1. Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, работающим по трудовому договору (контракту), и членам их семей (для назначения пенсии по случаю потери кормильца) подается через администрацию предприятия, учреждения, организации, кооператива по месту последней работы.
Заявления о назначении трудовой пенсии членам кооперативов, в том числе колхозов, и их семьям подается через правление кооператива.
2. Заявление о назначении трудовой пенсии другим гражданам и их семьям, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда лицо, на которое назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, то заявление подается по месту жительства его родителя или опекуна.
3. Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в орган социальной защиты населения по месту нахождения пенсионного дела заявителя, а при необходимости - по месту жительства его законного представителя (родителя или опекуна).
По решению местных органов государственного управления обращение с указанными заявлениями может осуществляться по правилам, предусмотренным для назначения пенсий (пункт 1 настоящего Порядка).
4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком.
Обращение за назначением пенсии по старости может производиться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
5. Днем обращения за пенсией считается день приема органом социальной защиты населения заявления о назначении, перерасчете, восстановлении пенсии или переводе с одной пенсии на другую со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).
Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.
В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, орган социальной защиты населения сообщает заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ
6. К заявлению о назначении пенсии по старости должны быть приложены документы:
а) о возрасте;
б) подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);
Кроме того в необходимых случаях представляются документы:
в) о заработке;
г) о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста;
д) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;
е) о признании заявителя инвалидом вследствие военной травмы;
ж) о признании заявителя инвалидом 1 группы по зрению;
з) о наличии у заявителя заболевания, предусмотренного пунктом "г" ст. 11 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" <*>;
и) подтверждающие, что заявитель имеет право на досрочную пенсию как безработный;
к) о нахождении на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;
л) о признании заявителя нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);
м) о награждении заявителя государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;
н) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;
о) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;
п) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
р) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
с) об отказе от получения пенсии в период работы (часть 2 статьи 22 Закона).
7. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены документы:
а) о признании заявителя инвалидом;
Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
б) подтверждающие трудовой стаж;
в) о возрасте;
г) о заработке;
д) о несчастном случае на производстве;
е) о нахождении на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;
ж) о признании заявителя нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);
з) о награждении заявителя государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;
и) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;
к) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;
л) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
м) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
н) о сроках прохождения и основании увольнения с военной службы.
8. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца должны быть приложены документы:
а) о смерти или безвестном отсутствии кормильца;
б) о дате и причине смерти кормильца;
в) удостоверяющие возраст лица, на которое назначается пенсия или о признании его инвалидом;
г) подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем.
Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
д) о возрасте кормильца;
е) подтверждающие трудовой стаж кормильца;
ж) о несчастном случае, произошедшем с кормильцем на производстве;
з) удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
и) о заработке кормильца;
к) о членах семьи кормильца, находившихся на его иждивении;
л) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, проходит профессиональное обучение в очных учебных заведениях;
м) подтверждающие, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, не работают;
н) о признании лица, на которое назначена пенсия, нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);
о) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, награждено правительственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;
п) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;
р) подтверждающие, что лицо, на которое назначена пенсия, было необоснованно репрессировано по политическим мотивам и впоследствии реабилитировано;
с) удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
т) о проживании или работе лица, на которое назначена пенсия, в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
у) об утрате источника средств к существованию;
ф) о сроках прохождения и основании увольнения с военной службы.
К заявлению о назначении пенсии семье умершего пенсионера должны быть приложены документы, указанные в подпунктах "а" - "г", а в необходимых случаях также и документы, указанные в подпунктах "з" и "к" - "у" этого пункта. Заработок пенсионера определяется по документам, имеющимся в его пенсионном деле.
Если умерший пенсионер имел право на перерасчет пенсии в порядке, предусмотренном статьей 106 или 107 Закона, но не обратился за таким перерасчетом, то представляются соответствующие документы о стаже или заработке пенсионера после назначения или предыдущего перерасчета его пенсии.
9. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть приложены документы:
а) подтверждающие специальный трудовой стаж;
б) о заработке.
Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
в) о возрасте;
г) подтверждающие общий трудовой стаж;
д) о признании заявителя инвалидом вследствие военной травмы;
е) об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или по болезни (часть 1 статьи 79 Закона);
ж) удостоверяющие, что заявитель награжден государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;
з) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;
и) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;
к) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
л) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
м) удостоверяющие, что заявитель является летчиком-испытателем 1 класса.
10. К заявлению о назначении социальной пенсии в зависимости от категории заявителя должны быть приложены документы:
а) о возрасте лица, на которое назначается пенсия;
б) о признании лица, на которое назначается пенсия, инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;
в) подтверждающие родственные отношения детей с умершим кормильцем;
г) о смерти или безвестном отсутствии кормильца;
д) о проживании лица, на которое назначена пенсия, в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
11. Перерасчет и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, а также перевод с одной пенсии на другую осуществляются по документам, имеющимся в пенсионном деле.
При перерасчете пенсии в соответствии со статьями 106 или 107 Закона к имеющимся документам, заявитель представляет документы о дополнительном трудовом стаже или о заработке, определяемом по правилам статьи 107, а при переходе с одной пенсии на другую может представить документы о трудовом стаже, не учтенном в пенсионном деле, и о заработке, определяемом по правилам статей 102 либо 107 по своему выбору.
Кроме того, в необходимых случаях представляются документы о возникновении иных обстоятельств, влияющих на размер пенсии: об установлении, снятии или изменении группы инвалидности, появление на иждивении у пенсионера нетрудоспособных членов семьи, утрата права на надбавку на указанных членов семьи в связи с поступлением пенсионера на работу или по другим причинам, отнесение заявителя к нуждающимся в постороннем уходе (помощи. надзоре), признание заявителя инвалидом вследствие военной травмы, участником Великой Отечественной войны, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, награждение пенсионера правительственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона и других.
12. Обращающийся за пенсией (независимо от вида пенсии) должен предъявить паспорт, удостоверяющий личность и место жительства заявителя.
К заявлению опекуна прилагается копия решения органа опеки о назначении опекуном. Родители и опекуны представляют документы о месте своего жительства.
13. Документом, подтверждающим возраст лица, на которое назначается пенсия, является его паспорт.
В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, документом удостоверяющим их возраст является свидетельство о рождении.
Возраст умершего кормильца определяется на основании свидетельства о смерти или иного документа, содержащего необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти).
14. Документы, которые могут быть приняты в подтверждение трудового стажа (общего и специального), определяются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и занятости населения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
15. Форма справки о заработке, представляемой для исчисления пенсии, и правила по ее заполнению утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в котором работал обратившийся за пенсией или умерший кормилец, а если оно ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то заявки выдаются его правопреемником или архивными органами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы данного предприятия, учреждения или организации.
В предусмотренных законодательством случаях для исчисления пенсии принимаются также:
а) справки о среднем заработке работника соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации - при исчислении пенсий советским гражданам - переселенцам из других стран, не работавшим в СССР или в Российской Федерации, либо гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации или в международные организации;
б) справки об авторском гонораре;
в) расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения, - при исчислении пенсий лицам, работающим у отдельных граждан (домашним работницам, няням, секретарям, машинисткам, стенографисткам, сторожам, садовникам, водителям и другим);
г) справки о тарифной ставке (окладе).
Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается. Выписки из штатного расписания об окладе по должности и профсоюзные билеты не могут служить документами, подтверждающими фактический заработок.
16. Признание лица инвалидом, а также группа, причина и срок вступления (установления) инвалидности определяется на основании выписки из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). Данная выписка после получения ее из ВТЭК приобщается органом социальной защиты к пенсионному делу.
Признание ребенка ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, срок, на который установлена инвалидность, определяется по основаниям медицинского заключения учреждения здравоохранения.
При наступлении инвалидности (смерти кормильца) вследствие трудового увечья, представляется также акт (или другой официальный документ) о несчастном случае.
17. При назначении пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 11 Закона факт рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о рождении, а его воспитание до восьмилетнего возраста - паспорта, свидетельства о смерти, справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов и других документов.
Признание ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом удостоверяется выпиской из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), медицинским заключением учреждения здравоохранения, удостоверением получателя пособия, справкой отдела социального обеспечения о периоде получения пособия и другими документами.
18. Право на досрочную пенсию по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" устанавливается на основании "Предложения органа государственной службы занятости населения о назначении безработному досрочной пенсии по старости".
19. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимается удостоверение по установленной форме.
20. Проживание в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается справками местных органов государственного управления.
Работа в указанных зонах подтверждается справками, удостоверениями и иными документами, содержащими необходимые сведения, выдаваемыми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и районными (городскими) военными комиссариатами.
21. Факт смерти, ее причина и дата устанавливается на основании свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, а в отношении военнослужащих, смерть которых наступила в период прохождения военной службы, - соответствующего документа, полученного от воинской части, районного (городского) военного комиссариата, Министерства обороны СССР или Российской Федерации, госпиталя или иного военного учреждения.
В тех случаях, когда кормилец умер по истечении 3 месяцев после увольнения с военной службы (из органов внутренних дел) и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, то орган социальной защиты населения прилагает также выписку из заключения о причине смерти.
Безвестное отсутствие гражданина подтверждается решением суда.
22. Профессиональное обучение лиц в возрасте от 18 до 23 лет, на которых назначается пенсия по случаю потери кормильца в очных учебных заведениях подтверждается справками училищ, школ и курсов по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, средних специальных и высших учебных заведений, аспирантур, докторантур, клинических ординатур.
23. В качестве документа, подтверждающего, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, не работают, принимаются справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов.
24. Утрата источника средств к существованию устанавливается решением органа социальной защиты населения.
25. Принадлежность к нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре) подтверждается справками, выдаваемыми врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) учреждений здравоохранения.
26. В качестве документа, подтверждающего нахождение на иждивении нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов. В данной справке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения, родственные отношения к заявителю или умершему кормильцу каждого из членов семьи с указанием, что они были совместно прописаны и находились на его иждивении.
При отсутствии указанного документа и невозможности его получения факт нахождения на иждивении может устанавливаться решением суда.
27. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель был награжден государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона, принимаются удостоверения к ним, орденские книжки и другие документы, содержащие необходимые сведения.
28. В качестве документа, подтверждающего родственные отношения, принимаются: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов о составе семьи, а в установленных случаях - решение суда.
29. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, либо в годы войны был юнгой, сыном (воспитанником) полка принимается выписка из удостоверения установленного образца или свидетельства о праве на льготы, выдаваемого воинам-интернационалистам.
30. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован, принимаются справки о реабилитации, выданные органами внутренних дел, прокуратуры, судом, а также копии и выписки из судебных решений, которыми были в отношении заявителя прекращены уголовные дела.
31. Период прохождения и основание увольнения с военной службы подтверждается справкой районного (городского) военного комиссариата.
32. Период, в течение которого пенсионер, осуществляя трудовую деятельность, не получая пенсию, имея на нее право, устанавливается органом социальной защиты населения на основании заявления об отказе в получении пенсии в период работы.
33. Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или органом социальной защиты населения.
Документы о трудовом стаже представляются только в подлинниках. Однако в тех случаях, когда доказательством стажа служит трудовая книжка, представляется выписка из нее, засвидетельствованная органом социальной защиты населения.
ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
34. В начале каждого года на всех рабочих, служащих, членов кооперативов, которые в следующем году достигают пенсионного возраста, администрацией (правлением) предприятия, учреждения или организации<*>, на котором они работают, на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются специальные списки.
В списки включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию на общих основаниях, а также имеющие право на пенсию при пониженном возрасте.
Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника.
В списке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работника; год, месяц и день рождения; наименование структурного подразделения; должность (профессия); основания назначения пенсии; общий трудовой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях или на пенсию за выслугу лет.
<*> В дальнейшем именуется - администрация предприятия или предприятие.
35. В отношении работников, включенных в указанные списки, администрация предприятия осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях - розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.
На основе всех собранных документов администрация предприятия оформляет представление к назначению пенсии. Форма представления и правила по его заполнению утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации совместно с Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.
По решению местных органов государственного управления подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, может осуществляться в виде макета пенсионного дела.
36. Администрация предприятия обязана не позднее 10 дней до достижения работником пенсионного возраста, известить его о возникновении права на пенсию.
В случае подачи работником заявления о назначении пенсии администрация в течение 10 дней с момента регистрации данного заявления окончательно оформляет все необходимые документы и свое представление, ознакомляет с ними заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.
При положительном решении вопроса документы и представление вместе с заявлением работника направляются в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя. В том случае, если администрацией предприятия собраны не все необходимые для назначения пенсии документы, в орган социальной защиты населения сдаются имеющиеся документы, а недостающие документы представляются дополнительно в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка.
По решению местных органов государственного управления представление работников к назначению пенсии может осуществляться в орган социальной защиты населения по месту нахождения предприятия.
Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган социальной защиты населения.
37. Гражданам, перечисленным в пункте 2 настоящего Порядка, органом социальной защиты населения при необходимости оказывается содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии.
Органы социальной защиты населения обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий.