Магические инструменты

В заключительном разделе этой главы мы скажем несколько слов о магических инструментах как о произведениях искусства Вёлунда, с одной стороны, и материальных средствах обеспечения магии, с другой. (Хотя следует оговориться, что понятие «магический инструмент», в общем, с трудом поддаётся определению.) И начнём мы с самых, вероятно, излюбленных ныне предметов такого рода — с магических колец[211].

Кольца

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причём, неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие и «окружающий его» или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва и Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Дырчатый Камень представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожёны на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключённый брак рукопожатием через отверстие[212]. Можно также вспомнить и то, что кольца в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и тд.

Однако вернёмся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук. Как показывают данные археологии, кольца (в том числе и магические) делались не только из металла; известны каменные, костяные и, возможно, даже деревянные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском музее магических колец, любопытное рунической надписью, на нём выгравированной:

eruriufdol uriurithol wlestepotenol [213]

Надпись переводу не поддаётся, но, по мнению Н.Пенника, это «кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю»[214].

Там же хранятся ещё два магических кольца, изготовленных из металла (одно — из золота, а второе — из бронзы) и несущих одинаковые непереведённые рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей:

внешняя сторона кольца:

æruriuflturiurithonglæstæpon

внутренняя сторона:

Tol

(Внутренняя надпись здесь скорее всего представляет собой трёхчастное руническое заклинание.)

Можно также упомянуть и известное ланкаширское кольцо, приводившееся нами ранее как пример сочетания в магических, вероятно, целях рунических знаков и букв англосаксонской латиницы в одной надписи.

Посох

Ещё одним традиционным магическим инструментом, также обязанным широкой «популярностью» литературным произведениям жанра фэнтэзи, является посох. Вероятно, посох (клюку, жезл, просто палку) можно считать одним из древнейших инструментов, применяемых в магии. В качестве магического орудия посохи и жезлы упоминаются, например, в валлийском «Мабиногионе», тексты которого сложились в начале тысячелетия. В более поздние времена (XVIII-XIX века) легенды и предания о волшебных жезлах дали жизнь распространённому в литературных сказках образу «волшебной палочки».

С точки зрения символики посох представляет собой отражение axis mundi — мировой оси, Древа Мира и соответственно священного копья бога света (Одина, Луга и т.д.). Именно роль Мирового центра играет в ряде магических ритуалов воткнутый в землю посох, организующий и, следовательно, сакрализующий пространство вокруг себя.

Как и нож (меч), посох или жезл может быть использован для направления магической энергии — в этом несложно убедиться, поработав с посохом в ночном тумане или внимательно присмотревшись к концу посоха в руках сильного человека. Кроме того, нередко считается, что посох прекрасно подходит для накопления на нём Силы тем или иным образом.

Традиционно посохи изготовлялись из древесины дуба, орешника или ясеня.

Метла

Метла, столь часто упоминаемая в сказках как непременный атрибут ведьм, действительно является традиционным магическим инструментом. С определённой долей условности можно сказать, что метла представляет собой своего рода «женский аналог» посоха. Вместе с тем метла лишена ряда возможностей посоха, хотя и обладает многими собственными функциями. Так, например, метла нередко присутствует в женских магических обрядах очищения места, дома и т.д.

Как и для посоха, для метлы также важно, из древесины и ветвей каких деревьев она изготовлена. Например, в восточноанглийской традиции, согласно сведениям Пенника, ручка метлы изготовлялась из древесины ясеня, а её «подметающая часть» — из прутьев берёзы, означающей очищение, орешника (посвящение) и рябины (исцеление)[215].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: