Название повести | Центральное авторское «я» в повести | Приемы и формы психологического изображения |
«Бэла» | Максим Максимыч | Психологический анализ: рассказ Максима Максимыча (поступки, портретные детали), пейзаж, автохарактеристика Печорина |
«Максим Максимыч» | Путешествующий Офицер | Психологический анализ: впечатления путешествующего офицера (психологический портрет, поступки, пейзаж) |
«Тамань» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (поступок, пейзаж) |
«Княжна Мери» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (внутренний монолог, поступок, психологическая деталь, пейзаж), герои-двойники |
«Фаталист» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (поступок, внутренний монолог) |
Проблема определения эстетической природы романа
Черты романтизма в романе | Черты реализма в романе |
Герой находится в конфликте с обществом, погружен в свой внутренний мир | Социальный детерминизм (влияние среды на формирование личности) |
Герой задан как тип, фактически не эволюционирует | Исторический детерминизм (влияние эпохи на формирование личности) |
Позиция автора близка позиции героя | Точное отражение сути основного конфликта эпохи 30-х гг. 19 века |
Тяготение к лирическому и лироэпическому жанрам (ярко выраженное лирическое начало на уровне изобразительно-выразительных средств) | Стремление к максимальной объективности повествования |
Композиция романа сходна с композицией байронической поэмы (выбраны наиболее яркие события, кульминационные моменты его биографии; нарушение хронологии событий) | Отсутствие разделения героев на безусловно «положительных» и безусловно «отрицательных» |
Повести, составляющие роман, в жанровом отношении восходят к наиболее распространенным романтическим жанрам («Бэла» – романтическая новелла и путевой очерк, «Княжна Мэри» - светская повесть, «Фаталист» – мистико-философский рассказ) | Главная мысль произведения есть результат анализа всех составляющих романа, а не прерогатива одного из героев |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
|
|
(1809 –1852)