрешению
Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» // Практика административной работы в школе. - 2005. - №5. - С.25 -27 - цель игры - задачи игры - сюжет игры - участники игры - основные понятия, используемые в игре - сценарий игры - система оценивания - рефлексия.
Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания // Практика административной работы в школе. -2005. - №5. - С. 20-22 Подробно расписаны обязанности всех структур управления ОУ
Кириллова А.И. Упражнения для школьников при подготовке материалов портфолио // Практика административной работы в школе. - 2005. - №5. - С.22 - 24 - упражнение «призы одноклассникам» - упражнение «автобиография» - приложения.
«Портфель ученика» // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001. – С.123-132 Как создать «портфель», например по математике.
Шалыгина И.В. «Портфолио» - педагогическая технология школьной оценки… // Естествознание в школе. – 2004. - №2. – С.51-54 «Портфель ученика» как новый способ оценки индивидуальной учебной деятельности. Компоновка «портфеля» и основные приёмы работы с ним.
Портфолио педагога // Справочник руководителя ОУ. – 2004. - №6. – С. 43-49 - методический паспорт педагога - диагностическая карта затруднений - «тетрадь успеха» - индивидуальный проект исследования - программа повышения квалификации
Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Исследовательская работа в школе. – 2004. - №2. – С.168-170 Статья предлагает читателям различные варианты форм и структуры портфолио учащихся в 9 классах
Новые подходы к оценке учебных достижений школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки // С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко Управление современной школой. Профильное обучение: новые подходы. - Ростов-н/Д: Учитель, 2004. - С.46-52 - портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника - примерная схема исчисления образовательного рейтинга ученика - примечания - рекомендации по составлению портфеля - участники формирования портфеля - муниципальный экзамен
Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений //Профильная школа. - 2005. - №2. - С.48-50 - рейтинг - листы - мониторинг эффективности
Положение о портфолио - портфеле образовательных достижений учащихся МОУ лицея № 120 // Вестник образования. Профильное обучение. Часть 2. - 2005. - №1. - С. 14-26 -документальное оформление использования портфолио в ОУ  
Широких Е.Д. Портфолио учащихся г.Якутска // Вестник образования. Профильное обучение. Часть 2.- 2005. - №1.-С. 83-87 Представлен опыт работы

В целом, метод портфолио обладает широкими возможностями по выявлению пробелов, трудностей, достижений, индивидуальных особенностей познавательной и творческой деятельности учащихся, стимулирует развитие критического мышления. Как модель развития аутентичного оценивания в большой степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.

В качестве еще одной методики учета и оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся используется методика «Сундук регалий». «Сундук» является коллекцией работ, которую составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

«Сундук регалий» может включать:

  • документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
  • характеристики, данные педагогами;
  • самохарактеристика «моя уникальность»;
  • членские удостоверения учреждений и организаций;
  • рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;
  • перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
  • образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
  • личные замечания и другие оценки;
  • спортивные свидетельства.

Данный список может быть дополнен по усмотрению участников образовательного процесса.

Следующая методика – шотландский аттестат - отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения, т.е. уточняются:

· темы, которые должны быть изучены;

· умения, которыми необходимо овладеть;

· практика, которую необходимо пройти и т.д.

· описание личностных качеств ученика, сделанных, как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником;

· обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником);

· учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируются не только отметки, поведение, прилежание, посещаемость, полученные знания, заинтересованность в работе, но и рекомендации учителя, а также ответ родителей).

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям. Так, образовательное учреждение «Международный лицей» разработало подобный вариант аттестата образовательных достижений для лицеистов, обучающихся в течение четырех лет, то есть с 8 по 11 классы.

В аттестат заносится следующая информация:

· Учебные достижения, включающие четвертные, полугодовые, экзаменационные (только в 9 и 11 классах по экзаменационным предметам) и итоговые отметки по всем изучаемым предметам в 8-11 классах.

· Творческие работы (перечень с краткой характеристикой каждой работы), выполненных по итогам занятий на факультативах и курсах по выбору.

· Итоговые документы (сертификат, диплом, свидетельство и т.д.) или творческие работы, полученные и выполненные на дополнительных образовательных курсах.

· Результаты выступлений на предметных олимпиадах.

· Результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Примерами творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных предметов, могут служить: техническое творчество, углубленное изучение программных и непрограммных учебных материалов, работы по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования.

Подобный аттестат образовательных достижений позволяет учесть традиции отечественной школы, его внедрение не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого, заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно.

В творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы и соответствующие определенной норме. После выполнения работы в книжке делается запись. Например, 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т. д. Это норма по объему работы, но не по времени ее выполнения, дело ученика - работать несколько дней или несколько месяцев. Норма - не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы - единство требований. Такое единство и создает нормы. Однако учитель имеет право записать работу и меньшего объема, исходя из интересов ученика.

Записи выглядят примерно так:

1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособления, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер.

2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т. п.

З. Работы по искусству. Фиксируются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т. п.).

4. Педагогическая деятельность. Отражается работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах.

5. Изобретательство. Описываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы.

6. Исследовательская и опытническая работа. Фиксируется только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод.

7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также если присвоен спортивный разряд.

8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик занимался не менее полугода.

Как видим, в самостоятельной работе сверх учебной программы для ученика нет никаких ограничений: делай что хочешь, когда, где хочешь и как угодно долго или быстро.

Приведем примеры конкретных записей в творческих книжках:

• Английский язык. Районная олимпиада, 1-е место. 6-й класс.

• Модели. Сделал кордовую модель самолета (выполнял работу в городском дворце творчества юных). 6-й класс,

• Педагогика. Провела 4 урока во 2-м классе. 5-й класс.

• Кино. Слайд-фильм по собственному сценарию «Самооткрывающаяся дверь». 2 мин, черно-белый, 16 мм (сделал в школе). 7-й класс.

• Фото. Сделал 14 фотографий на тему «Пейзаж» 9х12 см. 5-й класс.

• Макеты. Сделал макет старинного амбара (из бревнышек), в котором 65 деталей. Размер 15х10х17 см. 8-й класс.

• Слесарное дело. Сделал 15 деталей из металла для макета паркового аттракциона (групповая работа). 7-й класс.

• Литература. Переложила на стихи русскую народную сказку «Каша из топора»; 30 строк. 7-й класс.

Как видим, диапазон интересов ребят очень широк. В школе только за несколько лет были выполнены работы почти по 40 направлениям.

По окончании школы на основании записей в творческой книжке составляется характеристика качеств личности, проявившихся в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы.

Сначала выделяются склонности ученика, для чего выписываются разделы науки, техники, искусства, по которым он работал, и подсчитывается количество записей по каждому из них (см. табл. 2).

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: