Индуктивные умозаключения представляют собой такие связи между посылками и заключением по логическим формам, при которых посылки лишь подтверждают заключение. Индуктивная логика – этоформальная логика, поскольку отношение подтверждения – это отношение между высказываниями по их логическим формам. Однако индуктивная логика является не только формальной логикой. В процессе индуктивных рассуждений обычно используются специальные методологические средства, повышающие степень правдоподобия заключений.
Существуют следующие виды индуктивных умозаключений.
Обобщающая индукция - это умозаключение, представляющее переход от знания об отдельных элементах класса к знанию о классе в целом. Этот переход осуществляется путем экстраполяции содержащегося в посылках знания на более широкую область.
Существует два основных вида обобщающей индукции – полная и неполная.
В случае полной обобщающей индукции возможно изучение всех предметов, составляющих исследуемый класс. В данном случае индуктивное умозаключение представляет собой движение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса и его схема имеет вид.
|
|
Предмет S1 обладает свойством Р.
Предмет S2 обладает свойством Р..
Предмет S n обладает свойством Р.
Предметы S1,S2,..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2,..., Sn}=К
Все предметы класса Кобладают свойством Р.
Например: В десятом классе 25 человек, о каждом из которых известно, что он занимается каким-либо видом спорта. Следовательно, все учащиеся десятого класса занимаются каким-либо видом спорта.
Гораздо чаще встречается неполная обобщающая индукция. Онаприменяется в том случае, когда изучить все предметы исследуемого класса невозможно и представляет собой движение от знания о некоторых отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса. Схема неполной обобщающей индукции имеет вид:
Предмет S1 обладает свойством Р.
Предмет S2 обладает свойством Р.
.
..
Предмет S n обладает свойством Р.
Предметы S1,S2,..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2,..., Sn}ÉК и {S1, S2,..., Sn}< К
Все предметы класса Кобладают свойством Р.
Например, на основе исследований поведения определенного вида животных постоянно встречаются данные об определенной реакции животных этого вида на определенный раздражитель, и делается вывод о том, что всем животным этого вида присуща подобная реакция на этот раздражитель.
Неполная индукция является лишь вероятностным знанием и не гарантирует точности результатов. Для повышения степени ее правдоподобия, как уже было сказано, используются различные методы. В зависимости от специфики этих методов неполная индукция подразделяется на два вида: популярную, ненаучную индукцию и научную индукцию.
|
|
В процессе ненаучной индукции применяется так называемая методология здравого смысла. Она требует исследовать как можно больше случаев, где встречается изучаемый предмет, и рассматривать как можно более разнообразные предметы. Использование этих принципов помогает в некоторой степени повысить правдоподобие получаемых результатов, но тем не менее не дает оснований для того, чтобы они были достаточно правдоподобными.
В научной неполной индукции обязательно используется научная методология. Этот вид неполной индукции подразделяется на индукцию через отбор случаев, исключающих случайные обобщения, и индукцию на основе общего, в процессе которой при установлении факта, принадлежит ли определенное свойство группе объектов, отвлекаются от информации о специфических признаках и свойствах этих объектов.