Коллективное творческое дело – одна из форм воспитательной работы с детьми; виды коллективных творческих дел

Билет 10

Коллективную деятельность детей - это по сути общественная деятельность на основе интереса и желания каждого ребенка, в которой раскрывается детская индивидуальность. Общественная деятельность – обязательный элемент формирования активной жизненной позиции ребенка. Об этом говорили Аристотель, Ян Амос Коменский, Фридрих Фребель, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие известные педагоги.

В России с давних времен уделялось огромное внимание воспитанию детей на основе соборности. Древние славяне, жившие в условиях общинного строя, передавали детям навыки земледельческого и ремесленного труда, воспитывали в них смелость и выносливость, учили навыкам военного дела, а также умению жить в общине.

Уже в те далекие времена общественной и коллективной деятельности уделялось достаточно большое внимание. Через участие в общих делах воспитывались нравственность, почитание традиций. Какие это были общие дела? Выполнение обрядов, поклонение богам, охота, рыболовство и т.д.

Соборность во все времена была присуща русскому человеку. Известный и очень умный государственный деятель князь Владимир Мономах (Киевская Русь, XI век) заботился о том, чтобы детям прививались не только любовь и уважение к образованию и книге, но и навыки общественной деятельности. В своем труде «Поучение Владимира Мономаха к детям» (первой русской педагогической книге) он говорил, что в детях надо воспитывать любовь к ближнему и стремление постоять за товарища, за общее дело. Советовал подражать его отцу князю Всеволоду Ярославовичу, который знал пять языков и был в почете во многих землях.

Основой коллективной деятельности является взаимодействие в условиях доверия и благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместная деятельность детей может быть значительно богаче индивидуальной по своему содержанию, если она хорошо организована.

Основные этапы коллективной деятельности:

1) предварительная деятельность (учителя и учащихся)

2) коллективное проектирование

3) подготовительная работа

4) реализация проекта

5) подведение итогов

Главная задача учителя – создать условия для осознанного и ответственного выполнения детьми общественных поручений.

Виды общественных дел дошкольников: помощь маме, воспитателю, няне, другу, участие в общем празднике, трудовом деле, в игре.

Виды общественной деятельности младших школьников: выпуски газет, праздники, соревнования, конкурсы, экскурсии, игры, коллективные дела и др.

Виды общественной деятельности старших школьников: собрания, диспуты, агитбригада, вахта памяти, праздники, конкурсы, игры, коллективные дела и др.

Коллективное дело – это один из видов общественной деятельности. Участие в коллективном деле способствует формированию личностных качеств, которые помогают ребенку адаптироваться в меняющихся условиях жизни: это самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность, дисциплинированность, умение слушать товарища, умение бесконфликтно общаться, доброта, сострадание, участие, заботливость.

Виды коллективных дел:

трудовые (помощь пожилым людям, трудовые десанты, уборка территории, и др.),

познавательные (диспуты, викторины, конкурсы),

художественные (выставки детского творчества, конкурсы самодеятельности),

развлекательные (например, осенний бал, новогодний праздник, путешествие в мир профессий, день рождения и др.)

спортивные,

социальные (участие в работе детских общественных объединений).

Детское и молодежное общественное объединение может быть создано при наличии не менее 10 подростков (или юношей и девушек старше 18 лет). Прежде всего, разрабатывается Устав, собирается учредительное собрание (съезд, конференция), на котором принимается Устав и создаются руководящие органы. Детские и молодежные общественные объединения способствуют формированию активной жизненной позиции подростка, развитию самостоятельности, самореализации и самоутверждению, социальной адаптации.

Примером детского общественного объединения может служить действовавшая в советское время пионерская организация и октябрятское движение. Примером молодежного общественного объединения может служить современное движение «Наши», а также работавший в советское время комсомол.

Основные принципы деятельности общественных объединений:

1) добровольность

2) законность

3) равноправие

4) гласность

5) самоуправление

Правовая основа деятельности любого общественного объединения - Закон об общественных объединениях и организациях Российской Федерации, который запрещает проповедование войны, насилия, национальной розни, фашизма, создание вооруженных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: