Государственно-правовые основы социальной политики

В основе любого вида социальной деятельности лежат характерные для нее критерии, которые базируются на конституционных основах и являются социальным «упорядочиванием» нормативной регуляции. Такими критериями являются: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
Предмет и метод правового регулирования социальной работы выступает в социальной действительности как системообразующий фактор.
Что же такое предмет правового регулирования социальной работы?
Под предметом правового регулирования понимается то, что именно регулирует право. Здесь имеется в виду регулирование определенными видами общественных отношений. Общественные же отношения представляют сложную, многоаспектную социальную категорию.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
субъективно-индивидуальные и коллективные отношения;
поведение, поступки и действия людей;
объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
социальные факты, события, обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет правового регулирования в социальной работе — это все то, что попадает под действие правовых норм.
Под предметом социального воздействия понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и регулируют различным способом. От содержания и характера методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом социальных целей.
Предмет правового регулирования социальной работы является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям. Это происходит потому, что предмет имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Однако метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как он произведен от предмета и поэтому самостоятельного значения не имеет.
Но в сочетании с предметом метод способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отрасли.
Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения и соответствующего метода социального регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Законодатель, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может выбирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом, собственно, и заключается субъективность метода, отличающего его от предмета. Тем не менее и предмет, и метод играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Следует отметить, что метод как определенный прием, способ, средство воздействия права на общественные отношения регулируется Основным Законом Российской Федерации — Конституцией РФ.
В главе 2 Конституции РФ закреплены: право на труд, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от без работицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение, государственную защиту семьи.
Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы.
Важно отметить, что право регулирует отношения, лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства. Это те отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальной регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами — моралью, обычаями, традициями и т. д.
К тому же не всякие отношения право способно регулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения же, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
Нормы права группируются по отраслям и социальным институтам. Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда и везде по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.
Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод социального регулирования, потому что каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъекта.
Как видим, в правовом регулировании, одного материального ориентира недостаточно. Если руководствоваться материальным ориентиром, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они являются частью единой системы.
В общее понятие метода правового регулирования как собирательной категории входят следующие компоненты. Эти компоненты дают представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
установление границ объективных и субъективных факторов, особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.;
издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписание о должностном и возможном их проведении;
наделение участников общественных отношений, граждан и юридических лиц правоспособностью и дееспособностью, позволяющим им вступить в разнообразные правоотношения;
определение мер ответственности (принуждение) на случай нарушения этих установлений.
Правовой метод регулирования представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Указанная специфика правового метода регулирования отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права в социальной сфере.
Однако надо согласиться, что с общим методом существуют конкретные методы правового регулирования. Эти методы характерны для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся: императивный и диспо-зитивный методы. Эти методы используются главным образом в уголовном и гражданском праве соответственно для этих наук. В разной степени эти методы присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма —это властное предписание, веление государства. В то же время веление государства дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.
Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязыва-ния и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, приписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право, тем самым, придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.
Например, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, который позволяет эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязанность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих —характерные черты указанного метода.
Поощрение как метод, свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т. д.
Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоение почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
В качестве методов правового регулирования используются убеждения и принуждения, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
Государственно- правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно- правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах президента, постановлениях, распоряжениях правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей.
В этом направлении сделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
Упоминаемые выше статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социалистическое законодательство. Кроме основополагающих, есть также правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к которым можно отнести, например, Указ Президента Российской Федерации «О национальном плане действий в интересах детей» и соответствующий документ «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года». Последний документ имеет «рамочный» характер и предусматривает раз работку и принятие ряда новых актов для правового и политического обеспечения реализации этой программы.
Следует выделить также финансово-экономические нормативные правовые акты. Например, Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1998 год», где определена база социальной работы. Кроме того, есть также акты директивно-распорядительного характера: указы президента, постановления и распоряжения правительства по конкретным социальным вопросам, требующие срочного выполнения.
Есть также обще социальные правовые нормативные акты, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои. К первым правовым нормативным актам можно отнести Федеральный закон от 21 июля 1995 г. «О рациональной безопасности населения». Ко вторым относятся, например, Федеральный закон «О социальном обслуживании пожилых граждан пожилого возраста и инвалидов»; законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»; федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.
На современном этапе развития российского общества формируется сис тема социального права, социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.) дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости. Такое сочетание способствует формированию социально-правовой солидарности.
Таким образом, данный период общественного формирования характеризуется тем, что Конституционные основы регулируют социальную работу и социальное право каждого россиянина защищается государством.

В Российской Федерации за последние годы сложилась критическая социально-демографическая обстановка. В стране насчитывается свыше 6 миллионов инвалидов, 453:6 тысяч — детей-инвалидов, число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону, разводов на каждую тысячу приходится около 70 %.
Учитывая критическую ситуацию в стране, правительство России одним из главных направлений социальной политики определило совершенствование законодательства о правах инвалидов. И это не случайно, потому что в этой области социальной работы наблюдался серьезный застой. Социальная работа с инвалидами в основном исчерпывалась назначением и выплатой пенсий и отдельных категорий пособий.
Экономическое развитие с января 1992 года свело на нет те возможности, которые открывал ранее Закон СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов». Этот закон очень четко определил обязанности государства, вытекающие из ратификации в СССР (1998 г.) Конституции МОТ № 59 «О профессиональной реабилитации инвалидов». Так, предусматривались серьезные налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Если 30 % работников составляли трудоспособные инвалиды, то налог сокращался на 50 % и предприятие полностью освобождалось от налогов. Этот закон, по мнению экспертов, реализовался на практике.

Тем не менее долгое время не удавалось создать систему, подобную названному закону. Однако появился Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 года. В этом законодательном документе давались указания министерствам труда и социальной защиты в трехмесячный срок раз работать конкретные рекомендации о том, как осуществлять профессиональную реабилитацию и каким путем обеспечить занятость инвалидов.
Это указание было выполнено только в мае 1995 года, т. е. через два года (Президент требовал через три месяца). Министерство труда приняло постановление, утверждающее квотирование мест на предприятии, в учреждении для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Однако надежного правового механизма по-прежнему вы работано не было.
Налоговое законодательство и рыночные отношения сводили на нет действия подобных нормативных актов.
Появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», подписанного Президентом в 1995 году обозначило качественный сдвиг в этом вопросе. Анализ показывает, что этот прорыв не был освобожден от предвыборной конъюнктуры, но в любом случае важно, что он наметился. Закон стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В законе определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (статья 1), «социальная защита инвалидов» (статья 2), «медико- социальная экспертиза» (статья 7-8), «реабилитация инвалидов» (статья 9, 12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» (статья 13-32).
Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению норм закона. Например, Распоряжение Правительства РФ от 19 января 1996 года № 210-Р «О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов» призвано создать организационный механизм действия важнейших норм закона.
Постановлением правительства г. Москвы внесены изменения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Пункт 16 Положения теперь выглядит так: «От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование с 01.02.96 года освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, предприятий, объединений, учреждений, созданных для осуществления их уставных целей».
Парламентариями и субъектами Федерации с правом делегированного законодательства (правительством, администрациями субъектов Федерации) проведена законотворческая работа, поддерживающая социальную работу с детьми и семьей. Рыночные отношения сломали прежнюю систему помощи семье. Потребовались серьезные социально-правовые компенсационные механизмы. Была принята Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации.
Важным явилось Постановление о контроле органов образования над приватизацией и обменом жилья семьями, имеющими несовершеннолетних детей. С 1992 года после начала приватизации жилья стали поступать сигналы, что в результате приватизации немало детей оказалось бездомными.
Меры, предусмотренные рядом нормативных актов, не компенсировали рост цен, положение большинства семей резко ухудшилось. 4 апреля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», где подтвердились и расширились права беременных женщин и маленьких детей: продолжительность отпуска по беременности и родам определялась в 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. В случае осложненных родов отпуск увеличивается до 86 календарных дней, при рождении 2-х детей или более — до 110 календарных дней.
Затем был принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 143 «О мерах по социальной защите многодетных семей». Он предусматривает для таких семей скидки не ниже 30 % установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией или от стоимости топлива; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецепту врачей для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отношений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе, один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
Указ предусматривает также льготы при выделении садово-огородных участков не менее 0,15 га на семью, содействие в получении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья и еще некоторые социальные права.
10 декабря 1993 года принят Указ Президента Российской Федерации № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение их размеров.
Все эти меры не решали задачи компенсации в связи с удорожанием товаров и услуг детского и общего ассортимента и символическим размером. К тому же далеко не во всех субъектах Федерации этот указ выполнялся.
В Указе Правительству Российской Федерации поручалось до 1 июля 1994 года раз работать проект законодательного акта, определяющего систему государственных пособий семьям, имеющим детей, устанавливающий единую систему пособий для материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Были несколько увеличены (примерно на 10 %) размеры выплат по ряду пособий. Депутаты Госдумы добились увеличения единовременного пособия при рождении ребенка в 2 раза (с пятикратного, как было в законопроекте, до десятикратного). Но в целом размеры пособий не достигали размеры пособий, установленных ранее Постановлением Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи».
В дальнейшем законодатели и Правительство Российской Федерации не раз будут возвращаться к данному вопросу. 4 сентября 1995 года Правительство России утвердило Положение № 883 «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Госдума приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. 27 января 1996 года Правительство России утвердило изменения и дополнения в своем сентябрьском Положении. Всвязи с трудным положением детей и семьи повышен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 10-кратной минимальной за работной платы до 15-кратной, также в два раза повышены некоторые пособия.
В отношении детства, материнства, отцовства, семьи начинают складываться законодательные и организационные механизмы реализации социальных прав. Немалое значение будут иметь Национальный план действий в интересах детей и Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года, вводимые указом президента. В данном плане предусмотрены следующие направления:
- укрепление правовой защиты детства;
- поддержание семьи как единственной среды жизнеобеспечения детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В этом указе дан реалистический анализ демографической, социально-экономической, криминогенной ситуации, сделан вывод о необходимости принятия экстренных мер, в том числе: создание ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; обеспечение правовых гарантий несовершеннолетних в условиях вынужденной миграции; образование системы социального обслуживания семьи и детей; квотирование рабочих мест для несовершеннолетних с представлением налоговых льгот и компенсационных выплат; более строгий контроль за выполнением трудового законодательства и ответственность за детский травматизм; создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, торговле или рекламации продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией; употребление наркотиков, алкоголя; защита прав детей при разводах и др.
Правительство Российской Федерации в целях координации действий различных субъектов приняло Постановление от 13 января 1996 года № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1996—1997 гг.»
Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству. Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с мигрантами, вынужденными переселенцами, с без работными. В этих целях необходимо усилить социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Создается правовое поле для развития, реализации и претворения в жизнь усилий по социальной защите населения.
3
Законодательные и организационные механизмы регулирования социальных прав охватывают нормы, касающиеся положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть «свободны от страха и нужды».
Базовые формулировки, касающиеся механизма регулирования социальных прав человека в современной России, содержатся в основных актах, провозглашающих цели российского общества и российского государства в социальной сфере. Самая общая из них, как записано в статье 7 Конституции РФ —«создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Смысл этой конституционной формулы становится еще более очевидным в свете положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, где говорится, что участники пакта (Россия входит в их число) стремится к достижению «экономического, социалистического и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека».
Применительно к индивиду общая конституционная формула определяет центральное социальное право каждого человека —право на личное свободное развитие и достойную жизнь, а также право непосредственно пользоваться условиями, которые должно создать для этого государство.
Достойная жизнь, достойное существование предполагает, что работнику обеспечивается, как записано во Всеобщей декларации прав человека, «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай без работицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (статья 25, пункт 1).
Чрезвычайно существенным следует отметить то обстоятельство, что демократическая сис тема социально-экономических прав не сводится только к государственной защите граждан. Такой механизм регулирования может действовать только в том случае, если государственные гарантии ее осуществления подкрепляются и утверждаются социальной самостоятельностью населения, работников социальной сферы.
В зрелых демократиях с правами, обозначающими социально-экономические идеалы и конкретные социально-экономические блага, которые должны быть доступны нормальному человеку, соседствуют права, гарантирующие людям возможность самостоятельных усилий для реального получения этих благ.
Социальные права человека существенно отличаются от его исходных гражданско-политических прав, утверждающих базовые свободы, — прав на жизнь и личную неприк основенность, на равенство перед законом, на собственность, свободу мысли, совести, убеждений и их выражения, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, проводить мирные собрания и создавать ассоциации, принимать участие в управлении своей страны и т. д.
Социальные права человека гораздо менее универсальны, нежели права гражданско-политические. Меньшая универсальность особенно наглядна в двух отношениях.
Во-первых, не вполне универсальна сама сфера их действия. Она исторически и культурно подвижна, пределы ее меняются в социальном времени.
Во-вторых, социальные права в их нынешнем понимании имеют смысл исключительно в приложении к массе рядовых неэлитарных работников и незащищенных слоев населения в социальном плане. Для менеджеров высшего звена, политической и культурной элиты социальное обеспечение, защита от без работицы, безопасные условия труда или право на здоровое жилище и достойный уровень жизни приобретают критическую важность лишь в исключительных случаях. В современном мире блага, защищаемые социальными и экономическими правами, для верхов общества подобны воздуху, который доступен каждому.ъ

Социальные права — это, строго говоря, не права человека вообще, а права рядовых людей, трудящихся в традиционном (хотя и не совсем точном) словоупотреблении. На их долю приходится не менее 60—70 % активного населения развитых стран.
Помимо меньшей универсальности, социальные права отличаются от гражданско-политических еще меньшей определенностью, несколько меньшей четкостью и жесткостью формулировок. Фундаментом множества ведущих социальных нормативов служат предельно общие и широкие понятия, такие как «справедливый», «достойный», «удовлетворительный», «разумный» и т. п. Понятия эти отражают очень изменчивые, так сказать, «текучие» явления, крайне трудно определяемые в юридическом смысле. Практическое использование их требует рассмотрения и установления особых критериев, рамок, качественной меры едва ли не в каждом конкретном случае.
Очень существенным является, что в системе социальных прав повышенную роль играет рекомендательное начало. Осуществление социальных прав требует явно большего времени и несравнимо больших материальных ресурсов, нежели обеспечение базовых свобод. Закономерно, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается обязанность подписавших его государств обеспечить полное осуществление признаваемых в нем прав постепенно и в пределах имеющихся ресурсов. В то же время в Международном пакте о гражданских и политических правах оговорка о постепенности отсутствует.
Меньшая универсальность и четкость социальных прав, их во многом рекомендательный, условный (зависящий от ресурсов) и постепенно осуществляемый характер означает своего рода вторичность, производность этих прав сравнительно с гражданско-политическими. Именно последние составляют фундамент естественных прав человека, присущих самой человеческой природе. Социальные права надстраиваются на этом фундаменте, развиваются на этой естественной основе.
Из первичности гражданско-политических прав не следует, что вторичные социальные права играют второстепенную роль в сегодняшнем мире. Будучи в определенном смысле менее важным сравнительно с первым, второе «поколение» (социальные права) права человека само по себе чрезвычайно значимо. Социальные права человека потому и дополнили граж-данско-политические, что государственная защита и общественная самозащита социальных интересов рядовых людей приобретают в современных обществах огромное и растущее значение.
Значимость эта определяется существом социальных отношений, возникающих на базе крупного индустриального производства, городской культуры, всеобщего школьного образования и повсеместного распространения средств массовой информации. Крупное производство, особенно использующее наемный труд, устроено таким образом, что его участники разделяются на две категории, в одну из которых входят собственники, руководители, высшие распорядители — менеджеры, а в другую — рядовые работники, специалисты, низшие руководители. Вторая категория, условно обозначаемая термином «трудящиеся», хотя и охватывает большинство экономически активного населения, во многих отношениях социально слабее первой.
Собственники и руководители производства в общественных отношениях всегда действуют и в качестве некоторой организации. Напротив, рядовые работники, пока не предприняты специальные усилия, образуют совокупность отдельных индивидов, не способных противостоять социально-производственной организации.
Исходное неравенство основных участников ведет к тому, что развитие крупного производства тяготеет к ограниченному вознаграждению за работу, к экономии на условиях труда и на мерах по защите занятости. Естественным следствием этих тенденций становится медленный рост или даже снижение жизненного уровня трудящихся, усугубляемые расширением пропасти между ними и верхами общества. Поэтому необходимой предпосылкой здорового развития общества оказывается создание условий, возмещающих стихийное неравенство социальных отношений.
Развитие, оформление и утверждение системы социальных прав человека составляют один из главных элементов социальной политики, необходимой для того, чтобы возместить исходное неравенство общественных сил в индустриальном производстве и в то же время избежать опасности тоталитарного огосударствления. Социальные права прямо утверждают только низшие, минимальные пределы социальных нормативов, тот уровень, который вполне достижим в данное время и нарушение которого абсолютно нетерпимо.
В России, стремящейся перейти к демократии, социальному государству, социальные права, их соблюдение или несоблюдение приобретают особое значение. Факторы, определяющие важность этих прав во всех индустриальных обществах, сегодня действуют у нас едва ли не сильнее, чем где-либо еще. К тому же сказывается влияние дополнительных обстоятельств, специфических именно для российских условий.
Так, для России сейчас и в ближайшем будущем заметно характерна более высокая доля людей наемного труда, нежели это бывает в индустриально развитых странах. В рамках советского государственного социализма в положении наемных работников государства фактически находились почти все занятые (явно более 95 %). Разгосударствление изменило это положение. Но сегодня в России работает по найму 80—90 % экономически активного населения. Правда очень большая часть их не связана теперь с государством. Но в частном или полу государственном секторе подавляющее большинство трудящихся остаются наемными работниками, к положению которых непосредственно относятся все формулировки социальных прав человека.
Сам факт, что неуниверсальность социальных прав человека в России играет относительно меньшую роль, можно рассматривать и как негативный фактор, способствующий повышению их значимости. Становится очевиднее, что в российском обществе отчетливо выступают позитивные факторы, прямо увеличивающие важность социальных прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: