(по В.И. Загвязинскому)
Этап | Содержание педагогической деятельности |
Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы | |
Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: а) по уровню значимости - мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, тематический, локальный; б) по характеру - теоретический или практический; в) по уровню сложности - высокий, средний, низкий | |
Анализ учебных возможностей обучаемых: уровень их знаний и умений, характер накопленного опыта, степень подготовленности и степень интереса к изучению соответствующего материала | |
Определение конкретных задач занятия - образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность) | |
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения | |
Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя |
Выбор технологии обучения, адекватной соответствующей цели изучения раздела или темы, обусловлен следующим:
1. Если цели изучения раздела (темы) не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения, которая включает в себя: внимательное слушание преподавателя; работу учащихся с учебником; наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя.
2. Если целью изучения раздела (темы) является усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической, которая предполагает учебно-познавательную деятельность, включающую в себя: конспектирование учебного материала; выступления с докладом (сообщением); решение типовых задач; участие в дидактических играх.
3. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует избрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием: проблемного обучения; деловых игр; реального проектирования; разбора нетиповых производственных ситуаций.
4. Если в цели изучения раздела (темы) входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности: ситуация затрудненных условий; рупповое решение творческих задач; коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика); метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «АРИЗ-ТРИЗ» - теория решений изобретательских задач и др.
5. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизированные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.
Основными условиями применения технологий обучения на практике являются: а) последовательность действий; б) своевременность включения в учебный процесс; в) адекватность целям и психолого-педагогическим условиям.
Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:
1) структурирования учебной информации;
2) предметности изучения;
3) образовательной и психологической готовности учащихся;
4) субъективности педагогических учебных действий;
5) комплиментарности действий преподавателя и учащихся;
6) синхронности учебного процесса;
7) применения системы дидактических средств обучения.
Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы должны восприниматься ими как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи - приносить удовлетворение.
При выборе новых технологий обучения необходимо также учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования. О.Б. Ховов выделяет три группы критериев (рис. 15).
Рис. 15. Группы критериев оценки технологий обучения
1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:
а) возможность разделения процесса обучения на связанные между собой процедуры, операции, этапы;
б) алгоритмичность;
в) технологическая последовательность выполнения операций и процедур;
г) критерий управления процессом обучения.
2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:
а) оценка содержания обучения;
б) оценка использования методов обучения;
в) оценка используемой системы дидактических средств;
г) оценка организации обучения.
3. Критерии эффективности результатов обучения:
а) усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний; объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность и точность усвоения учебного материала;
б) сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;
в) сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего места; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применимость теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда; сложность изготовленной продукции; рациональность построения технологического процесса; точность работы (отклонения от норматива); время, затраченное на выполнение задания; процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); рациональный выбор оборудования и инструментов.
В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможностью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный эксперимент, проследить влияние педагогических действий, определить эффективность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.
Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей, их интеллектуальной и педагогической культуры.