Каролингское возрождение

Решающий фактор развития искусства – согласие новой империи и Церкви. Это нашло отражение в ходе развития изобразительного искусства и архитектуры. В 8 веке главной задачей Церкви было урегулирование отношений клира и монашества. Монастырские уставы изменяются. В 799 году основано (Агильбертом благодаря вкладу Карла) аббатство Центула. Так возникает взаимосвязь между литургией и имперским церемониалом, архитектурным пространством и церковной утварью, используемой в литургии. Больше всего стремились соединить земные поступки императора с идеей конечности исторической судьбы и представлением о конце света. Апокалиптическое видение Небесного Иерусалима, предела и прообраза истории человечества, искупителем которого стал Христос, - модель определяющая форму серебряных кадил, короны Священной Римской империи, являющаяся источником архитектурных мер и соотношений в дворцовой капелле в Аахене. Его образ встречается на миниатюрах иллюстрирующих книги, создатели которых пользуются красивым каролингским письмом. Наиболее важные архитектурные новшества в церковном строительстве Каролингов связаны с историческим замыслом, который превратил в единое целое империю и Церковь. Пример – строительство вестверков, огромных башен, приставленных к фасаду церкви. Они предназначены для императора на религиозных торжественных церемониях. Помимо зданий, имеющих в плане квадрат, встречаются круглые – напоминающие о Иерусалиме, о родине Гроба Господня: Сен Рикье в Центуле, дворцовая капелла в Аахене, миланская часовня Са_Сатиро.

Искусство в Италии идет сложными путями. Источники влияния: римско – византийская культурная традиция, развитие герцогств, мусульманское искусство. Монументальность каролингских построек – программная ориентация на римскую цивилизацию.

Обновление Римской империи было задумано Карлом на многих уровнях. В развитие художественного творчества предвосхищены черты ирландского и лангобардского искусства. Происходит взаимопроникновение классических форм и художественного воплощения новых религиозных и государственных идеалов. /Форма триумфальной арки, которая придана реликварию Эйнхарда, биографа Карла великого, коринфские капители в аббатстве Лорш, бронзовые решетки в дворцовой капелле в Аахене, архитектурные сооружения, изображенные в Грандвальской Библии./ В хрониках есть упоминание, что в Аахен привозили подлинные античные строительные материалы и части декора зданий. Ирландские миниатюристы тяготели к бурным проявлениям фантазии и отвлеченности образов, при дворе Карла Великого предпочитали правдоподобие. Это искусство для украшения стен и сохранение памяти о минувших событиях. Классические веяния видны в Сен- Медардском Евангелии из Суассона или в Евангелии Лотаря. Художник стремился изобразить связную цепь событий. Это самый совершенный из образцов средневекового рисунка. Придворная культура /лангобард Павел Диакон и англосакс Алкуин/ не отвергала нового, потому представители этой культуры научились принимать новые художественные явления и совмещать с собственными представлениями о развитии искусства.

Евангелие Коронации и Евангелие Эббона вышли из рук представителей Рейнской школы. Они отличаются соединением традиционной классической манеры живописи с дополняющими ее сильными цветовыми контрастами, энергичной выразительностью и вниманием к графическим приемам.

Шедевры ювелирного искусства и резьбы по слоновой кости, созданные в каролингскую эпоху, говорят, что варварский вкус к драгоценным материалам и высокое техническое мастерство не утрачены, мастера уделяют больше внимания классическим традициям и реалистическим тенденциям. / Золотой Алтарь собора Сант- Амброджо в Милане- это целая история в металле. Оклад из слоновой кости Псалтири Карла Лысого это история о Кьявеннском мире и удивительном кристалле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: