Недавно значительный интерес и дискуссии ученых вызвала статья американского политолога Френсиса Фукуямы "Конец истории?" [27]. Анализируя происходящие в Восточной Европе и СССР грандиозные социальные преобразования, автор статьи пришел к выводу о том, что предречения о достижимости оптимального государственного устройства становятся все более реальными. Воссоздание такого устройства в большинстве стран мира будет означать конец истории в том смысле, что закончатся вековые искания человечества в этом направлении. На первый взгляд, это марксистская точка зрения. Однако Ф. Фукуяма выводит ее происхождение от Гегеля, и этот источник до неузнаваемости преобразует указанное утверждение. Ведь для Гегеля бытие человека в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в достигнутом состоянии сознания. "Сфера сознательного, - считает Ф. Фукуяма, -
в к о н е ч н о м с ч е т е
с необходимостью проявляет себя в материальном мире, точнее, формирует материальный мир по собственному образу и подобию. Сознание - это причина, а не следствие, и оно может развиваться независимо от материального мира; следовательно, история идеологии составляет подлинную организующую основу видимого хаоса ежедневных событий" [27; 89-90]. Для иллюстрации такого взгляда Ф. Фукуяма ссылается на книгу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в которой содержатся конкретные примеры того, как католические и протестантские ценности по- разному выражаются в специфике и темпах экономического развития стран, часто находящихся по соседству друг с другом. Суть этих различий выражена в пословице, что протестанты хорошо едят, а католики хорошо спят. Протестантское мировосприятие, находящее место для поощрения индивидуальных усилий человека, способствует более быстрому развитию производства и потребления. Взращиваемое в таких идеологических условиях сознание человека мотивировано на поиск областей для приложения усилий и обеспечивает более высокий жизненный тонус как отдельного гражданина, так и общества в целом. Католики же, привыкшие в большей степени уповать на волю Господа, основываются на этом и в экономических отношениях. Это непосредственно отражается на темпах роста экономики, притормаживая их. Нечто подобное, но на нерелигиозных основаниях, происходило и в социалистических странах. Ведь функционировавшая в них командно-административная система изменилась от 50-х к 70-м гг. мало. Однако темпы развития экономики в эти периоды различались разительно. Американский политолог считает, что объяснение этих различий можно отыскать в господствовавшем в эти периоды типе общественного и индивидуального сознания. Дело в том, что приверженность централизованному планированию, отчетливо выраженная в общественном сознании 50-х гг., была подвергнута длительной коррозии и к 70-м гг. была в значительной мере изжита в широких кругах общества. Результаты не замедлили проявиться и в экономике. Темпы промышленного роста снизились, отражая падение веры большинства людей в разумность существующих экономических отношений.
|
|
|
|
Мы можем добавить новую иллюстрацию к вышеприведенным. Многим памятны первые успехи перестройки в СССР, когда минимальные изменения в сложившейся экономической системе, но осуществлявшиеся на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении социально-экономического развития, были с восторгом приняты и немедленно нашли выражение в оживлении экономической жизни. Лозунги оказались эффективными, потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам. И даже являясь объективно не отражающими реальные потребности экономики, тем не менее оказали на нас воздействие более сильное, чем осуществленные реформы.
Выходит, сознание и идеология не такие уж вторичные и производные вещи, как утверждалось многие года. Не знаем, прав ли Ф. Фукуяма а своем основном выводе о конце истории. Но то, что он обратил внимание научных кругов на проблематику сознания, задвинутую в угол и длительное время не популярную, - несомненная его заслуга. По нашему мнению, этой проблематике давно пора возвратиться из изгнания и занять подобающее ей место в ряду предметов не только психологии, но и других гуманитарных дисциплин. Этому-то и могут способствовать междисциплинарные исследования человека.
У читателя может возникнуть вопрос: зачем все изложенное? Есть поток сознания, он меня несет, и незачем его останавливать, замораживать, структурировать, да еще с тем, чтобы впоследствии его снова пытаться оживлять. В качестве если не возражения на такой вопрос, то аргумента в свою пользу можно сказать следующее. Есть не только поток сознания, но и поток жизни. Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием. Муки сознания, в том числе муки самосознания и самоанализа, - это не такая уж высокая плата за то, чтобы претворить существование в жизнь. Но для этого нужно хотя бы приблизительно знать, что представляют собой акты сознания, выступающие средством претворения воды в вино. Конечно, сознание коварно, оно несет в себе силы не только созидания, но и разрушения. Самоанализ может быть средством самосовершенствования и средством саморазрушения личности. В этом нет противоречия. В сознании общества, как и в сознании отдельного человека, не все заслуживает сохранения. Кое от чего нужно освобождаться, кое-чем жертвовать. кое-что по-новому осмыслить.
Это непростая работа. При ее проведении мы слишком долго ориентировались на бездушную идеологию, деформировавшую и разрушавшую наше сознание прежде всего потому, что в ней не было места для личности. Психологи и сейчас пытаются занять это место понятием "субъект". Сознание, при всей своей спонтанности и других замечательных свойствах, частично описанных в статье, не обладает способностью самовосстанавливаться. Единственной и надежной помощницей в этом может быть культура, духовность. "Вне духовного содержания, - писал М. К. Мамардашвили, - любое дело - это полдела. Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное - слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов" [22; 199]. Надеюсь, люди когда-нибудь начнут себя узнавать и в мысли психологов. Но сюжеты "сознание и культура", "сознание и духовность" или "культура сознания" - эта тема уже другой статьи.
|
|
- Белый А. Между двух революций. М., 1990.
- Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1912
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 27-37.
- Велихое Е. П., Зинченко В. П., Лекторекий В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопр. филос. 1988. № 11. С. 3-30.
- Гордеева Я. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
- Дюрренмат Ф. Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями. М., 1990.
- Закссе X. Антропология техники // Философия техники в ФРГ / Под ред. Ц. Г. Арзаканяна, В. Г. Горохова. М., 1989.
- Зинченко А. В. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма // Человек. 1991. № 3.
- Зинченко В. П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа. 1986..№ 2.
- Зинченко В. П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1988. № 3. С. 25-33.
- Зинченко В. П. Культура и техника// Красная книга культуры? / Под ред. Я. Т. Фролова. М., 1989.
- Зинченко В. П. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Волр, филос. 1990. № 1. С. 33-50.
- Зинченко В. П. Послесловие к дружбе (о М. К. Мамардашвили) // Вопр, филос. 1991. № 5
- Зинченко В. П., Вергилес Я. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К.. Об объективном методе в психология // Вопр. филос. 1977. № 7. С. 109-125.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Исследование высших психических функций и эволюция категории бессознательного: Сб. Тезисов конференции "Эргономика в системе дизайна". Боржоми, 1979.
- Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
- Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
- Лефевр В. А. "Непостижимая" эффективность математики в исследованиях рефлексии (интервью с В. А. Лефевром) // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 51-58.
- Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. филос. 1990. № 10. С. 3-18.
- Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.. 1990.
- Мандельштам О. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. Тбилиси, 1990.
- Полани М. Личностное знание. М., 1985.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Розов М. А. От зерен фасоли к зернам истины // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 42-50.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Проблемы Восточной Европы. Нью-Йорк, 1989. № 27-28.
- Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 143-176.
- Шрейдер Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 32-41.
Конец формы
|
|