Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

Вариант №1

Выполнила: студентка 3 курса

отделения заочного обучения

группы № 502

Ваганова Полина Александровна

Проверил:

Индекс:

Адрес: г. Копейск, ул. Кирова 26

Домашний телефон:

Сотовый телефон: 89507318992

Челябинск 2015

План

1. Дайте определение понятиям «наблюдение», «цель экологического образования»

2. Решите тест

3. Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

4. Изучите тему «современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «сравнительный анализ программ экологического образования»

5. Составить конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия) с использованием моделирования в любой возрастной группе

6. Спроектируйте план кратковременного наблюдения на прогулке за объектом не живой природы в старшей группе ДОУ в зимний период по схеме

1Дайте определение понятиям «наблюдение», «цель экологического образования»

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе.

2.Решите тест

1.В

2.А

3.Б

4. А,Б,В

5. А

Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

1. Где и как в природе живет степная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?
2. Где и как в природе живет болотная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?
3. Чем различаются и чем похожи друг на друга степная и болотная черепахи?
4. Как надо создать "естественные условия" для сухопутной и водной черепах в неволе? Почему им нужен обогрев? Чем можно кормить?

Обустройство жизни черепах
Степная черепаха - наземное растительноядное холоднокровное животное, водится в южных районах нашей страны, в степях, пустынях. К жизни в этих условиях черепаха хорошо приспособлена: имеет маскировочную окраску и форму тела, панцирь для защиты от врагов, покрытие из твердых роговых чешуек на голове, хвосте, подошвах ног, которое также защищает ее тело. Ноги приспособлены к рытью грунта - повернуты в стороны, заканчиваются крепкими тупыми когтями. Большую неблагоприятную для них часть года - холодный и жаркий периоды - черепахи проводят под землей в спячке. Активными на поверхности они бывают с марта по июнь, когда условия благоприятны - умеренная жара, много сочной травы. В это время они откладывают яйца в специально вырытые ямки. Отложив яйца, закапывают ямки и утрамбовывают их панцирем. О потомстве они больше не заботятся.
Молодые черепашки вылупляются в конце лета - осенью, на поверхность не вылезают, зимуют под землей и выходят из своих убежищ лишь весной. Они маленькие, с мягким панцирем. У черепашек много врагов - лисы, шакалы, хищные птицы. Растут и развиваются черепашки медленно - лишь на 10-м году жизни становятся взрослыми. Живут долго - 40-50 лет.

Сухопутные черепахи - неповоротливые животные, они медленно двигаются, роют грунт поочередно то одной передней ногой, то другой. Разную пищу захватывают твердыми и острыми краями рта - зубов у них нет. На голове у черепахи маленькие глаза, ноздри, ушные отверстия прикрыты складками кожи - это приспособление для подземного обитания.

Болотная черепаха, в отличие от сухопутной, - водное хищное животное. Обитает в средней полосе России и на юге. Водно-наземный образ жизни наложил отпечаток на строение болотной черепахи: у нее плоское тело, гладкий панцирь темно-оливкового или коричневатого цвета с ярко-желтыми крапинками. Голова вытянутая, на ногах плавательные перепонки, пальцы заканчиваются острыми загнутыми когтями, хвост длиннее, чем у степной черепахи. Эти черепахи гораздо подвижнее и проворнее степных: по земле они двигаются быстрым шагом, почти бегом, в воде - хорошо плавают.
Болотные черепахи живут в прудах, озерах, медленно текущих речках, каналах. Днем они активны: ищут в воде корм - личинок, насекомых, червей, улиток, лягушек; изредка ловят небольших рыб. Добычу хватают острыми (роговыми) краями рта (зубов нет), иногда помогают себе когтями. Активны днем, вылезают на берег и греются на солнце, далеко от воды не отходят. При малейшей опасности бросаются в воду и отсиживаются на глубине. Ночью спят на дне водоема, зимой впадают в спячку, зарываются в ил и там засыпают до марта-апреля. Откладывают яйца на суше так как степные черепахи. Растут и взрослеют долго, в неволе при хорошем уходе могут жить 20-30 лет.

Этим животным целесообразно создать условия, напоминающие мч естественную природную среду: уголок степи или пустыни - для сухопутной черепахи, уголок болота - для водной черепахи. Такие ^уголки" лучше всего устроить в старом большом аквариуме; на что кладется слой песчаной почвы, в нее высевают овес, который I начала прорастает, а затем без полива подсыхает.

Для сухопутной черепахи в аквариуме устраивается грот: в большой цветочный горшок, поставленный вверх дном, монтируется электролампа. Грот, декорированный цементом и камнями, имеет вход. Черепахи - холоднокровные животные, они,1ктивно едят и передвигаются лишь в разогретом состоянии. Устройство обогрева особенно важно для зимнего периода, когда животные не могут ни в спячку залечь, ни полноценно кормиться. Для водной черепахи одинаково важны вода и берег с обогревом.

Водная черепаха - хищное животное, активно поедающее мелких водных обитателей (или кусочки мяса), если температура окружающей среды достаточно высокая (около 26°С).
Сухопутную черепаху кормят тонко нарезанными овощами (морковь, свекла, капуста, картофель), в летнее время добавляют траву, одуванчики. При обилии сочных кормов воду не ставят.

4.Изучите тему «современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «сравнительный анализ программ экологического образования»

Показатели «Детство» (раздел «Ребёнок открывает мир природы») под ред. Бабаевой Т.И. «От рождения до школы» (раздел «Экологическое воспитание») под ред. Вераксы Н.Е
Цели и задачи программы Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей Задачи: Программа «Детство» 2014 года, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цель рабочей программы: формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи: • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Возраст детей 3-7лет  
Структура программы В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования: — выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; — представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство); — дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; — определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; — раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; — описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга; — охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; — даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; — определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; — в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: •соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; •сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); •соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); •обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; •строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; •предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; •предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе. В программе под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусмотрено все стороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. .
Методы и приёмы Словесные метод: организация развивающих проблемно-практических и проблемно­ игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально­ нравственные темы. Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, жизни людей, городе, родной стране, мире. Чтение художественной литературы. Наглядные методы: Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание картин, ил­ люстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей). Знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Практические методы:сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее). Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания Игры- путешествия по родной стране, городу. В программе под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусмотрено все стороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает: • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух); • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.); • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.); • формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни; • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях; • формирование элементарных экологических представлений. Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: