Раздаточная коробка

Назначение: служит дляраспределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, его увеличения при движении в тяжелых дорожных условиях и отбора мощности на привод дополнительного оборудования.

Характеристика: механическая, двухступенчатая, дифференциальная, с постоянно включенным передним мостом.

Установка и крепление: установлена на раме автомобиля позади коробки передач на 4-х опорах с резиновыми подушками. Привод раздаточной коробки – от коробки передач с помощью карданного вала.

Устройство (в соответствии с рисунком 119): картер 30 с крышками, редуктор, дифференциал, механизм переключения передач и блокировки дифференциала, привод управления, детали крепления и уплотнения.

Картер.

Картер 30 отлит из чугуна и является, в соответствии с рисунком 119, базовой деталью раздаточной коробки. В картере выполнено 6 расточек для подшипников вала и люки для монтажа раздаточной коробки. Люки и места выхода валов из раздаточной коробки, а также расточки подшипников промежуточного вала закрываются крышками 4, 17, 20, 23, 31, 35. Для заправки, слива и контроля уровня смазочного масла в картере выполнено заливное (оно же контрольное) и сливное отверстия, закрываемые резьбовыми пробками, в сливной пробке 8 имеется магнит.

Редуктор.

Характеристика: шестеренчатый, с неподвижными осями, четырехвальный, с соосными выходными валами;передаточные числа: низшая передача - 2,15; высшая передача - 1,21.

Рис.119. Коробка раздаточная Урал – 4320.31:

1, 15, 22 - фланцы; 2 - маслосгонное кольцо; 3 - гайка; 4, 17 - крышка подшипников; 5 - корпус заднего подшипника дифференциала; 6- задняя обойма; 11 - передняя обойма; 7 -эпициклическая шестерня; 8 - пробка; 9 - обойма с шестерней нижнего вала; 10 - солнечная шестерня дифференциала; 12 - муфта блокировки дифференциала; 13 - болт; 14 - вал привода переднего моста; 16 - отражатель; 18 - сателлит дифференциала; 19, 25 -шестерни высшей передачи; 20, 23, 31, 35 - крышки подшипников; 21 - кольцевая гайка; 24, 34 - подшипники; 26 - втулка; 27 - крышка; 28 - муфта включения передач; 29, 38 - шестерни низшей передачи; 30 - картер; 32 - штуцер системы герметизации; 33 - первичный вал; 36 - промежуточный вал; 37 - распорная втулка; 39 - вал привода промежуточного и заднего мостов; 40 - шток вилки переключения передач; 41 -шток вилки блокировки дифференциала; 42 - фиксатор; 43 - вилка блокировки дифференциала; 44 - вилка переключения передач 45 – шестерня привода спидометра 46 - червяк привода спидометра

Устройство (в соответствии с рисунком 119): первичный вал в сборе 33, промежуточный вал в сборе 36, вал привода переднего моста в сборе 14, вал привода задней тележки в сборе 39.

Первичный валв сборе 33, в соответствии с рисунком 119, устанавливается в картере на двух опорах, представляющих собой роликовые конические радиально-упорные подшипники 24 расположенные бочкообразно. На первичном валу устанавливаются фланец карданного вала 22, зубчатые колеса первой (низшей) 29 и второй (высшей) передач 25 и муфта переключения передач механизма управления 28.

Первичный вал изготавливается из легированной стали. В передней и средней частях вала нарезаны шлицы, на которых устанавливаются, соответственно, фланец карданного вала и муфта переключения передач. На заднем конце вала нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения коробки дополнительного отбора мощности. На шлифованных поверхностях вала устанавливаются на бронзовых втулках зубчатые колеса высшей (спереди) и низшей (позади) передач. Для подвода смазки к втулкам зубчатых колес при работе коробки дополнительного отбора мощности в первичном валу выполнено осевое и радиальные сверления.

Зубчатые колеса косозубые, имеют на ступице дополнительный зубчатый венец соединения с муфтой переключения передач. Для подвода смазки к втулкам в зубчатых колесах выполнены сквозные сверления, через которые масло поступает при движении автомобиля.

Фиксация вала от осевых перемещений осуществляется крышками подшипников 23 и 31, между передней крышкой 23 и картером устанавливаются регулировочные прокладки. В передней крышке устанавливаются две манжеты, уплотняющие выход вала из картера раздаточной коробки.

Промежуточный валв сборе 36, в соответствии с рисунком 119, установлен в картере также на двух опорах – роликовых конических радиально-упорных подшипниках 34, расположенных бочкообразно. На валу устанавливаются зубчатые колеса высшей 19 и низшей 38 передач, дистанционная (распорная) втулка 37 и червяк привода спидометра 40.

Промежуточный вал изготовлен из легированной стали. На поверхности вала нарезаны шлицы для установки зубчатых колес. В местах установки подшипников на валу выполнены шлифованные шейки. Внутренние обоймы подшипников с зубчатыми колесами и дистанционной втулкой стянуты двумя гайками.

Зубчатые колеса – косозубые, имеют внутренние шлицы для соединения с валом. Колесо 19 меньшего диаметра устанавливается впереди (высшей передачи), большего диаметра 38 – сзади (низшей передачи). Длинные стороны ступиц колес направлены друг к другу и между ними устанавливается на валу дистанционная (распорная) втулка.

Червяк привода спидометра 40 установлен на переднем конце промежуточного вала на призматической шпонке и крепится планкой с болтами.

Места установки подшипников в картере закрываются крышками 20 и 35. Под задней крышкой устанавливаются регулировочные прокладки подшипников. В задней крышке имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут штуцер трубки системы герметизации агрегатов (сапунирования полости картера).

Вал привода переднего мостав сборе 14, в соответствии с рисунком 119, установлен в нижней части картера. Передний конец вала опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, установленный в крышке картера 17, задний шлицованный конец – на детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются муфта блокировки дифференциала 12, солнечная шестерня дифференциала, маслосгонное кольцо и фланец карданного вала привода переднего моста 15.

Вал изготовлен из легированной стали и имеет три шлицевых участка. На переднем конце – для установки фланца карданного вала, на средней части – для установки муфты блокировки дифференциала, в задней части – для солнечной шестерни межосевого дифференциала.

Выход вала из крышки картера уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для снижения нагрузки на сальник перед ним установлено маслосгонное кольцо с меткой «П». При вращении вала винтовые канавки маслосгонного кольца отбрасывают просочившееся масло обратно в картер. Осевые нагрузки на вал воспринимает стопорное кольцо подшипника и крышка.

Вал привода задней тележкив сборе,в соответствии с рисунком 119, также имеет в качестве опор шариковый радиально-упорный подшипник и детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются фланец карданного вала 1 и коронная шестерня (эпицикл) 7 межосевого дифференциала.

Вал изготовлен из легированной стали и имеет два шлицованных участка. На переднем шлицованном конце устанавливается коронная шестерня дифференциала, на заднем – фланец карданного вала. Шлифованная шейка вала опирается на подшипник, устанавливаемый в крышке картера. Выход вала из крышки уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для разгрузки сальника устанавливается маслосгонное кольцо 2 с меткой «3». Действует кольцо также как и на валу привода переднего моста.

Раздаточная коробка, на которую устанавливается коробка дополнительного отбора мощности, имеет удлиненный первичный вал и измененный в зоне крепления дополнительного отбора картер.

Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных на автомобиле шин.

Дифференциал раздаточной коробки.

Назначение: служит дляобеспечения вращения валов привода переднего моста и задней тележки с разными угловыми скоростями и распределения крутящего момента между ними в соотношении 1:2.

Характеристика: межосевой, несимметричный, планетарный, блокируемый.

Установка и крепление: устанавливается,в соответствии с рисунком 119, в картере раздаточной коробки на двух шариковых радиально-упорных подшипниках. Передний подшипник размещается в перегородке картера, задний – в картере заднего подшипника дифференциала.

Устройство (в соответствии с рисунком 120): передняя обойма 2; обойма с шестерней нижнего вала 7, задняя обойма 8, солнечная шестерня 3, коронная (эпициклическая) шестерня 6, опорное кольцо передней обоймы 4, сателлиты с осями - 4 шт. 5, детали крепления.

Передняя обойма 2, обойма с шестерней нижнего вала 7 и задняя обойма 8 в сборе образуют корпус дифференциала, внутри которого размещаются его остальные элементы.

Рис.120. Межосевой дифференциал раздаточной коробки:

1 - зубчатый венец, 2 - передняя обойма, 3 - солнечная шестерня; 4 – опорное кольцо передней обоймы; 5 сателлиты; 6 - эпициклическая шестерня; 7 - обойма с шестерней нижнего вала, 8 - задняя обойма

Обойма с шестерней нижнего вала, в соответствии с рисунком 119, имеет удлиненную ступицу, на которой выполнена шлифованная шейка под подшипник и нарезан зубчатый венец для зацепления с зубьями муфты блокировки дифференциала 12. На диске обоймы выполнено четыре отверстия для установки осей сателлитов 18. Второй опорой осей является, в соответствии с рисунком 120, опорное кольцо передней обоймы 4, которое болтами крепится к обойме.

Шестерня нижнего вала – косозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом низшей передачи промежуточного вала. Таким образом, корпус является ведущим элементом дифференциала, на который передается крутящий момент от промежуточного вала.

Задняя обойма 8 изготовлена в виде чашки с удлиненной ступицей, на которую устанавливается подшипник и гайка крепления подшипника.

Передняя обойма 2 изготовлена в виде кольца, на наружной поверхности которого нарезаны зубья. Между собой обоймы соединяются болтами.

Солнечная шестерня 3 – прямозубая, имеет внутренние шлицы, которыми она устанавливается на вал привода переднего моста. Наружные зубья находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.

Коронная (эпициклическая) шестерня 6 представляет собой деталь чашеобразаной формы. В ступичной части эпицикла нарезаны шлицы для установки на вал привода задней тележки. В уширенной части выполнен внутренний прямозубый венец, находящийся в постоянном зацеплении с сателлитами.

Сателлиты 5 – прямозубые шестерни, выполненные заодно с осями. Сателлиты устанавливаются в отверстия передней обоймы и опорного кольца и находятся в постоянном зацеплении с одной стороны – с солнечной шестерней, с другой – с эпициклом. Зацепление сателлитов с эпициклом – внутреннее, с солнечной шестерней – наружное.

Механизм переключения передач и блокировки дифференциала.

Назначение: служит для переключения передач и блокировки дифференциала.

Устройство: (в соответствии с рисунком 119) муфты 12, 28 (2 шт.), штоки 40, 41; вилки 43, 44 (2 шт.), фиксаторы 42 (2 шт.).

Муфта переключения передач 28 и муфта блокировки дифференциала 12 подобны муфте переключения первой передачи и заднего хода коробки передач.

Шток 40 переключения передач вилкой 44 связан с муфтой 28 переключения передач. На штоке выполнены три лунки для фиксирования положений включения высшей и низшей передач и нейтрали.

Шток 41 блокировки дифференциала связан вилкой 43 с муфтой 12 блокировки дифференциала. На штоке имеются две лунки, позволяющие фиксировать положение разблокированного и заблокированного дифференциала.

Фиксаторы 42 представляют собой подпружиненные шарики и аналогичны фиксаторам коробки передач.

Привод управления раздаточной коробки.

Назначение: служит для передачи управляющего воздействия водителя на механизм переключения передач и блокировки дифференциала.

Характеристика: дистанционный, механический.

Устройство (в соответствии с рисунком 121): рычаги управления 1, 2 (2 шт.), поводки 7, 8 (2 шт.), тяги 5, 6 (2 шт.).

Рычаги управления 1 и 2, в соответствии с рисунком 121, установлены на кронштейне и выведены через прорези в кабину. Нижние концы рычагов управления соединены с поводками с помощью тяг 5 и 6.

Тяги 5 и 6 имеют резьбовые наконечники, позволяющие изменять их длину.

Поводки 7 и 8 установлены на кронштейне, закрепленном на раздаточной коробке, и с помощью пальцев соединены со штоками механизма переключения передач 9, и блокировки дифференциала 10.

Рис.121. Управление раздаточной коробкой Урал – 4320.31:

1 - рычаг блокировки дифференциала; 2 - рычаг переключения передач; 3 - пружина поджимная; 4 – валик рычагов; 5,6 - тяги; 7,8 - поводки; 9 - шток вилки переключения передач; 10 - шток вилки блокировки дифференциала раздаточной коробки; I - переднее положение рычага (включена высшая передача); II – заднее положение рычага (включена низшая передача)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: