Тема 1. Теории воспитания

Понятие воспитания. Сущностные характеристики воспитания. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, органичная составляющая педагогической длительности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Понятия «теория воспитания». Сложности и противоречия формирования современной отечественной теории воспитания. Вклад выдающихся педагогов в становление и развитие теории воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

Взаимосвязь теорий развития личности и базовых теорий воспитания.

Характеристика базовых теорий воспитания и развития личности: психоаналитическая концепция личности и воспитания (З. Фрейд); когнитивистская концепция личности и воспитания (Ж. Пиаже); бихевиористская концепция личности и воспитания (Б.Ф. Скиннер); концепция личности и воспитания в гуманистической психологии (А.Х. Маслоу, К.Р. Роджерс); деятельностный подход к пониманию психики и воспитания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и пр.

Сущность понятия «концепция воспитания». Структура концепции воспитания.

Характеристика современных концепций воспитания (концепции «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская); концепции «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С. Газман; С.М. Юсфин и др.); концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.); концепции «Формирование образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова); концепции «Системное построение процесса воспитания» (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), концепции воспитания «Педагогика общей заботы» И.П. Иванова и др.

Методологические подходы в воспитании (личностно-ориентированнный, личностно-деятельностный подход; системный, культурологический, ценностный и др.).

Общие закономерности и принципы воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: