Тема 1. Сущность и природа социально-экономической безопасности

1.1. Возникновение первичных социально-экономических знаний

1.2. Структура и принципы социально-економичечкой безопасности

1.1 Возникновение первичных социально-экономических знаний

Проблема социальной безопасности человека, общества и государства всегда беспокоила политиков, ученых, практиков и всех граждан, кому не безразличная судьба самого дорогого в мире капитала — человека. На всех этапах развития человеческой цивилизации как определение сущности социальной безопасности, так и разработка стратегии формирования и функционирования системы безопасности - всегда были актуальными. Нынешний сложный период становления независимой Украины не является исключением, он требует новых подходов к реформированию, постоянному обновлению производительных сил, производственных отношений, изменения форм ведения хозяйства и управления.

Безопасность является неотъемлемой частью деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества. В 2003 году принят Закон Украины «Об основах национальной безопасности государства», в котором национальная безопасность это «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам».

Закон предусматривает создание в Украине конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики, обеспечения постоянного роста уровня жизни населения [1]. Он четко определяет основные направления государственной политики по вопросам национальной безопасности, и выделяет три главных объекта безопасностичеловек, общество и государство.

В то же время безопасность - это весьма сложное социально-политическое явление, которое трактуется в практической, повседневной жизни каждым человеком по-разному.

Этапы зарождения философских мыслей по проблемам безопасности:

Первый — это этап античности. Древний философ Платон рассматривал общество (государство) и человека как две симметричных и взаимодополняющих системы. Как у человека выделяются три его главные части (тело, душа, ум), так и общество разделяется на работников, воинов и правителей (философов). «Мы, — писал Платон, - уподобили благополучие государства телу, здоровье которого зависит от состояния его частей».

По Платону, безопасность зависит от своевременного предотвращения её угроз. В целом, интересы общества (государства) доминируют над интересами личности, человек подчиняется службе обществу и государству, разумное управление государством рассматривается как проявление высшей благотворительности.

Греческий философ Аристотель взгляды на безопасность строит на основе политической культуры человека. Он прямо указывает, что природа нормального человека определяется его вхождением в государственную систему. Элементами этой системы является человек, семья, город, государство.

Известный государственный деятель древнего Рима Цицерон (106— 43 гг. до н. е.) считал, что с появлением собственности на землю возникла и необходимость в обеспечении безопасности землевладельцев и создания в целом системы защиты государства[2].

Следовательно, можно сделать вывод, что античный подход характеризовался тем, что у философов этой эпохи на первое место ставилась прочность и целостность государства, и его интересы доминировали над интересами личности.

Следующий этап — это период средневековья, который известен целой плеядой мыслителей, которые также проникались вопросами социальной безопасности.

По уставу киевского князя Ярослава, система безопасности была превращена в завуалированную защиту и оправдание классовых интересов.

Кроме того, в этот период появляются многочисленные религиозные военизированные организации, которые силовыми методами защищали безопасность веры. Согласно философским взглядам Ф.Аквинского (1225— 1274 гг.), блага государства превозносились намного выше, чем отдельно взятого лица, ведь они гарантировались и оберегались «Божьей волей». Беспрекословное выполнение человеком обязанностей, «определенных Богом», было гарантией общего блага и общей безопасности.

Следовательно, можно сделать вывод, что п остепенно складывалась система безопасности ориентированная на защиту интересов церкви и властных кругов.

На следующем, третьем этапе — этапе нового времени, значительный вклад в развитие проблем безопасности сделали английские материалисты, и в частности, ТомасГобсс (1588—1679 гг.). Гобсс считал, что в материальном равенстве граждан заложен источник угроз системе безопасности, ведь желаемых благ всем не может хватить. Поэтому власть должна держать граждан в постоянном напряжении[2].

Родоначальник классической немецкой философии Эммануил Кант (1724—1804 гг.) в своих взглядах на систему безопасности четко просматривал необходимость законодательных и исполнительных механизмов, выделения внутренней и внешней безопасности государства и общества, а также взаимосвязи безопасности каждого государства с безопасностью мирового содружества.

Социалист-утопист Р. Оуен (1771-1858 гг.) разработал новую социальную систему, которая предусматривала Конституцию «поселения семей» и хартию прав человека, в соответствии с которыми одной из важнейших функций центральной власти является забота о безопасности новой социальной системы.

Следовательно, в начале 18 века социально-философская мысль признала, что свободная и неконтролируемая конкуренция между людьми не могут автоматически привести к установлению общественного порядка, стабильности и нормальную социальную безопасность. А новые процессы в экономике, индустриализация и урбанизация, социально-политические катаклизмы подчеркнули необходимость создания системы безопасности общества и государства.

Выдающийся английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) считал, что для лучшего понимания проблем безопасности важную роль имеют социальные институты - механизмы самоорганизации жизни людей. По Спенсеру наивысшей целью является гармоничное сочетание социально-экономического развития страны с потребностями человека.

К. Маркс (1818—1893 гг.) Угрозы социальной системе и безопасности общества Маркс видел в неравноправном распределении материальных благ. Систему безопасности он рассматривал с позиций классовых интересов и отмечал, что она всегда защищает интересы верхушки общества.

Следовательно, можно сделать вывод, что э тот этап развития дал начало делению общества на классы, стал основой формирования государства, которое защищает богатых.

С ледовательно, каждый этап развития общества вкладывал в понятие безопасности свое содержание и, как результат ставились определенные задачи относительно её обеспечения. Постепенно появились представление о разных видах безопасности: национальной, экономической, военной, экологической и др.

1.2. Структура и принципы социально-економичечкой безопасности

Для того чтобы определить содержание ЕБ целесообразно рассмотреть её основные категории:

ОПАСНОСТЬ – это объективная возможность негативного влияния на определенное явление, систему, механизм, социальный организм, в следствии чего ему может быть нанесен вред, что приведет к упадку и кризисному состоянию.

БЕЗОПАСНОСТЬ – это степень защищенности от негативного влияния внутренних или внешних факторов.

УГРОЗА – это конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность негативных факторов и условий.

Объект ЕБ – это не только государство, конституционная система, суверенитет, территор. целостность, неприкосновенность, а и общество, его духовне, морально-этические, культурне, историчекие, интеллектуальные и материальные ценности, информационная и оружающия природная середа, природне ресурсы, а также человек и гражданин, их конституционные права и свободы.

Субъектами обеспечения ЕБ в Украине являються: президент, ВРУ, КМУ Совет нац.. безопасности и обороны Украины, министерства и др. Центральне органы испольнит власти, НБУ, суды общей юрисдикции, прокуратура, месные гос. Администрации и органы месного самоуправления, гра ждане и объединения нраждан Украины.

ЕБ является элементом системы национальной безопасности. А ЕБ государства включает: Финансовую, энергетическую, научную, продовольственную, социальную, трудовую, (рис.1).


Рис. 1. Виды экономической безопасности

Е Б – это состояние национальной экономики, при котором сохраняется экономическая устойчивость к внутренним и внеш. угрозам и удовлетворяются потребности личности, общества, гос-ва.

В настоящее время ЕБ определяет нац.безоп. в целом, так как Украина как и др. постсоветские государства, пожинает результаты разрушения производственных связей, медленного становления новых, рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

Элементы внутренней структуры ЕБ:

- экон. независимоть – гос. контроль над нац. ресурсами, способность использовать нац. Конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия государства в м/н торговле;

- устойчивость и стабильность нац. экономики, которая предусматривает надежность всех элементов экон. Системы, защиту всех форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательской деятельности;

- склонность к саморазвитию и прогрессу, то есть способность самостоятельно реализовывать и защищать нац. экономические интересы, проводить эффективную инвестиц. и инновац. Политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал страны.

Основные принципы ЕБ:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- верховенство права;

- приоритете договорных (мирных) способов решения конфликтов;

- своевременность и адекватность средств защиты нац. интересов;

- четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов гос. Власти в обеспечении ЕБ;

- баланс и взаимореализация интересов личности, семьи, общества в обеспечении ЕБ;

- своевременность и адекватность средств связанных с отклонением угроз и защитой нац. екон. Интересов;

- интеграция нац. ЕБ с м/н безопасностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: