Выбор технологии обучения

Выбор технологии обучения - один из важнейших и наиболее трудных эле­ментов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидак­тических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попут­ных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной техно­логии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оп­тимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к оп­ределенному занятию.

В процессе обучения важно выбрать генеральные техноло­гии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осу­ществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерар­хия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседнев­ной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.

Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие - из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи - из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преиму­щественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.

Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе техно­логии обучения учитывают следующие факторы:

· ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

· содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

· уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

· уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изу­чаемому материалу;

· возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической ком­петентности;

· наличие оборудования и дидактических средств;

· лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Примерные этапы принятия решения о выборе технологии обуче­ния и примерный алгоритм выбора приведены в таблице 13.

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: