Методы определения цены спектра

Подготовка к занятию

1. Изучить указанную литературу.

Задание

1. Изучить методы определения цены радиочастотного спектра

4. Содержание отчета

Составить сравнительную таблицу методов определения цены РЧС: достоинства и недостатки

5. Методические указания.

Методы определения цены спектра

Основной задачей экономики является установление цен.

В соответствии с общей теорией микроэкономики существует стандартный метод определения цен на товары, показанный на

рис. 1.

Рис. 1. Метод определения цен на товары

Механизм ценообразования — это очень тонкий вопрос, и одной из главных проблем в процессе принятия правительственного решения о цене спектра является понимание и убеждение всех заинтересованных сторон в том, что плата за спектр не просто способ пополнения государственной казны. Цены должны стимулировать повышение эффективности использования спектра, не тормозя при этом развитие новых технологий и не приводя к повышению тарифов на услуги связи.

Известно несколько основных методов определения цены спектра. Эти же методы можно применять также для определения стартовой цены при проведении аукциона. Известные методы основаны на:

– покрытии административных расходов;

– параметрах системы;

– стоимости высвобождения спектра;

– основе доходов пользователя.

– дифференциальной цене;

– «теневой» цене.

Метод покрытия административных расходов является наиболее простым и принят во многих странах. Он основан на оценке средств, необходимых для покрытия ежегодных расходов регулятора — государственной организации, которой поручено выполнение функций управления использованием спектра. Однако основным недостатком этого подхода является то, что тарифы, рассчитанные для покрытия административных расходов, никак не связаны с ценностью используемого спектра и, следовательно, не стимулируют повышение эффективности использования РЧС

Основными отличительными чертами метода админист­ративного регулирования являются следующие:

· обладателем, распределителем и главным пользователем частотного ресурса является государство;

· государство передает операторам частоту в индивидуальное или сов­местное пользование по собственному усмотрению;

· государство прописывает и контролирует соблюдение множества пра­вил пользования ресурсом, главной целью такого регулирования являет­ся предотвращение помех вещания;

· распределение часто осуществляется по заявительному принципу.

Главная цель метода - защитить пользователей спектра от вмешательс­тва в работу друг друга, чем объясняется установление множества правил для пользователей и контроль их исполнения со стороны государства.

Безусловным преимуществом данного метода можно считать минимиза­цию издержек на организацию отбора претендентов на получение права поль­зования частотой. Административное регулирование спектра также весьма эффективно при управлении ресурсами спектра, используемыми в государс­твенных целях - обеспечении обороны, государственной безопасности или ор­ганизации аэронавигации. Важным преимуществом данного метода является возможность проведения государственной политики в области телерадиове­щания, т.к. все правила работы в отрасли и контроль над их исполнением пол­ностью находятся в руках государственных институтов.

Однако при всех преимуществах административное регулирование в сов­ременных условиях быстрого развития технологий сдерживает развитие отрас­ли в стране. Кроме того, представители государственных структур объективно знают рынок и его тенденции хуже, чем сами его участники, поэтому тотальное государственное регулирование приводит к разработке и принятию неэффек­тивных мер воздействия на отрасль.

Другим важным недостатком является недополучение бюджетом огром­ного объема доходов за счет фактического отсутствия ценовой конкуренции за ресурс, т.к. оплата за его пользование фиксирована (либо отсутствует вовсе). В современных условиях постоянного роста затрат на регулирование спектра и контроль его пользователей со стороны государства за счет быстрого роста чис­ла пользователей спектра и быстрого устаревания действующих в отрасли пра­вил за счет интенсивного развития технологий делает модели управления спект­ром на бесплатной основе непозволительными для государственного бюджета.

Метод представляется эффективным при стрем­лении к достижению цели обеспечения проведения государственной политики или минимизации издержек отбора претендентов на частоту (в случае если распределение осуществляется по заявительному принципу). Метод не позво­ляет добиться целей, которые сегодня ставят перед собой большинство госу­дарств, по оптимизации бюджетных расходов на управление РЧС

Для определения цены спектра на основании параметров системы разрабатывают разнообразные методы. Цена может быть рассчитана с учетом множества отдельных элементов и различных критериев, например, объема используемого спектра, числа физических или информационных каналов, степени загрузки, эффективности радиооборудования, мощности передатчика, площади зоны обслуживания, географического места расположения и т.д. В основе определения тарифа на использование спектра при таком подходе — определение различных технических параметров, требуемых для измерения объема или занимаемой области спектра, используемого данной радиосистемой. Для этого может, например, использоваться такая формула:

где P — цена спектра; V — объем занимаемого пространства;

M — польза от применения рассматриваемого радиооборудования, например, число каналов, предоставляемых потребителям;

K f — коэффициент учета характеристик используемого диапазона частот;

K S — коэффициент учета района размещения радиостанции;

K m — коэффициент учета социальных выгод от применения радиосистемы;

C S — годовые расходы на управление использованием спектра;

K Р — коэффициент учета уровня спроса на частоты в рассматриваемом диапазоне.

С одной стороны, применение такого метода может стимулировать более эффективное использование спектра,

с другой — остаются нерешенными проблемы, связанные с практическим использованием таких формул. Одним из недостатков этого метода является сложность выбора коэффициентов, которые должны учитывать особые свойства службы, спрос на спектр и т.п. Кроме того, сомнительно, что приведенная формула может учесть все отдельные возможности конкретной радиосистемы или сети. Остается нерешенной проблема определения социальных выгод от применения радиосистемы. Например, в случае, когда рассматривается вопрос об использовании низкоскоростных радиорелейных линий с одинаковыми параметрами в сельской местности и в городских районах, как определить различие в размерах социальной выгоды? Более того, учитывая, что современные технологии позволяют многим системам работать на одних и тех же частотах в одной и той же географической местности, не становится ли бессмысленным коэффициент «занимаемости» спектра?

В следующем подходе, который также можно реализовать относительно просто, тариф на использование спектра основан на затратах на перераспределение спектра. Имеется в виду, что в случае, когда в течение определенного промежутка времени (например, 10 лет) существующих пользователей требуется «перевести» в другой диапазон частот, такой перевод должен оплачиваться заинтересованными сторонами, в частности производителями нового оборудования и операторами новых систем. Предполагается, что новые операторы должны будут выкупить требуемый им объем спектра по цене, рассчитанной исходя из затрат, которые предстоят тому, кто освобождает спектр. Этот подход вполне разумен и косвенно повышает эффективность использования спектра, так как новые технологии будут более выгодны для общества и будут использовать выделенную им полосу экономически более эффективно. Он вполне пригоден, например, при разработке стратегии высвобождения полос частот в диапазоне 2 ГГц от существующих пользователей, в том числе и от РЭС военного назначения, для развития сетей сотовой подвижной связи 3-го поколения.

Расчет цены на основе доходов пользователя.

Цена может быть установлена в виде процента от дохода компании, полученного за счет использования спектра. Такой подход имеет то преимущество, что он позволяет органам, управляющим использованием спектра, получить значительные доходы от определенных служб.

Например, телевещатель с ежегодным доходом в $500 млн. мог бы ежегодно платить $500 тысяч, если бы платеж составлял 0,1% доходов. Кроме того, при увеличении доходов владельцев лицензий растут и доходы органов, управляющих использованием РЧС. Поэтому такое решение можно считать эффективным и справедливым.

Однако возможность сбора таких платежей существуют не всегда. Во-первых, этот метод получения платежей за использование РЧС применим только к пользователям, которые получают доходы, прямо связанные с использованием спектра. Он не применим к пользователям, доход которых является косвенным результатом использования спектра, поскольку может оказаться практически невозможным определить, какая часть общего дохода пользователя получена в результате использования РЧС.

Например, неясно, как определить часть доходов коммунальных служб или телефонных компаний, связанную с использованием ими радиорелейных линий как составной части их инфраструктуры.

Цена спектра на основе дифференциальной ренты устанавливается на основе разницы между стоимостьюоборудования для систем, предоставляющих одинаковые услуги, но использующих различные диапазоны часто т. Поясним установление такой цены несколькими примерами.

Предположим, что две конкурирующие системы используют полосы одинаковой ширины в различных диапазонах, обе способны передавать одинаковый объем трафика с одинаковым качеством (рис. 2). Второй оператор работает на более высоких частотах. Поскольку рынок для одинаковых услуг устанавливает одинаковые цены, оператор, использующий более низкие частоты, а следовательно, и более дешевое оборудование, имеет большие доходы, чем его конкурент. Источник и размер этого элемента дохода никак не зависит от самого предпринимателя, а связан только со свойствами выделенной ему полосы частот.

Еще один метод определения цены спектра на основе дифференциальной ренты основан на сравнении капитальных затрат, необходимых для развертывания радиосистемы, и затрат, необходимых для создания альтернативной системы, предоставляющей такие же услуги, но использующей другие технологии, например кабель. Такой подход сейчас рассматривается в некоторых странах с целью введения цен на РЧС для операторов систем фиксированной службы высокой плотности, которые выходят на рынок широкополосных услуг.

Цели определения цены спектра на основе дифференциальной ренты состоят в том, чтобы обеспечить равные рыночные возможности всем операторам, использующим различные полосы частот, среды передачи и средства доступа, а также стимулировать операторов к использованию полосы в более высоких диапазонах частот или к внедрению альтернативных технологий, позволяющих повысить эффективность использования спектра. Этот метод может быть успешным только до тех пор, пока имеются пригодные для использования альтернативные полосы частот или технологии.

Размер оплаты зависит не только от ширины используемой полосы частот и зоны обслуживания, но также от географического положения станции, плотности населения в области обслуживания, социальных факторов, типа услуг радиосвязи, степени занятости спектра и сложности осуществления радиоконтроля за использованием спектра. Эти факторы учитываются в виде ряда уточняющих коэффициентов. Таким образом, чем шире полоса и чем более плотно заселена данная географическая область, тем выше размер платы. Это стимулирует использование более высокотехнологичного оборудования, новых диапазонов частот и расширение зон обслуживания в сельских и удаленных районах. Алгоритм определения размера оплаты использования спектра включает определение:

· годовых затрат государства на управление использованием радиочастотного ресурса и определение на этой основе общего размера платы за весь используемый радиочастотный ресурс;

· объема используемого радиочастотного ресурса;

· цены единицы радиочастотного ресурса;

· ежегодной платы конкретного пользователя на дифференциальной и справедливой основе, определенной из объема радиочастотного ресурса и стоимости единицы этого ресурса.

Расходы и доходы государства в области управления использованием спектра определяются следующим образом. Определяется общая сумма годовых платежей за использование спектра (C год), полученных от всех пользователей:

Cгод = C1 + C2, (1)

C 1 — плата за использование ресурса, которая покрывает затраты на управление ис- пользованием спектра;

C 2 — чистый доход государства.

Слагаемое C 1 можно разделить на составляющие:

C1 = C11 + C12 + C13, (2)

где C 11 — средства, затраченные на приобретение и эксплуатацию системы управления использованием спектра, включая оборудование радиоконтроля, пеленгаторов, компьютеров, программного обеспечения, материалов, амортизацию зданий и т.д.;

C 12 — средства, затраченные на проведение научных исследований, приобретение научно-технической литературы, анализ ЭМС, назначение частот, координацию и т.д.;

C 13 — зарплата персонала, занятого управлением использованием спектра. В C 11, C 12, C 13 не учтены налоги.

Чистый доход государства C 2 можно разделить на следующие компоненты:

C2 = C21 + C22 (3)

где C 21 — налоги, выплачиваемые Государственным агентством по управлению использованием спектра на оборудование связи, программное обеспечение, материалы и т.д.;

C 22 — плата за использование спектра.

В формулах (1) и (3) не учитывается косвенный доход от государственных налогов на доходы операторов связи, чья работа связана с использованием радиочастотного ресурса (например, налогов на доходы операторов сотовой связи). Эта составляющая дохода государства значительно превышает составляющую C 22.

Для вычисления с помощью формул (1), (2) и (3) величины Cгод необходимо определить объем РЧС, используемый каждым оператором. Знание C год необходимо для справедливого и честного сбора платы за РЧС от всех операторов радиосистем.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем вызвана необходимость введения экономических методов управления использованием радиочастотного спектра?

2. Какие основные проблемы стоят перед регулятором, внедряющим экономические методы управления РЧС?

3. Какие существуют способы финансирования управления использованием РЧС?

4. Каковы достоинства и недостатки различных методов финансирования управления использованием РЧС?

5. Что такое повышение эффективности использования спектра?

6. Какие существуют нерыночные способы распределения РЧС между пользователями? Каковы их достоинства и недостатки?

7. Какие существуют рыночные способы распределения РЧС между пользователями? Каковы их достоинства и недостатки?

8. Какие существуют формы оплаты за использование РЧС? Каковы их достоинства и недостатки?

9. На основании, каких критериев разумно рассчитывать цену спектра?

10. Кто в итоге платит за спектр?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: