Аспект | Содержание аспекта педагогического процесса |
Целевой | Единство функций обучения, воспитания и развития личности |
Содержательный | Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и навыков; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. |
Процессуальный (организационный) | Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образования и самообразования |
Операционально-технологический | Внутренняя целостность всех относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения |
Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
К статическим педагогическим системам относятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.), учреждения повышения квалификации и др.
|
|
Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. По горизонтали систему координирует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса. Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм (рис. 5).
Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными - методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Рис. 5. Модель педагогического процесса как целостной
динамической системы