Выбор технологии обучения - один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попутных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определенному занятию.
В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.
|
|
Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие - из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи - из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.
Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие факторы:
· ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;
· содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;
· уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;
· уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
· возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
· наличие оборудования и дидактических средств;
· лимит времени (продолжительность учебного занятия).
Примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения и примерный алгоритм выбора приведены в таблице 13.
Таблица 13