Значение обряда в структуре массового праздника

Основоположником обрядовой теории считается английский ученый В. Робертсон-Смит, считавший, что для раскрытия сущности обряда надо обращаться не к мифам, а исследовать реальную жизнь общества. Обряд можно рассматривать как язык, первичными структурными элементами которого являются символы. Его идеи оказали влияние на обрядовую концепцию Э. Дюркгейма. Согласно Э. Дюркгейму, обряды «…необходимы для нормального функционирования нашей моральной жизни, ибо именно благодаря им утверждается и поддерживается группа, а мы знаем, насколько она необходима индивиду».

Социолог Г. Зиммель считал, что большая часть повседневной жизни человека состоит из ритуальных действий. Чем образованее, культурнее человек, тем большую роль в его жизни играют обрядовые моменты. Б. Малиновский пришел к выводу, что обряд связывает человека и общество. Посредством обряда социум вовлекает человека в круг общественных обязанностей и способствует снятию стрессовых состояний.

Несмотря на многообразие взглядов, определение обряда остается проблемой. Ее суть состоит в том, во-первых, представители различных наук дают разные определения, во-вторых, даже специалисты одной науки расходятся в том, какие его стороны считать наиболее важными, а какие – нет.

Обряд в жизни необходим для создания солидарности, взаимосвязанности членов общества. Поскольку объединение людей является необходимым условием для существования в коллективе, поскольку оно требует постоянного переутверждения и закрепления.

Именно в обряде люди в полной мере осознают свое единство, ими владеют общие чувства и настроения – то, что отсутствует в повседневной жизни, причем в обряде люди не только общаются между собой, но и восстанавливают связь со своими предками, со своим прошлым.

Обряд готовит человека к жизни, воспитывает в нем качества, необходимые для благоприятного существования в обществе. Главное в них – подчинение правилам, самоконтроль, самоотречение.

На выработку этих качеств направлен культ с его запретами и предписаниями и лишь после этого человек готов к восприятию позитивного, открывающего дорогу к высшим ценностям бытия.

Обряд обладает следующими особенностями:

- стимулирование некоторых поступков и видов деятельности;

- повторяемость. Для закрепления обряда нужна проверка временем. Каждое обрядовое действие обладает собственным видением культурного и социального пространства и времени, которое помогает ориентироваться в реальном мире.

- воспроизводимость. Эта особенность направлена на обновление и поддержание традиций, норм и ценностей общества. Обряды для того и исполняются, чтобы восстановить прошлое и сделать его настоящим.

- избирательность. Обряд всегда связан с отбором культурного и социального материала сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным для людей.

Значение обряда в народном празднике:

Обрядность, ритуал, церемония неразрывно связаны с общественными и духовными формами человеческого поведения. Возникновение обрядности теряется в глубине истории. Научное исследование ее началось в XVIII—начале XIX века. Сразу же была отмечена связь обряда, ритуала с мифом. «Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как…истолкование обряда». Возникает вопрос о том, что первично: миф или обряд? Возникшие в ХIX веке мифологическая и эволюционная школы полагали первичным миф. С 1880 года возникает ритуальная школа, утверждающая примат ритуала над мифом. Один из ее представителей Р. Лоун писал, что «в примитивных мифах весь церемониал просто проецируется в прошлое, как ритуал, преподанный сверхъестественным существом или тайно подсмотренный основателем, когда он исполнялся сверхъестественными существами».

В 1950 г. ритуальная теория была подвергнута критике со стороны структуралистской школы, возглавляемой К. Леви-Строссом. Школа рассматривала миф как самодостаточное явление, независимое от ритуала. Ценность этой критики состояла в том, что она утвердила среди сторонников ритуальной школы (мнение которых о соотношении обряда и мифа преобладает и поныне) понимание, что существует обратное воздействие мифа на обряд. Д. Фрейзер в «Золотой ветви» собрал и обобщил аграрную мифологию народов земли. Важным вкладом в изучение обряда явились исследования инициаций, проводившиеся как этнографами, так и исследователями волшебных сказок. Рассмотрение обрядов подводит к открытию домифологических основ сознания.

Само слово ритуал родственно к санскритскому рита, что означает «богослужение, сакрализация того места, где оно проводится». Произнесение слов при этом оказывается священным актом, изменяющим течение жизни на земле. Этимологически близко, видимо, и старинное рота, то есть «клятва». Слово же обряд имеет такие однокоренные слова, как ряд, порядок, нарядиться, ряженье.

Народный праздник – это не только сход людей, не только событие. Это еще и сопричастность поколениям ушедших предков, их древним родовым покровителям — тотемам. Всякий календарный народный праздник начинается с обряда, включающего закличку мира языческих божеств или приглашение предков, берегинь к соучастию в празднестве. Иногда предки даже персонифицируются. Например, на святках появляется святочный дед. Возможно присутствие в обряде сказочных персонажей, например, в обрядовом танце русальцев на зеленые святки центральной фигурой оказывается Василиса Премудрая. Даже и языческое божество, в своей антропоморфной, игровой, решенной ипостаси, может участвовать в празднике. Таков Ярило на Ярилиной неделе. Ряженье в маски животных на светлых святках возводит нас, через святочные игровые сценки, к зооморфному первокосмосу наших предков. Такие важнейшие события в жизни человека, как наречение имени и свадьба состоят из целого ряда обрядов, призванных как принести в семьи счастье, так и оберегать человека в дальнейшей его жизни. Такие события представляют собой в большей степени семейные праздники, на которых достигается единство всех участников, подтверждается их вовлеченность в древнюю, постоянно обновляющуюся традицию. В этом заключается важнейшее педагогическое значение обрядов и самих праздников народного календаря и семейных праздников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: