Основные принципы управления педагогическими системами

Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами:

демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, что предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений;

системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;

рациональное сочетание централизации и децентрализации — принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришколь-

ном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы;

единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса;

объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:

S по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

S по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

S по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;

S по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

• принцип делегирования полномочий. Существуют сле
дующие виды управленческой ответственности: общая — за
создание необходимых условий деятельности; функцио
нальная — за конкретные действия. Полномочия делегиру
ются должности, а не индивиду, который ее занимает в
данный момент. Подлежат делегированию: рутинная и под
готовительная работы, специализированная деятельность,
частные вопросы. Не подлежат делегированию: функции
руководителя, установление целей, принятие решений по
выработке стратегии школы, контроль результатов; руко
водство сотрудниками, мотивация их труда; задачи особой
важности; задачи высокой степени риска; необычные, ис
ключительные дела; срочные дела, не оставляющие време
ни для объяснения и перепроверки; задачи строго довери
тельного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: