Существуют исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Так, на целостность педагогического процесса указывали еще И.Ф. Гербарт и А. Дистервег. Наиболее глубокое обоснование идея целостности педагогического процесса получила в исследованиях К.Д. Ушинского, который понимал под этим единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности.
П.Ф. Каптерев выделял внешнюю (преподавание) и внутреннюю (учение) стороны педагогического процесса и рассматривал их в единстве. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых условиях внесли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др.
К настоящему времени утвердилась мысль, что человек не воспитывается «по частям» и что целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов (табл. 3).
Т
Таблица 3