double arrow

Типы магазинов розничной торговой сети

Специализация магазинов

Специализация розничной торговой сети способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части. Вместе с тем специализация приводит к увеличению возможности комплексного обслуживания населения. Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По товарной специализации магазины подразделяются на группы:

- универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

- специализированные магазины, включающие в ассортименте одну группу товаров («Промтовары», «Продукты», «Хозтовары», «Мебель», «Книги»);

- узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Пуговицы», «Колбасы»);

- неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующиетоварами разных групп без специализации, имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары («Минимаркет»).

Второе направление специализации – по потребительским комплексам, которые могут формироваться в различных вариантах:

- по половозрастному признаку (Малютка, Детский мир, Ветеран);

- по особенностям проведения досуга (Пчеловод, Охотник и рыболов, Рукодельница);

- товары для дома (Техника в быту, Все для дома, 1000 мелочей).

При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания благоприятных условий для покупки, учитывать сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположение, наличие рядом других торговых предприятий.

Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли. В августе 1996 года разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации, где отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике. Выделяют такие типы магазинов:

1) Универмаг – крупное розничное торговое предприятие торговой площадью

более 600 кв. м. с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги; имеющее кафетерий, секции продовольственных товаров.

2) Супермаркет – розничное торговое предприятие торговой площадью более

250 м.кв. с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие кафетерия.

3) Минимаркет – небольшое розничное предприятие торговой площадью

30 - 150 кв. м. с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40 – 50 %.

4) Продтовары – розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70-200 кв.м. Возможно наличие отдела сопутствующих непродовольственных товаров.

5 ) Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров – небольшие розничные предприятия торговой площадью 30 – 100 кв.м., реализующие отдельные группы продтоваров.

6) Промтовары – розничные предприятия торговой площадью 100-400 кв.м. по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.

7 ) Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров – крупные предприятия (150-400 кв.м.), реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для дома, для фермерских хозяйств; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 кв.м., реализующие книги, обувь, одежду, парфюмерию, посуду.

8) Дом торговли – комплексное предприятие торговой площадью более 1000 кв.м., состоящее из нескольких обособленных магазинов в одном здании, с единой дирекцией, работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия общепита, мелкооптовый магазин-склад, оказываются разнообразные услуги.

9) Фирменный магазин – небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 кв.м. с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10) Удобный (дискаунтный) магазин – небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 кв.м. с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия явяется создание в нем дополнительных удобств: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; расположение на автозаправочных станциях, зонах отдыха.

Принципы размещения магазинов

При осуществлении оптимальной схемы размещения розничной торговой сети необходимо решить следующие задачи:

- разместить розничную торговую сеть так, чтобы затраты времени на покупку товаров были минимальными;

- обеспечить покупателям максимально широкий выбор товаров;

- обеспечить каждому магазину необходимый объем товарооборота, условия рентабельной работы;

- эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы.

Научно обоснованное размещение розничной сети должно обеспечить высокую культуру торгового обслуживания и повышение эффективности торговли.

Для потребительской кооперации используется дифференцированное размещение торговых предприятий по трем основным группам населенных пунктов: районным центрам, местным центрам и рядовым селам.

В рядовых населенных пунктах размещаются предприятия по продаже товаров повседневного спроса через магазины «Минимаркет», «Продукты», автомагазины. Они представляют первую ступень торгового обслуживания.

В местных центрах находятся магазины, торгующие товарами повседневного и периодического спроса, - универмаги площадью 650 – 1000 кв.м., магазины «Продукты», «Промтовары», отдельные специализированные магазины. Они образуют вторую ступень торгового обслуживания.

Предприятия, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров периодического, относительно редкого спроса, обслуживают жителей всего района, оказывают дополнительные услуги. Основными типами предприятий, располагающихся в них, являются универмаги торговой площадью 850 – 3500 кв.м. и более, универсамы, крупные специализированные магазины.

Концентрическое построение торговой сети в сельском районе обеспечивает максимальное приближение к населению товаров повседневного спроса и концентрацию торговли товарами повседневного спроса и концентрацию торговли товарами сложного ассортимента, укрупнение магазинов.

При размещении розничной торговой сети в конкретных населенных пунктах рекомендуется использование равномерного и группового размещения. Равномерное размещение целесообразно для магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, чтобы сократить радиус пешеходной доступности.

Групповое размещение магазинов предполагает их концентрацию для совершения комплексных покупок. Это целесообразно при размещении магазинов, торгующих товарами сложного ассортимента. Наиболее оптимальным вариантом группового размещения является создание торговых центров. Размещение розничной торговой сети следует осуществлять в соответствии с плотностью населения, основными потоками его движения.

Внемагазинные и активные формы продажи товаров

Выделяют следующие формы розничной продажи товаров:

- магазинная форма организации розничной торговли представлена торговлей в стационарных торговых предприятиях, в том числе фирменной торговлей;

- внемагазинная форма;

- активные формы;

- торговля на рынках.

С целью улучшения торгового обслуживания населения, а также для активизации продажи товаров возникает необходимость использования внемагазинных и активных форм торгового обслуживания.

К внемагазинным формам продажи товаров относятся:

- продажа товаров через мелкорозничную сеть;

- автомагазины;

- посылочная торговля;

- торговые автоматы;

- продажа по телефону (принимается заказ по телефону с указанием адреса доставки и времени, наименования товара; заказ покупатель должен оплатить и расписаться в квитанции о получении товара);

- продажа товаров на базарах, ярмарках, выставках-продажах;

- уличная выносная торговля;

- организация дегустаций новинок продовольственных товаров с участием работников предприятий - изготовителей.

Посылочная торговля.

Предприятия, осуществляющие посылочную торговлю, снабжают каталогами с предлагаемыми товарами отделения связи. Население оповещается о данной форме торговли через средства печатной рекламы, радио – телерекламу. В каталогах указываются наименование, ориентировочная цена товара, изложены правила покупки товара. После выбора товара по каталогу покупатель оформляет заказ на специальном бланке, которые должны быть в почтовом отделении. Товары по заказу высылаются посылками наложенным платежом или по предварительной оплате. Покупатель оплачивает стоимость товара, расходы на тару, упаковочные материалы и пересылку. Посылочную торговлю осуществляют объединение «Белкнига», «Белсортсемовощ».

Торговые автоматы – это устройство, предназначенное для продажи товаров без участия продавца. Автомат принимает деньги, проверяет их достоинство и выдает товар.

Внемагазинная продажа товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяетсоздать комплексную систему размещения розничной торговой сети, улучшить торовое обслуживание населения. При этой форме сама торговля приближается к местам работы, отдыха и жительства потенциальных покупателей.

К активным формам розничной торговли относят ярмарки, базары. Выставки-продажи и др. Ярмарка – это традиционный торг, на который приглашаются торговые организации, колхозы, совхозы, организации культурно - просветительного характера, которые готовят свои выступления.

Приурочиваются к праздникам, началу и окончанию сезонов.

Проведению торга предшествует большая подготовительная работа: подбирается ассортимент товаров, подбираются квалифицированные работники, подготавливается место проведения, осуществляется широкая реклама.

Базары организуются перед общими праздниками. Их цель – лучше удовлетворить резко возросший в определенный период спрос на товары. Широко практикуются школьные базары, плодоовощные, елочные.

Выставки-продажи – это форма торговли, характеризующаяся предварительной демонстрацией и последующей продажей определенных товаров.

Проводится, как правило, на базе одного предприятия-изготовителя или однородных товаров разных поставщиков. На выставках-продажах покупателей знакомят со свойствами товаров, демонстрируют новинки, изучают отношение покупателей к товару, выслушивают предложения и пожелания покупателей. Результаты, полученные на выставках-продажах, используются в производстве.

Уличная выносная торговля активизируется с наступлением весенне-летнего периода. Как правило, рядом с магазином устанавливается передвижной лоток, который работает по утвержденному режиму работы (начинает работу позже открытия магазина, а заканчивает раньше, т.к. необходимо товар принять для продажи и в конце рабочего дня сдать вместе с выручкой). Для осуществления выносной торговли следует получить разрешение местного исполнительного комитета.

Одной из форм активизации продажи отдельных товаров является продажа уцененных товаров и товаров по сниженным ценам. Используется в том случае, если товары перестают пользоваться спросом и оседают в магазинах.

Уценке подлежат товары, морально устаревшие, вышедшие из моды, частично потерявшие свои качества. Она производится за счет средств, предусмотренных в договорах поставки, или за счет прибыли торговых предприятий. Сумма уценки товаров, потерявших качество по вине торговых работников, относится за их счет.Уценка проводится на оптовых базах, куда свозится товар, под­лежащий уценке. Для уценки создается комиссия в составе пред­ставителя кооперативной организации, заместителя председателя правления по торговле, директора (заведующего), директора базы, товароведа, бухгалтера (экономиста), представителя обществен­ности, материально - ответственного лица.

Комиссия проводит уценку каждой единицы товара. К уце­ненным товарам прикрепляют ярлыки с указанием наименования товара, цен до и после уценки, даты переоценки. На каждом ярлыке должна быть подпись председателя комиссии, заверенная печатью.

Уценка оформляется описью – актом в 3 экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Акт утверждается правлением кооперативной организации.

Уцененные товары обязательно передаются для продажи в спе­циально выделенные магазины или секции в них, автомагазины. Распродажу уцененных товаров следует рекламировать. Непро­данные товары подвергаются повторной уценке, до цены реали­зации.

Распродажу по сниженным ценам целесообразно производить дважды в год (в феврале-апреле и в августе-октябре) по товарам, которые не были проданы в сезон (одежда, обувь, головные уборы).

Методы розничной продажи товаров

Под методом розничной продажи понимают совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров покупателям.

В торговле используются традиционные и прогрессивные методы продажи. Традиционный метод розничной продажи – через прилавок – предусматривает непосредственный отпуск товаров продавцами покупателям. Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчётные операции; упаковка и выдача покупок.

Этот метод требует высокой активности и больших затрат труда и времени продавцов на обслуживание покупателей (индивидуальное обслуживание). Покупатели также затрачивают много времени в ожидании очереди обслуживания, ограничена возможность самостоятельного выбора товара.

Прогрессивные методы основаны на предоставлении покупателям самостоятельности в выборе товара, а продавцы выступают в роли консультантов.

К прогрессивным методам относятся: самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, продажа товаров по образцам, продажа по предварительным заказам, через торговые автоматы.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объём реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить товары, оплата осуществляется в узлах расчёта, обслуживаемых контролёрами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений, снабжение, а также функции работников магазина.

Самообслуживание предусматривает:

1. Полную предварительную подготовку товаров к продаже.

2. Свободный доступ покупателей к товару, полная самостоятельность при их выборе.

3. Все товары должны быть снабжены ценниками.

4. Отбор товаров ведется в инвентарную тару, для чего в магазине должен быть организован уголок, где покупатели могут оставить личные вещи и взять инвентарную тару.

5. Оплата за отобранные товары производится в узлах расчета, расположенных при выходе из торгового зала.

6. Вход в торговый зал не ограничивается.

7. В торговом зале должны быть указатели расположения товарных секций и узлов расчета для удобства и быстроты ориентации покупателей в торговом зале.

Самообслуживание может быть частичное или полное. При полном самообслуживании все товары продаются по этому методу. При частичном – товары, которые требуют взвешивания, нарезки товаров продаются через прилавок с последующей оплатой в общем узле расчета или непосредственно в отделе.

К магазинам самообслуживания относятся такие магазины, в которых доля продаваемых методом самообслуживания товаров не менее 70% общего объема розничного товарооборота.

Преимущества самообслуживания:

1. Сокращаются затраты времени покупателей на совершение покупки.

2. Улучшаются условия работы торговых работников.

3. Увеличивается пропускная способность торгового объекта.

4. Увеличивается товарооборот.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно раззнакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи освободят к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковки и отпуску отобранных ими товаров. Расчётные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных).

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, из группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикреплёнными к ячейкам кассет специальными зажимами.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. В торговом зале выставляется максимальное количество образцов товаров, отличающихся между собой. Образцы снабжаются ярлыками с краткой характеристикой товара, указанием цены, изготовителя и номера образца. При этом рабочие запасы размещаются отдельно от образцов.

Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложенных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуются перед их отпуском покупателю отмеривание покупателю и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприёмников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Продажа по предварительным заказам осуществляется на основании заказа, поступившего от покупателя. Продажа товаров по предварительным заказам может осуществляться в магазинах через столы заказов, автомагазины. Заказы принимаются непосредственно в магазине, по телефону, а получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.

Оформление заказа производится на специальном бланке в 2-х экземплярах (согласно Правил продажи товаров по заказам от 15.04.97г. Приказ Министерства торговли РБ).

Продажа непродовольственных товаров сложного ассортимента по заказам характерна для системы потребительской кооперации. Ее применяют для сельского населения, проживающего в мелких населенных пунктах, где нет магазинов, торгующих товарами слож­ного ассортимента. Осуществляется она через магазины "Товары повседневного спроса" и автомагазины.

После оплаты товара покупатель расписывается в его получении в квитанции. Выручка входит в товарооборот магазина, принявшего заказ. В случае отказа от заказанного товара, он возвращается в 5-дневный срок по месту получения, если за этот период не продан другому покупателю.

Продажа товаров по предварительным заказам значительно сок­ращает затраты времени на покупку товаров, способствует росту товарооборота.

Продажа товаров через торговые автоматы - одно из направле­ний научно-технического прогресса. Используется для штучных товаров массового спроса, необходимость в которых может возникнуть в любое время суток. Преимущества такой продажи заключаются в том, что процесс продажи не связан непосредственно с обслуживающим персоналом, покупатель обладает полной самостоятельностью.

Ме­тод продажи через автоматы позволяет максимально приблизить к покупателю товары первой необходимости, создает удобства при их приобретении. Они устанавливаются в местах скопления народа. Однако этот метод продажи не получил достаточно широкого раз­вития, ассортимент реализуемых товаров пока неширок (напитки, папиросы, сигареты, тетради, карандаши и др.). Устанавливаются торговые автоматы на вокзалах, производственных предприятиях, учебных заведения, местах отдыха.

Продажа товаров на дому у населения – метод продажи, при котором покупатель отбирает нужные ему товары из доставленного на его квартиру ассортимента товаров, после чего оплачивает покупку и оказанные услуги (стандарт «Торговля. Термины и определения»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: