Ситуация 4

Цель занятия: развитие у студентов практических навыков самостоятельной работы по анализу факторов, влияющих на принятие управленческого решения.

Ситуация. ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ), предприятие, специализирующееся на производстве тяжелых (объем двигателя от 650 куб. см) мотоциклов с коляской.

Максимальный объем производства ИМЗ в 1990 г. составил 130 тыс. мотоциклов. Основными потребителями продукции ИМЗ были жители сельской местности и малых городов, покупавшие мотоциклы для перевозки пассажиров и небольших грузов по плохим дорогам и бездорожью, а также для охоты, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.п. Однако в 1990-х гг. спрос у данной категории потребителей значительно снизился. В результате в 1996 г. предприятие произвело только около 2 тыс. мотоциклов.

Рассчитанное на гораздо больший объем производства предприятие оказалось далеко за «точкой безубыточности» и быстро подошло к предбанкротному состоянию.

Несмотря на трудности и недостаток финансовых ресурсов, руководству предприятия удалось организовать разработку и начать единичное и мелкосерийное производство новых видов продукции -мотоциклов «Вояж» и «Кобра», а также вездеходов «Тайга», «Медведь», «Егор». Однако из-за неоправданной спешки завод вышел на рынок с техникой, имеющей конструктивные недоработки и не прошедшей необходимый цикл испытаний. В результате имиджу предприятия был нанесен существенный ущерб.

В 1998 г., сопоставляя ситуацию на российском рынке с ситуацией на развитых рынках западных стран, на предприятии пришли к выводу, что традиционный рынок тяжелых мотоциклов как транспортных средств для населения сельской местности и малых городов неперспективен. Наиболее же привлекательным сегментом для рынка тяжелых мотоциклов в России должен стать рынок мотоциклов для развлечения.

Во многих странах мира на мотоциклетном рынке были отмечены следующие тенденции:

- чем теплее климат, тем больше совокупный мотопарк;

- чем суровее и холоднее климат, тем выше доля тяжелых мотоциклов;

- чем меньше плотность населения, тем выше доля тяжелых мотоциклов;

- чем более склонно население той или иной страны к «быстрой езде», «размаху» и «основательности», тем выше доля тяжелых мотоциклов;

- чем выше число национальных производителей и чем старше мотоциклетные традиции, тем выше спрос на мотоциклы.

В связи с этим в 1998 г. руководство компании приняло следующие решения:

- изменить приоритеты развития компании – ставка делается на мотоциклы-одиночки;

- быстро разработать новую модель мотоцикла-одиночки, ориентированного на обеспеченного покупателя и байкеров;

- остановить разработки вездеходов;

- постепенно отказаться от ряда производств (в первую очередь заготовительных) и сократить площади завода.

В 1998-1999 гг. новой команде управленцев удалось:

- освоить выпуск новых мотоциклов-одиночек — «Вояж» и «Волк»;

- сократить долю бартера в выручке за мотоциклы с 90 до 0,5 %;

- разработать новый стиль и начать создание бренда «Урал – русский мотоцикл»;

- провести ряд успешных РR-акций по раскрутке новых моделей;

- начать разработку системы качества на соответствие международным стандартам ISO 9000;

- за счет вывода неиспользуемых площадей сократить территорию завода с 68 до 42 га.

Задание. Выбрать вид деятельности, выявить влияющие факторы и объяснить их влияние, а также установить ограничения при принятии управленческого решения, связанного с одним из следующих направлений:

- расширение номенклатуры производства;

- увеличение объемов производства;

- инвестирование в новую технику, сферу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: