Социальное действие и поведение

Социологи изучают реальную социальную жизнь, которая для них предстает как сложное функционирование многообразных социальных общ­ностей и индивидов. Чаще всего способом существования обще­ства, составляющих его субъектов называют социальную дея­тельность. Действительно, если абиотические системы (неживая природа) характеризуются законосообразным взаимодействием (механические, физические и химические взаимодействия тел), а биотические системы (живая природа) уже являют собой геносообразную жизнедеятельность организмов с окружающей средой, то человеческое общество, социальная система в своей истории предстает как эволюция целесообразной деятельности. Само понятие деятельности и включает в себя признак целесо­образности как главный, ибо человек - существо разумное, целеполагающее.

Важно заметить, что человеческая деятельность как целе­сообразное взаимодействие человека с предметным миром по закону снятия (включения) низшего высшим основана и на объективных законах мира, и на генетических программах, но не сводится к ним, поскольку высшая система (человечес­кое общество) имеет и свои специфические характеристики. Они обусловлены своеобразием бытия человека, чертами ко­торого являются- наличие сознания, наличие общения, наличие языка, наличие труда, деятельности как интеграции созна­ния, языка и общения.

Деятельность - это базовое, фундаментальное, родовое опре­деление способа существования человеческого общества. Здесь возникает по крайней мере две проблемы:

а) проблема компонентного анализа человеческой деятель­ности и

б) проблема типологии человеческой деятельности. Компонентный анализ деятельности исходит из того, что любая человеческая деятельность (техническая, медицинская, торговая, педагогическая, научная, политическая, художе­ственная и т.д.) включает в себя восемь компонентов: субъект деятельности, объект деятельности, средства деятельности, процесс деятельности, результат деятельности,

- условия деятельности (сторонние компоненты, включенные в процесс), система деятельности (степень ее организованности), среда деятельности (другие системы деятельности).

Такой подход может казаться абстрактным, но именно бла­годаря ему удается построить целостные теории деятельности. Например, педагогическая деятельность общества предстает как комплекс из восьми компонентов: субъект, объект, сред­ства, процесс и т.д. Экологическая деятельность - комплекс из аналогичных элементов, художественная, управленческая, на­учная, экономическая и т.д. деятельности структурируются также соответствующим образом.

Можно экстраполировать данную структуру и на частные виды деятельности: игровую, торговую, милицейскую, спортив­ную, строительную и т.д. Везде объективно исследователь най­дет те же восемь компонентов.

Это имеет значение для построения прикладных социоло­гии, ибо они и призваны, прежде всего, исследовать соответству­ющие социальные деятельности: социология управления, со­циология образования, социология бизнеса и предпринима­тельства, социология искусства, социология СМИ, социология науки и пр.

Типологический анализ деятельности исходит из признания существования восьми типов человеческой деятельности в ис­тории общества. Они являются социальными константами, т.е. характеризуют все страны (пространственный аспект) и все эпохи (временной аспект). Среди них:

- экономическая деятельность, связанная с производ­ством, распределением, обменом и потреблением материаль­ных благ;

- экологическая деятельность, связанная с функциями со­хранения, восстановления и совершенствования естественной среды обитания человека и защитой его от пагубного воздей­ствия природы;

- управленческая деятельность, связанная с процессами пла­нирования, организации, руководства, контроля и регулирова­ния отношений людей в системе социума;

- педагогическая деятельность, связанная с процессами пе­редачи социального опыта человечества новым поколениям в форме образования (знания), обучения (умения) и воспитания (установки);

- художественная деятельность, связанная с процессами образного отражения и образного преображения предметно­го мира;

- научная деятельность, связанная с процессами генерации знаний, теоретического моделирования действительности;

- медицинская деятельность, связанная с сохранением (про­филактика) и восстановлением (лечение) жизнеспособности человека;

- физкультурная деятельность, связанная с достижением физического совершенства человека как оптимального функ­ционирования всех систем человеческого организма.

На основе этих восьми типов деятельности формируются и восемь сфер общественной жизни, которые и определяют воз­можность и необходимость создания восьми целевых комплек­сных программ развития общества. Это, кстати, и является основной задачей социологии.

Однако деятельность как сложный целостный процесс, ори­ентированный на цель (деятельность целесообразна), осуществ­ляется совокупностью действий (функций), а они в свою очередь подразделяются на конкретные операции (А.Н. Леонтьев). Воз­никает цепочка: «деятельность - действия - операции». Опе­рации - это конкретные способы выполнения действий, пред­полагающие определенные навыки, умения, приемы. Процесс обучения любого типа и формирует эти операциональные спо­собности человека (токарь, слесарь, хирург, компьютерщик, шофер и т.д.).

Социальное действие предстает как среднее звено в этой це­почке. Оно обусловлено деятельностью и ее целью, поэтому

действие индивида мотивировано целью той деятельности, ко­торую он выполняет в целом: художественной, научной, педа­гогической, экологической и т.д. Здесь срабатывает принцип де­терминации результата деятельности целью деятельности. Цель выступает в качестве генератора, важного, доминирующего фактора. Но достигнута она может быть разными средствами. Выбор средств, «затратного механизма» осуществляется лич­ностью, совершающей конкретные действия. Диапазон альтер­натив существует всегда. Культура деятельности, культура мышления, культура действия и заключается в способности на­ходить оптимальное решение при выборе средств для достиже­ния цели.

Вариативность действий в конкретной социальной ситуации многообразна: умолчание, выступление, протест, забастовка, голодовка, восстание, революция, письменное заявление, отказ от участия в выборах и т.д. и т.п. Этот диапазон практически бесконечен. Однако при типологизации социальных действий индивида или социальной общности мы приходим к конечно­му числу подобных акций:

а) эмоционально-психологические акции (чувственные ре­акции в различных формах одобрения или порицания),

б) вербально-словесные акции (протесты, заявления, про­кламации, программы, листовки, резолюции и пр.),

в) предметно-реальные действия (забастовки, голодовки, стачки, революции, баррикадные бои, захваты СМИ и т.д.).

Этот перечень надуман, потому что данная типология бази­руется на тройственной природе человека, состоящей из под­систем: чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, телесно-физической.

Это известно со времен Лейбница, отмечавшего в человеке способность чувствовать, способность мыслить, способность дей­ствовать.

Прилагательное «социальное» в данном случае выражает по крайней мере два смысла действия:

1) социальное действие является общественным, а не инди­видуально значимым по характеру, а сам субъект действия как бы предстает носителем, агентом, выразителем интересов не­кой общественной группы, социальной общности;

2) социальное действие является социальным и по детермина­ции, оно отправляется не от биологических установок человека, а от его социальных целей, ориентации, программ, интересов и т.п.

Социальное поведение

Здесь мы и выходим на множество проблем, которые конкретизируют смысл, значение, ценность, направленность социального действия. В известном смысле слова действие является нейтральным по своей социаль­ной характеристике: это операции, функции, акты, акции... Содержательное насыщение, мотивация превращают действие в п о в е д е н и е. Поведение (индивидуальное или социальное) все­гда характеризуется прежде всего мотивацией и интенцией (смысловой ориентацией).

В понятии интенции (направленность, ориентация) схва­тывается содержательная сторона социального поведения индивида или группы. Во имя чего, для какой цели, для дос­тижения какого результата совершается действие, какая программа реализуется? Интенциональный аспект социаль­ного поведения служит консолидирующим фактором, объе­диняющим множество субъектов в группу, в общность, в партию, в движение. Разрозненная толпа может совершать со­циальное действие тоже очень активного характера, но это не поведение, если нет консолидирующей идеи, программы. Отсюда очевидна важная роль лидера движения, в качестве которого может выступать и индивид, и общность (партия, например).

В понятии мотивации (интерес, стремление, побуждение, влечение, желание) отражается причинное основание пове­дения, его детерминация. Здесь чаще всего и используется по­нятие «потребность», которое только начинает исследовать­ся в социологии (Е.И. Степанов, А.В. Маргулис). Интерес - это внешняя субъективная форма проявления потребности, хотя и достаточно определенная; это осознанная устойчивая предметная потребность, чем и отличается интерес от полу­бессознательных, эфемерных и беспредметных влечений, же­ланий, стремлений, хотений.

Социальная потребность - это рассогласование фактическо­го и необходимого состояния индивида или социальной общно­сти. Необходимое состояние задается мерой человека, мерой человеческого рода (константные социальные характеристики), а фактическое состояние предстает как реальное, наличное бытие человека или общности. Всем хорошо известны такие потребности, как потребность в общении, в движении, в пище и т.д. Удовлетворение потребности - это и есть преодоление расогласованности, приведение фактического состояния (есть) в соответствие с необходимым (надо).

Мотивации социального действия могут быть разнообразны­ми, они образуют своеобразный веер побуждений личностей, объединенных неким общим недовольством наличным бытием. Скажем, против власти могут одновременно выступать и пред­приниматели (высокие налоги), и работающие (невыплата зар­платы), и безработные (социальная занятость), и политические лидеры (нет места в структуре власти), и военные (сокращение армии) и т.д. Мотивов много, как много групп, общностей, страт, конфессий и т.д. Но социально-психологическое объеди­нение субъектов еще не выявляет их социального поведения - это всего лишь действие. В силу должен вступать идеологичес­кий фактор - интенция, направленность, цель, программа. Только на высшем, идеологическом уровне осуществляется ин­теграция субъектов, превращение их в социальный, а не «трам­вайный» коллектив. В понятиях соборности, коллективности уже схватывается тенденция к объединению разрозненных субъектов. Консенсус выражает идеальное состояние: единогла­сие, единомыслие, единочувствие и на психологическом, и на идеологическом уровне.

Здесь возможны варианты действия, когда наблюдается:

- единая мотивация, но разные цели;

- разные мотивации, но единая цель;

- единая мотивация и единая цель;

- разные мотивациии и разные цели.

Понятно, что идеальным случаем, является действие субъектов с «единой мотивацией и единой целью» или вари­ант с «разной мотивацией, но единой целью». Задача соци­альных лидеров и состоит в том, чтобы объективно оценивать реальную социальную ситуацию и приводить мозаичное со­стояние социальных действий в монолитное социальное по­ведение.

Для общего социологического анализа поведения лично­стей важно учитывать не только субъективный уровень по­буждения к деятельности, который представлен мотиваци­ей, но и некоторые объективные, внеличностные факторы. Анализ этого вопроса приводит к выводу о существовании трех уровней «управления» поведением людей, их деятель­ностью.

  1. Детерминация деятельности - обусловленность деятель­ности индивида или социальной общности объективными зако­нами (природными и социальными): законами механики, фи­зики, химии, биологии, истории.

2. Регламентация деятельности - обусловленность деятель­ности государственно-правовыми нормами, установлениями всех ветвей власти, нормативными актами и т.д.

3. Мотивация деятельности - обусловленность деятельности субъективными установками индивидов и социальных общностей: их интересами, позициями, программами, убеждениями и т.п.

Идеальный вариант - совпадение детерминации, регламен­тации и мотивации: «Законы говорят - надо, государство го­ворит - должен, личность говорит - хочу». А дальше следу­ют все возможные комбинации из сочетания этих трех ком­понентов.

Не будем забывать и об исторической логике развития побу­дителей к деятельности, потому что это тоже характеризует личность и ее вписанность в социум. Анализ истории позволя­ет выделить ряд побудителей к деятельности:

а) принуждение к деятельности - система рабства;

б) материальное стимулирование деятельности - система фе­одализма и капитализма;

в) моральное стимулирование (награды, доски почета, почет­ные звания, медали и ордена, звания и т.п.) - опыт социализма;

г) внутренняя мотивация (любовь к делу, ответственность, долг, патриотизм, преданность идеалам, убеждения) - перспек­тива человечества.

Важно, что история человечества демонстрирует эту эволю­цию: от принуждения к материальному стимулированию, от материального стимулирования к духовно-нравственному, а от него к внутренней мотивации. Сами по себе «стимулы» не должны создавать иллюзии благополучного бытия личности, потому что стимул - это все равно нечто внешнее для личнос­ти (от греч. стимул - бич, кнут, палка). Вся история челове­чества свидетельствует, что все лучшее на планете создано на основе четвертого побудителя, на основе внутренней мотива­ции, влюбленности в свое дело, потребности творческой само­реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: