Алгоритм выбора технологии обучения

(по В.И. Загвязинскому)

Этап Содержание педагогической деятельности
  Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы
  Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оце­нивается по разным параметрам: а) по уровню значимости - мировоззренческий, общенаучный, межпредмет­ный, тематический, локальный; б) по характеру - теоретический или практический; в) по уровню сложности - высокий, средний, низкий
  Анализ учебных возможностей обучаемых: уровень их знаний и умений, характер накопленного опыта, степень подготовленности и степень инте­реса к изучению соответствующего материала
  Определение конкретных задач занятия - образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алго­ритмическая, продуктивная деятельность)
  Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обу­чения
  Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений препода­вателя

Выбор технологии обучения, адекватной соответствующей цели изучения раздела или темы, обусловлен следующим:

1. Если цели изучения раздела (темы) не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения, которая включает в себя: внимательное слушание преподавателя; работу учащихся с учебником; наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя.

2. Если целью изучения раздела (темы) является усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической, которая предполагает учебно-познавательную деятельность, включающую в себя: конспектирование учебного материала; выступления с докладом (сообще­нием); решение типовых задач; участие в дидактических играх.

3. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует избрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием: проблемного обучения; деловых игр; реального проектирования; разбора нетиповых производственных ситуаций.

4. Если в цели изучения раздела (темы) входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности: ситуация затрудненных условий; рупповое решение творческих задач; коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика); ме­тод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функцио­нально-стоимостный анализ; метод «АРИЗ-ТРИЗ» - теория решений изобрета­тельских задач и др.

5. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование инфор­мационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизирован­ные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.

Основными условиями применения технологий обучения на практике явля­ются: а) последовательность действий; б) своевременность включения в учебный процесс; в) адекватность целям и психолого-педагогическим условиям.

Каждая вы­бранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:

1) структурирования учебной информации;

2) предметности изучения;

3) образовательной и психологической готовности учащихся;

4) субъективности педагогических учебных действий;

5) комплиментарности действий преподавателя и учащихся;

6) синхронности учебного процесса;

7) применения системы дидактических средств обучения.

Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обу­чения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы должны восприниматься ими как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи - приносить удовлетворение.

При выборе новых технологий обучения необходимо также учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения. Отли­чительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования. О.Б. Ховов выделяет три группы критериев (рис. 15).

Рис. 15. Группы критериев оценки технологий обучения

1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:

а) возможность разделения процесса обучения на связанные между собой про­цедуры, операции, этапы;

б) алгоритмичность;

в) технологическая последовательность выполнения операций и процедур;

г) критерий управления процессом обучения.

2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:

а) оценка содержания обучения;

б) оценка использования методов обучения;

в) оценка используемой системы дидактических средств;

г) оценка организации обучения.

3. Критерии эффективности результатов обучения:

а) усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний; объем усвоен­ных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность и точность усвоения учебного материала;

б) сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информа­ции, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;

в) сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего мес­та; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применимость теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда; сложность изготовленной продукции; рациональность построения технологического процесса; точность работы (отклонения от норматива); время, затраченное на выполнение задания; про­цент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); рациональный выбор оборудования и инструментов.

В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможно­стью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный экспе­римент, проследить влияние педагогических действий, определить эффектив­ность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.

Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей, их интеллектуальной и педа­гогической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: