Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации 1 страница

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов и их семей в России, обобщения итогов рассмотрения поступивших к Уполномоченному коллективных и индивидуальных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата детских домов-интернатов и других учреждений органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. При подготовке специального доклада использованы материалы, предоставленные уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, членами Консультативного совета по правам ребенка и Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, данные государственной статистики, аналитические исследования, проведенные органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными правозащитными, научными и другими организациями, а также сообщения средств массовой информации. Дети - будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы. Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается. Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка. Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство. Содержание • Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России • Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов • Основные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов • Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов ПРИЛОЖЕНИЯ • ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные нарушения прав детей-инвалидов, выявленные при рассмотрении жалоб и обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации • ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основные документы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по проблемам защиты прав детей-инвалидов • ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Альтернативный доклад - 2005 Коалиции неправительственных организаций в Комитет ООН по правам ребёнка (извлечения) • ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка (извлечения) • ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Проект Концепции совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов • ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, составляет 477,8 тысячи, половина из них - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ситуация усугубляется нестабильностью семейных взаимоотношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии. В то же время уровень реальной помощи государства семье с ребенком-инвалидом за последние годы резко снизился. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос всего в 1,32 раза, доля прожиточного минимума детей увеличилась в 5-7 раз. Доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составляет не более 3 процентов. При этом, по данным официальной статистики, расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72 процента семей с детьми-инвалидами, тогда как затраты на самую скромную еду составляют до 80 процентов семейного бюджета. Отмечается распространение насилия в отношении детей и подростков, а также фактический рост числа безнадзорных и беспризорных детей, происходит омоложение преступности. Реальную угрозу для будущего России представляет рост незаконного оборота наркотиков и, как следствие, распространение наркомании среди несовершеннолетних. Увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, что связано с ухудшением медицинского обслуживания, в том числе фактическим развалом профилактической медицины, а также с социальными факторами, обусловленными крайне низким уровнем жизни значительной части населения, в первую очередь семей с детьми. Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи. Основными заболеваниями у детей, которые приводят к инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии, болезни глаза и другие. Вызывает тревогу рост у детей заболеваний крови, нервной и эндокринной системы, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями. В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения скелета. Существенную роль играют нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях. В 2003 году было зарегистрировано 37 118 больных детей с диагнозом, установленным впервые в жизни, в 2004 году таких детей зарегистрировано 36 471. Общее число больных детей снизилось, однако с учетом уменьшения численности населения этот показатель фактически не изменился (25,6 и 25,3 больных детей - с впервые установленным диагнозом на 100 тысяч населения - соответственно в 2003-м и 2004 году). Данные Минздравсоцразвития России о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию. Кроме того, отсутствует единая система учета детей-инвалидов, что было отмечено в письме Генерального прокурора Российской Федерации от 1 февраля 2002 года Президенту Российской Федерации В.В. Путину "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов". До настоящего времени Правительством Российской Федерации такая единая система не создана. Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года); Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года); Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года); Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года); Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года); Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96). Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской

Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей. В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации. Ситуация усугубилась с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 года? с того дня, когда закон вступил в силу? были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об образовании" и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции. Федеральным законом № 122 были сведены "на нет" начавшие было отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам в негосударственном секторе. В связи с принятием закона граждане в своих обращениях к Уполномоченному неоднократно выражали обеспокоенность значительным ухудшением положения детей-инвалидов и их семей. Не случайно вступление закона в силу вызвало в начале 2005 года проведение в ряде городов России демонстраций родителей детей-инвалидов. В связи с этим уместно вспомнить, что еще в ноябре 2004 года Уполномоченным было внесено в Правительство Российской Федерации предложение о переносе срока вступления в силу Федерального закона № 122. В предложении наряду с сомнениями, высказанными по поводу "действенных механизмов реализации" закона, предлагалось сосредоточить основные усилия на качестве его предварительной подготовки, что могло бы существенно снизить социальные издержки. В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства. Основные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту? систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности...". Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества". К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации. Проблема соблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации поднималась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, данных Российской Федерации по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах "О положении детей в Российской Федерации"; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации "Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов" (февраль 2002 года); в обращениях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (январь 2006 года). В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин этого: • традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской); • неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов; • непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу; • лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик. О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению. Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами. Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете "изъятия" их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают. Родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях. Основной причиной массового нарушения права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье является тот факт, что за время, прошедшее после принятия ООН Конвенции о правах ребенка и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, органы государственной власти России так и не приняли

надлежащих законодательных и организационных мер по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства и коррекционно-педагогической помощи в раннем возрасте. И это несмотря на то, что все упомянутые выше Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка содержали в качестве основной рекомендации предложение об ограничении практики помещения детей в интернатные учреждения. В связи с этим заслуживает изучения и распространения положительный опыт регионов, направивших свои усилия и финансовые средства на развитие институтов профилактики сиротства, а также усыновления, опекунства, приемных и патронатных семей. Этот опыт необходимо применить для наиболее незащищенной группы - для детей-инвалидов, что потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации. Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах. Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью (коды F71, F72, F73 по МКБ-10), получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно. Так, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучаются только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучаются 70, в Ставропольском крае? всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра (коды F84.0, F84.1, F84.5 по МКБ-10), которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования. Причины указанных нарушений прав детей-инвалидов имеют комплексный характер. В нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии; не созданы также условия для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях. Исполнение законодательства об образовании детей-инвалидов не обеспечивается в целом: в нарушение статьи 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительством России не организовано исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части получения образования детьми-инвалидами. В большинстве субъектов Федерации в нарушение пунктов 1, 6.1 и 7 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" власти не обеспечивают в достаточной степени финансирование и организацию образования детей-инвалидов, в результате чего в субъектах Федерации значительная часть таких детей оказываются вне образовательного процесса. В течение ряда лет блокируются все усилия по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", направленных на создание нормативной базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим следует отметить, что на необходимость внесения таких изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" указывалось еще в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" (2000 год). Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861 был утвержден "Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", а также размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. В результате внесения в законодательство изменений, в связи с принятием Федерального закона № 122, из Закона Российской Федерации "Об образовании" оказались исключенными положения о компенсации затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях. Кроме того, с 1 января 2005 года законодатель отказался от федерального регулирования вопросов воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и внес соответствующие изменения в статью 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", передав полномочия по определению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеров компенсации затрат родителей на эти цели на уровень субъектов Российской Федерации, предусмотрев выплату указанных компенсаций за счет региональных бюджетов. Таким образом, размеры исчисления компенсаций на эти цели будут существенно различаться, что в принципе не позволяет обеспечить равный объем образовательных услуг в разных регионах России. Одна из форм образования, перечисленных в законе, направленно и дискриминационно лишена федерального финансирования. Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны и изложены в письмах (2004 год) предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации. В документе был намечен комплекс мер по обеспечению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, включая меры по развитию ранней психолого-педагогической помощи, дошкольного и основного общего образования этих детей, включая их интегрированное образование. Однако органы исполнительной власти медлят с реализацией полезной инициативы. Ряд подзаконных актов противоречат законодательству. Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" была прямо установлена классификация по дискриминационным признакам таким, как "неспособность к обучению", "неспособность к общению", "противопоказанность трудовой деятельности". В нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о "необучаемости" некоторых категорий детей-инвалидов и направляют их в интернатные учреждения системы социальной защиты, которые не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни соответствующих специалистов и педагогов в штате. Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо. Особое место среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества. Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за неадекватной зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических), но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов). Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, существует необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами. Современные методы диагностики позволяют выявить большинство отклонений в развитии ребенка (хотя бы на уровне группы риска) уже в возрасте до трех лет. Применяемые во всем мире программы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста позволяют существенно улучшить развитие ребенка и тем самым оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Более половины детей, прошедших через систему


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: