1. Сущность функции целеполагания. Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом.
Целеполагание - формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
По своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя.
Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам:
- определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным, функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новых целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей.
|
|
- специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено во весь процесс организационного функционирования.
Цель - системообразующий фактор организаций.
Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности школы, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в образовательном учреждении, определяет содержание планирования.
Цель значимо влияет: на общий имидж, на деятельность школы, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.
Зависимость практически всех иных управленческих функций от конструктивности целей очень выражена. Любые дефекты целеполагания немедленно и негативно сказываются на каждой из функций, на общем процессе организационного функционирования. Нечеткость и неопределенность целей - одна из основных причин низкой эффективности организаций и их нестабильности. Как отмечал М. Монтень, «кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».
В организациях образования проявляются три основные типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию учреждения (государственная программа, поручения); цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации, цели-ориентации, выражающие потребности членов организации. Эти системы целей не иерархичны, они могут образовывать противоречивые сочетания, особенно в условиях нововведений.
|
|
Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия философия компании, политика фирмы и чаще всего миссия организации.
Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею.
В науке управления отсутствуют однозначные рецепты определения миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Миссия должна включать формулировку общих и широких, социально значимых целей. Поскольку любая организация образования является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находящуюся вне ее.
В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сформулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели.
Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния дел в школе, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.
Итак, миссия образовательного учреждения является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания - для формулировки основных целей и задач организации.
Пример: Миссия «IT-школы - школы будущего!» заключается информатизации образования как условия получения качественного образования, развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.
Примечание: IT - информационные технологии.
2. Типология целей организации образования. Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.
1.Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность.
Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. Поскольку эти подразделения также включают в себя различные структуры (например, методические объединения, кафедры, ученическое самоуправление, классы и пр.), то возникает еще один уровень целей. Подобное «дробление» целей имеет место вплоть до уровня отдельного члена организации – исполнителя (педагога, учащегося), деятельность которого также должна иметь четкую цель,
Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя должны быть согласованы с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены.
Таким образом, цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.
2. По критерию временной перспективы выделяют долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют «временной горизонт» равный пяти годам; среднесрочные - от 1 до 5 лет; краткосрочные - до 1 года. Между этими группами целей существуют иерархические отношения соподчинения.
Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).
3. По критерию значимости выделяются три основных типа целей - стратегические, тактические и оперативные.
4. Цели подразделяются также на две обобщающие группы - внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются цели, поставленные в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы; вторых, например, - «использование ресурсов информатизации как действенного инструмента совершенствования качества образования, повышения эффективности управления образовательным процессом на всех уровнях, обеспечение информационной открытости гимназической образовательной системы».
|
|
5. По признаку очередности их реализации, приоритетности различают три группы целей: особо приоритетные (неотложные), первоочередные (так называемые «горячие»), приоритетные и отсроченные.
Наряду с рассмотренными - общеорганизационными критериями классификации целей существует также три основных психологических критерия их классификации.
Во-первых, разделение целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это - глобальные (общеорганизационные), локальные (групповые) и индивидуальные цели.
Во-вторых, различение целей по четкости и определенности их постановки на структурированные, четкие - так называемые хорошо определенные цели, и «размытые», неструктурированные цели.
В-третьих, полезно различать формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Данное разделение фиксирует тот факт, что формальное декларирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и реальными мотиваторами исполнительской деятельности.
Управление как целостная система ориентирована на достижение всех целей и задач организации. Это может быть достигнуто, если руководитель каждого из уровней иерархии управления будет иметь четко определенную систему собственных целей, а содержанием его деятельности будет их реализация в пределах выделенных ему должностных полномочий, прав, обязанностей и временного ресурса. Цели каждого уровня должны при этом не только «спускаться на него сверху» путем директивно-нормативных предписаний, но и согласовываться с ними, в том числе – и в процессе совместного обсуждения.
Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эти связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием «сети целей организации» может быть схематически представлена в виде так называемого «дерева целей».
|
|
Рис. 3 - Схема «дерева» целей
3. Требования к реализации функции целеполагания. Главной характеристикой хорошо поставленной цели является ее определенность. Она имеет два аспекта - объективный и субъективный.
Объективно определенность означает:
- четкость и однозначность формулировки цели, содержащей полное описание всех параметров будущего результата, который ей предписывается;
- конкретность в способах задания целей и ее содержания, включая допустимые временные ограничения для ее достижения;
- измеримость цели.
В субъективном плане определенность цели означает полное и точное ее восприятие исполнителями именно в том смысле и в том аспекте, в каком она была изначально сформулирована. Цель должна быть, поэтому формулирована «на языке» ее исполнителей.
Другой важной характеристикой целей является их реалистичность, т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях (другое название этой характеристики - «достижимость»).
Цели должны быть доступны проверке – контролю. В связи с этим к целям предъявляется требование верифицируемости (т.е. дословно - проверяемости). Это требование является комплексным и включает ряд более частных характеристик.
К ним относятся:
- четкость,
- конкретность и определенность постановки заданий: по возможности - количественное их выражение,
- возможность измерения (шире - диагностики) реально получаемого результата и его сравнения с целью;
- наличие возможностей контроля за процессом и достигнутым результатом.
Однако обеспечение свойства верифицируемости - это в целом достаточно трудная задача, поскольку очень многие цели в образовании не поддаются строгому количественному выражению и являются качественными. Кроме того, существует и сильное сопротивление этому со стороны подчиненных, поскольку размытый характер целей (их неверифицируемость) является одним из путей, помогающих избежать ответственности в случае не достижения целей'.
4. Общеорганизационные правила выработки целей системы управления:
- наиболее общая цель организации должна содержать, возможно, более детальное и специфицированное описание конечного результата ее функционирования;
- реализация подцелей каждого нижележащего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей вышележащего уровня;
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть, хотя и согласованы в общем виде, но конкретно, по содержанию, независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
- фундамент «дерева целей» (низший уровень иерархии целей) должны составлять задачи, представляющие формулировку чисто исполнительских работ, которые могут быть выполнены определенным способом в заранее установленные сроки.
5. Функция целеполагания была положена в основу одного из наиболее известных подходов к организации всей управленческой деятельности - метода «управления по целям» (УПЦ). Его суть состоит в следующем:
Сам процесс УПЦ может осуществляться двумя основными вариантами.
Первый вариант предусматривает следующие этапы:
1) выработка кратких, четких формулировок целей;
2) разработка реалистичных планов их достижения;
3) систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов;
4) корректирующие меры для достижения запланированных результатов.
Второй вариант:
1) определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;
2) осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;
3) составляются реальные планы достижения сформулированных целей;
4) производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.
Таким образом, суть УПЦ - доведенная до логического и стройного завершения децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации.
Достоинства метода УПЦ:
- повышает мотивацию и пробуждает личную заинтересованность как руководителей средних и низших уровней, так и непосредственных исполнителей;
- децентрализует управление и придает ему большую гибкость;
- расширяет и повышает обоснованность базы планирования деятельности организации;
- более четко определяет роли исполнителей в структуре управления и придает большую четкость самой этой структуре;
- способствует выработке эффективных мероприятий по контролю исполнения.
Ограничения метода УПЦ:
- сравнительно большая трудоемкость,
- частая неспособность руководителей низшего звена к грамотной самостоятельной постановке целей;
- увеличение объема координационных задач по увязке деятельности разных уровней управления,
- объективные трудности постановки многих целей, в основном качественных.
В последнее время все большее распространение получает еще один, связанный с УПЦ подход к организации управления - менеджмент-аудит. Он уже не ограничивается спецификацией функции целеполагания, а представляет собой исследование всех аспектов работы организации и ее подразделений с целью разработки рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению сфер деятельности, в которых имеются наибольшие возможности сокращения расходов и издержек производства.