Тема 4. Международные связи Сибири в 1700 – 1890-х гг

4.1 Завершение оформления восточных границ России в Азии. Формирование транссибирского транспортного сообщения. Преодоление двоеданства.

4.2. Привлечение иностранных исследователей к изучению Зауралья.

4.3. Привлечение иностранных специалистов к осуществлению феодальной индустриализации Востока России.

4.4. Отечественная война 1812 г. – первое «боевое крещение» сибиряков с западными противниками России.

4.5. Особенности колонизации в Сибири как фактор межнациональных отношений в регионе.

4.6. Русская Сибирь в мировой торговле 1700 – 1890-х гг.

4.7. Политические ссыльные в Сибири в контексте международного фактора.

Рекомендованная литература:

Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей / предисловие, редакция и комментарии М. П. Алексеева [Текст]. – Иркутск: Обл. изд-во, 1941. –

Боженко, Л. В деле при Бородине… [Текст] / Л. Боженко // Красное знамя. – 1976. – 6 сент. – С. 4.

Крылов, Г. В. Исследователи Кузбасса [Текст] / Г. В. Крылов, В. В. Завалишин, Н. Ф. Казаков. – Кемерово: Кн. изд-во, 1983. – 166 с.

Двоеданничество в Сибири. Глава III. Русско-китайское двоеданничество на юге Горного Алтая (вторая половина XVIII — 60-е гг. XIX в.) [Электронная версия]. – URL:http://www.volgota.com/lib/glava-iii-russko-kitaiskoe-dvoedannichestvo-na-yuge-gornogo-altaya-vtoraya-polovina-xviii-60-e-g (дата обращения: 20 06 2011).

Зиновьев, В. П. Торговый обмен Сибири и Центральной Азии в XVI – начале XX вв. / В. П. Зиновьев [Электронная версия]. – URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/16335 (дата обращения: 16 08 2011).

Начало изучения Сибири. Научные экспедиции XVIII – XIX веков [Электронная версия]. – URL:http://www.websib.ru/noos/history/material/exp19.htm (дата обращения: 22 08 2011).

Фабрика, Ю. А. Сибиряки на поле Бородинском / Ю. А. Фабрика [Электронная версия]. – URL: http://www.librero.ru/article/social/1812year.htm (дата обращения: 17 08 2011).

4.1. К концу XIX века произошло завершение оформления восточных границ России в Азии [Карта]. Преодоление двоеданства. Кто будет главным партнером России в этом регионе, Россия – Джунгария или Россия – Китай, решило противостояние XVII – XVIII веков.

В XVII веке состоялось признание границ России в Сибири с одним из государств Восточной Азии – Китаем (тогда там царствовала Цинская династия). Но последний не хотел мириться с этим. На Южную Сибирь претендовало и Джунгарское ханство (1635 – 1755[1]). Эти два государства и сцепились друг с другом. Россия должна была держать оборону на своих дальних восточных районах.

Как государства в истории укрепляли свои границы? По традиции, существовавшей на Руси с IX века[2] на юге Сибири в XVIII – XIX веках были выстроена целая система оборонительных сооружений – специальные оборонительные или укрепленные линии.

Начало их возведения можно отнести ко времени строительства отдельных крепостей на Иртыше (1714 – 1720 гг.). Ему предшествовала специальная экспедиция, а потом и указы Сената 1741, 1752 и др. годов о строительстве первых крепостей. Эти линии начинались с правого берега Тобола и тянулись цепью более чем на 2000 верст до крепости Кузнецкой: через междуречье Тобола, Ишима, Иртыша, далее на юго-восток вдоль Иртыша до крепости Усть-Каменогорской и затем — в северо-восточном направлении через Бийскую крепость до Кузнецка.

Термин «Сибирские линии» восходит к середине XVIII века и впервые используется в документах, связанных с процессами проектирования и строительства системы укреплений на юге Западной Сибири. В научную литературу он был введен Петром Андреевичем Словцовым, русским историком, публицистом, основоположником дореволюционной историографии Сибири[3]. Были построены несколько таких линий: Тобольско-Ишимскую (1752—1755 гг.), Иртышскую (1745—1752 гг.) и Колывано-Кузнецкую (1747—1768 гг.) укреплённые линии. Они действовали до конца XVII – середины XIX века. Так, Иртышская действовала в 1716 – 1793 гг., Ишимская, Тоболо-Ишимская – в 1730-е – конце XVIII века и Колывано-Кузнецкая – в 1709 г. – середина XIX века[4].

Основные элементы этих сооружений представляли собой крепости, форпосты, станции.

Крепости составляли главные, сильно вооружённые опорные пункты. Редуты имели квадратное начертание со стороною около 20 саж. В углах находились выступы в виде бастионов. Ограда укрепления состояла из палисада, приспособленного к стрельбе из ружья. С наружной стороны к нему прилегала насыпь со рвом на грудную высоту. За контрэскарпом находился ряд рогаток и надолбы.

Форпосты по способу их ограждения были похожи на редуты, но отличались своей величиной. Большие форпосты располагались в виде квадрата со стороною в 30 и более сажень. Малые форпосты были меньше редутов.

Станции представляли собой редуты со стороною в 10 сажень и выступами на углах. Из них два противоположных имели вид бастионов и были вооружены каждый одним орудием. Другие два выступа были [квадратной формы и состояли из казарм с открытой обороной. Внутри ограды, которая обносилась рядом надолб и рогаток.

В 1764 г. все водворённые по сибирским городам и по линии казаки получили название «Сибирской линии казаков»[5]. История Сибирского Казачьего войска складывается из истории многочисленных групп служилого сословия, из которых оно формировалось в течение многих лет. В отличие от других Казачьих войск, сибирское казачество изначально формировалось как "служилое", созданное административно. Сибирские казаки – прямые потомки первых завоевателей Сибири, «проведывавшие новые землицы и приводившие их обитателей под высокую державную руку московских государей».

С 1582 г. царским указом определено старшинство Сибирского Казачьего войска, а казачья вольница атамана Ермака названа "Царскою служилою ратью". С 1588 г. остатки дружины Ермака под предводительством атамана Мещеряка составили "Старую сотню" и несли службу в Тобольске; остальные, присылаемые стрельцы и охочие вольные люди стали расписываться в казаки по разным укрепленным городам Сибири.

В XVI и XVII столетиях они еще не имели единого и правильного организованного военного сословия и единого названия, а назывались городовыми казаками, по названию тех городов, в которых жили и несли "государеву" службу: Кузнецкие, Ишимские, Курганские, Тобольские, Томские и другие. Сибирскими казаками основаны в разное время города Омск, Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск и т. д.

Казачество создало необходимые условия для освоения русскими людьми, переселенцами, крестьянами, мастеровыми людьми, купцами необъятных просторов Сибири, которая в те времена ежегодно давала царской казне 200 тысяч соболей, 10 тысяч черных лисиц, 500 тысяч белок, не считая бобров и горностаев.

Сибирское казачество формировалось из людей «надобных», и они обязаны были постоянной и бессрочной службой «доколе в силах». Казаки были конные и пешие. Из них беломестные казаки служили поочередно в городах и острогах, в свободную неделю жили на отводимых им за службу участках земли. Черноместными слыли казаки из податных сословий, добровольно записавшихся в служивое сословие, а также дети и внуки отставных, используемых для военных надобностей.

В XVIII веке для защиты рубежей России и Сибири от набегов кочевников строится Сибирская укрепленная линия. Она состояла из Тоболо-Ишимской укрепленной линии (Горькая линия), Иртышской укрепленной линии и Колывано-Кузнецкой укрепленной линии. Окончательное устройство войска определилось положением о нем в 1808 году и получило название "Линейное Сибирское казачье войско" в составе для военного времени 10 пятисотенных полков, 4 резервных сотен, 2 конно-артиллерийских рот[6].

К началу 1825 г. численность населения в войске составляла 37 тысяч человек обоего пола. Территория войска пролегала узкой полосой на 2400 верст, шириной от 10 до 32 верст от границы Оренбургской губернии (крепость Звериноголовская) до реки Иртыш и далее вверх по Иртышу и реке Бахтарме до Китайской границы. Кроме того, казачьи земли были разбросаны оазисами в Киргизской степи. В 1861 г. утверждено новое положение о Войске. Войско названо "Сибирское казачье", к нему причислены Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Тобольский городовой казачий полк. Комплект войска установлен из 12 полковых округов, комплектующих 12 конных полков, 3 пеших полубатальонов со стрелковыми полуротами, одной конно-артиллерийской бригады и 3-х батарей и одной команды гвардии. К этому времени Войско насчитывало 80 тысяч человек обоего пола, в этом числе 40 тысяч человек мужского пола казачьего сословия. Вся история Сибирского Казачьего Войска состоит из беспрестанных походов и боевых действий с кочевыми племенами и азиатскими армиями[7].

Эти меры обеспечили защиту рубежей южной Сибири, обеспечив развитие городских и сельских поселений, экономики и транспорта, защиту культуры и сохранение населения, как русского, так и коренного.

История взаимоотношений России и Джунгарского ханства в XVIII в. изобилует сложными, порой драматическими событиями: от переговоров о подданстве дело доходило до открытых вооруженных столкновений. В своей политике по отношению к Джунгарии русское правительство исходило прежде всего из интересов обеспечения защиты Сибири, ее населения и богатств. В идеале ставилась задача любыми способами побудить правителей Джунгарии признать российское подданство.

«... Главнейший интерес российской состоит в том, – говорилось в инструкции Коллегии иностранных дел иркутскому вице-губернатору Бибикову от 25 февраля 1730 г., – чтобы оного (хунтайджи Галдан-Цэрена – В. М.) каким способом склонять к подданству Российской империи...».

В худшем случае необходимо было добиваться "доброго соседства". Во внешней политике России в Центральной Азии в рассматриваемый период взаимоотношения с Джунгарией занимали ведущее место. Государство ойратов рассматривалось как противовес Цинской империи, как заслон на пути ее агрессивных устремлений в этом регионе Азии. Именно поэтому все попытки цинской дипломатии склонить царское правительство к союзу против джунгар, уговорить двинуть против ойратов калмыцкие войска потерпели неудачу.

В то же время обширные территориальные претензии ойратских ханов в Сибири, бесконечные споры по поводу права сбора дани с коренных народов Сибири, стремление джунгар воспрепятствовать присоединению народов Сибири к России, возникновение на этой почве вооруженных столкновений – вот что побуждало правительство и местные власти противодействовать укреплению позиций ойратов в Казахстане и Южной Сибири. Грозный призрак монголо-тюркского объединения и возникновения вблизи Сибири могучей кочевой державы во главе с ойратскими хунтайджи витал в воображении русских государственных деятелей, заставлял их делать все возможное, чтобы не дать Джунгарскому ханству усилиться за счет поглощения соседних народов, прежде всего не допустить джунгагю-казахского сближения. С этой целью строились новые оборонительные линии, создавались системы противовесов и сдержек.

Важное место в активизации политики России в северо-западной части Центральной Азии в первой четверти XVIII столетия занимало также стремление ее правящих кругов к обеспечению страны полезными ископаемыми, прежде всего металлом. Поиск золота, серебра и других драгоценных металлов приводил порой к обострению взаимоотношений с Джунгарией.

Политика владетелей Джунгарского ханства по отношению к России в значительной степени определялась характером и состоянием отношений западных монголов с империей Цин: в период военных поражений правители Джунгарии стремились заручиться военной поддержкой со стороны русского правительства и даже поднимали, как это было в 1720 г., вопрос о российском подданстве. Однако, как только угроза разгрома и вообще военное давление со стороны Китая ослабевало, русско-джунгарские противоречия вновь обострялись.

В треугольнике – Китай – Россия – Джунгария – положение российской стороны было наиболее предпочтительным. Цинская империя и Джунгарское ханство искали союза с Россией. Однако последняя не извлекла из этого существенных выгод[8].

В 1758 г. Джунгарское ханство перестало существовать, а его земли вошли в состав Китайской империи. Проведенная вскоре административная реформа привела к созданию в северной части Джунгарии Кобдосского округа, который впоследствии, вместе с Халхой и Урянхайским краем, стали называть Внешней Монголией.

Уже после уничтожения Джунгарии сюда попыталась вернуться часть калмыков из России, надеясь, что Цины дадут им возможность здесь кочевать. Однако маньчжуры, опасаясь в дальнейшем новых волнений, не позволили им этого сделать[9]. Российская, так и Маньчжурская империи использовали казахско-джунгарские противоречия в своих целях[10],

Маньчжуры уничтожили именно ойратов, поскольку боялись, что, не сделав того, они сохранят в их лице потенциального соперника, уже имевшего опыт создания суверенного государства и поддерживавшего длительные связи с Россией. Поэтому маньчжуры предпочли уничтожить почти всех ойратов, а их земли оставить под контролем своих войск». Так джунгарское ханство исчезло с лица земли[11].

Джунгарам стоило только расступиться и пустить маньчжуров в Сибирь, сегодня изменилась бы карта России. Джунгары были сильны и опасны для Китая и для России (с исчезновением Дж. ханства освоение Сибири Россией пошло быстрее. Обе империи маньчжур и русских были заинтересованы в уничтожении мятежного соседа[12].

Манжы в 1635 г. завоевали Китай и создали империю Чин. В то время Монголия состояла из трех частей: Увур Монгол (Внутренняя Монголия), Баруунгар (Центральная Монголия), Зуунгар (Западная Монголия, Ойрд Монгол, Джунгария). И умело использовав внутренние разногласия среди монголов, империя Чин захватила их последовательно, каждую за 50 лет[13].

К концу XVIII века никакой значимой угрозы российским подданным с сопредельной китайской территории в Центральной Азии больше не существовало. Однако, несмотря на стабилизацию положения в регионе, пограничный вопрос в Горном Алтае надолго остался открытым. Значительная удаленность кочевий телесов и теленгитов Улаганского плоскогорья, бассейна Чуи и Аргута от российских крепостей и оборонительных линий, высокогорное положение и труднодоступность этих районов, немногочисленность российских войск на сибирских военных линиях и нежелание российской стороны (как, впрочем, и Цинов) вступать в открытый военный конфликт послужили причиной того, что российская администрация не смогла оградить население этих районов Горного Алтая от цинского влияния. Цинская сторона не решалась, да и не имела сил закрыть территорию т. н. Алтаннорского Урянхая своими пограничными войсками. Южные районы Горного Алтая превратились в своеобразную буферную зону между российскими и цинскими владениями.

В ходе разгрома Китаем Джунгарского ханства в 1755 – 1758 гг. территория Горного Алтая также стала объектом цинских вторжений. Перед лицом агрессии большинство южных алтайцев приняли подданство России[14].

После разгрома китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения[15].

Прием алтайцев в российское подданство осуществлялся сибирскими властями по указу Коллегии иностранных дел о приеме бывших «зенгорских зайсанов» с их подвластными в подданство России от 2 мая 1756 г.2 и правительственного Указа от 2 июня 1756 г. о включении Горного Алтая в состав России. Таким образом, в XVIII веке завершился процесс укрепления южных границ Московии в Сибири, т. е. оформились политически южные границы России.

В одном из документов, датированном 1812 г., говорится, что двоеданческие зайсаны (чуйские) «пред сим ежегодно доставляли ясак в августе и сентябре, однако в данное время, несмотря на неоднократные посылки Бийским земским судом нарочных», до сих пор он еще не выплачен и «задерживается до будущих отправлений в 1813 году»[16].

Однако, несмотря на затянувшуюся демаркацию, еще 10 октября 1864 г. официально и окончательно были приняты в российское подданство двоеданцы Первой Чуйской волости, а 12 января 1865 г. — жители Второй Чуйской волости. Летом 1865 г. бывшими чуйскими двоеданцами была принесена торжественная присяга на верность Российской империи199. С 1866 г. бывшие двоеданцы прекратили платить подати в пользу Цинской империи200. Система двоеданничества и двоеподданства, просуществовавшая на юге Горного Алтая более 100 лет, была окончательно ликвидирована. Вместе с ней ушла в прошлое практика двоеданничества и двоеподданства этнических групп Южной Сибири, существовавшая в этом обширном регионе с XVII столетия.

Параллельно с освоением новых пространств организовывался транспорт. Основным способом транспортировки товаров до строительства Сибирского тракта оставался водный транспорт. Из европейской России водный маршрут был таков. Он начинался от реки Ницы, на которой стоят Ирбит и слобода Красная. По Нице, а затем Туре суда с товарами шли до Тюмени. От Тюменской пристани они плыли до Тобола, затем до Иртыша. Водный путь от Тобольска шел вверх по Иртышу на г. Тару, Омск, крепости Семипалатинскую, Усть-Каменогорскую, Бухтарминскую, а также и вниз по Иртышу на Демьянскую и Самаровскую пристани. От низовьев Иртыша водный путь продолжался по Оби и ее притоку Томи. На пристани г. Томска, ставшего важным торгово-транзитным пунктом, производилась погрузка на суда восточносибирских и китайских товаров, привезенных зимой по тракту из Иркутска и Кяхты. Затем их доставляли водой до Тобольска, Тюмени или Медянской пристани, а оттуда гужом до Макарьевской ярмарки. Товары же, поступившие сюда с запада, перегружали здесь на подводы и везли до Иркутска и Кяхты[17].

Из Кяхты товары доставляли до реки Селенга, там их перегружали на барки и другие суда. По Селенге суда доходили до Верхнеудинска и через Байкал, Иркутск, реки Ангара и Енисей доходили до Енисейска. Из Енисейска по Маковскому волоку переходили в реки Кеть, Обь. В Томске товары «весновали», и с началом новой навигации отправляли в Тобольск, и далее в Нижний Новгород, Москву и Петербург. На доставку товаров в Европейскую часть страны уходило два года, что существенно замедляло оборот купеческих капиталов[18].

К тому же на Байкале действовали пираты. Разбойники грабили как купеческие суда, так и небольшие ярмарки. Самым известным байкальским пиратом был разбойник по кличке Сохатый. Сохатый стал героем народных легенд, авантюрных повестей и романов, например «Сохатый (Сибирское предание)»// Н. А. Полевой, Денница, Москва, 1830 год[19].

Однако водный маршрут носил узко сезонный характер. Практика искала стабильный путь. Им стал Московский Сибирский тракт – первая сухопутная дорога через всю Сибирь. Необходимость его была вызвана тем, что до него в Сибирь, как уже говорилось, был только сам переход через Уральские горы, а далее надежных сухопутных дорог не было. Из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.

12 (22) ноября 1689 г. вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью. Однако обустройство тракта началось на основе ряда указов 1720, 1731 и 1733 гг. и только было закончено к 1760-м гг.[20].

Направление тракта уточнялось в процессе строительства и эксплуатации. Обустройство его предполагало установку верстовых столбов и строительство, которые устраивались на расстоянии примерно в 30 верст. Устройство Сибирского тракта регламентировалось рядом правительственных документов. Так, в 1748 г. Сибирская канцелярия направила в Томск и Тару указ с требованием «на тех дорогах, где больше проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей». В 1822 г. был принят указ о содержании сухопутных сообщений в Сибири. В уставе указывалось, что «дорога должна быть середине возвышена до 2-х футов», мосты, имеющие длину более 20-ти саженей, должны быть не уже 3-х сажен», верстовые столбы ставятся при въезде в селения, где будут почтовые станции при почтовых домах», «шлагбаумы устанавливаются на мостах, где учреждён денежный сбор с проходящих обозов», «на столбах прибивается табличка с указанием перевозной таксы». Впоследствии требования претерпели изменения. Сформировались требования к условиям обслуживания и использования трактом. Он был включен в систему работы внутренней и международной почты в России.

Организация дорожных и почтовых перевозок в России отличалась от Западно-Европейской, где почтовая карета-дилижанс выходила постоянно из определенного места в определенный час. В России же перевозка почты не совпадала с перевозкой пассажиров. «Пошлите свою подорожную на ближайшую почтовую станцию и через час вы будете, ехать со скоростью 10 верст в час, находя на каждой станции свежую смену лошадей».

Каждый, желавший ехать на почтовых лошадях, должен был испросить подорожную на месте своего проживания. При получении лошадей дополнительно взимались «прогонные». Существовали специально утверждённые для всех почтовых трактов «Правила для проезжающих на почтовых лошадях». Правила регламентировали таксу, устанавливали количество выдаваемых лошадей и излагали правила продвижения по тракту. На каждой станции станционные смотрители вели станционную книгу, в которую записывались следующие данные: время прибытия проезжающего; «кому, куда, откуда следующему, сколько отпущено лошадей и с каким ямщиком; через сколько часов лошадь должна возвратиться на станцию». Правилами устанавливалось, что в почтовую кибитку запрягают по 2 лошади, а в дорожную коляску до б. Там же указывалось, что «при съезде на станции разных проезжающих, отправляются прежде те, кои едут по казённой надобности, если же в одно время съехавшиеся следуют по казённой надобности, то из них получают почтовых лошадей прежде те, которые следуют по Высочайшему повелению; из многих же преимущество в скорейшем получении лошадей предоставляется тем, кои прежде прибыли на станцию.

Регламентировалась и скорость движения по тракту. Она устанавливалась в 12 верст в час по шоссе, а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 верст в час, осенью и весной 8 верст. Правила предписывали заведующим станциями немедленно исполнять все правильные требования проезжающего, не позволять себе ни малейшей грубости. В случае неисполнения этого проезжающий мог написать жалобу в установленную для этого книгу. Жалобная книга, как и книга для записывания выходящих в гон лошадей, припечатывалась к столу или стене в комнате для проезжающих, чтобы её можно было видеть и невозможно «было для утайки от проезжающих класть в ящик стола». Записанная проезжающими жалоба, согласно правил, должна быть рассмотрена не позже месячного срока. На каждой станции проезжающие могли купить молоко, яиц, «простую горячую пищу», пользоваться самоваром и необходимой посудой по таксе.

По внешнему виду почтовая станция мало чем отличалась от большой деревенской избы. В ней обычно имелось два помещения, комната для проезжающих и комната для ямщиков. Во дворе непременно располагались конюшня, сеновал и амбар. Правительство стремилось развить в стране вольную почту, заключавшуюся в том, что содержание заведённых за счёт правительства или земских сумм зданий почтовых станций отдаётся желающим принять на себя обязанности содержать определённое количество лошадей и экипажей. Однако большинство вольных ямщиков принимали проезжающих в своих избах и конкурировали с казённой почтой, поставляя вольных или обывательских лошадей для доставки пассажиров из одной деревни в другую. «А так как этих лошадей лучше кормили и содержали, чем казённых на почтовых станциях, то нередко проезжающим было выгоднее брать их. И ямщики, подъезжая к деревне, нередко спрашивали: «Куда везти – на станцию или к «дружку».

Сама дорога представляла собой естественное полотно с колеями от телег, повозок, карет летом и от саней, кибиток зимой. Ширина е была неопределенной. В весеннюю и осеннюю распутицу она представляла собой «вид... пашни, изрезанной продольными бороздами...». Такие условия проезда приводили в отчаяние отечественных и зарубежных путешественников, знакомых с опытом лучших европейских дорог. [См.: илл.]

Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. По тракту шёл весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно[21].

Неоднозначно в литературе трактуется маршрут главной сибирской магистрали. Например, по одной версии, в Сибирь из Европейской России вели три главные дороги – Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская, которые затем в районе Тюмени сливались в один Московско-Сибирский тракт. Он шел от Тюмени на Тобольск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск. Наиболее трудным был Кругоморский (Кругобайкальский) участок тракта. Здесь приходилось преодолевать крутую горную дорогу. Отсюда шли два направления: на Верхнеудинск и Нерчинск – к востоку и на Кяхту – к югу. Впоследствии появилось и северное ответвление – на Якутск, а затем к Охотску[22].

Есть и несколько иная трактовка. Считается, что сибирский тракт состоял из двух ветвей: одна выходила из Южного Урала (Оренбург, Омск, Beрхнеуральск), другая шла от северо-востока России через Пермь – Екатеринбург, соединяясь около Омска в одну дорогу, которая проходила по старому участку на Томск и далее на Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее[23].

Есть и такая версия маршрута: тракт проходил через Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск до Иркутска[24].

При необходимости сухопутный путь дополнялся водным маршрутом, а на отдельных участках он заменял Московско-Сибирский тракт.

Каково значение московского Сибирского тракта? Срок доставки грузов до Европейской части России сократился до 2 – 3 месяцев. За два месяца товары доставляли до Ирбитской ярмарки. К началу XIX века водным транспортом перевозится всего 10 % – 30 % товаров, приобретённых в Кяхте[25].

Торговое движение по Московско-Сибирскому тракту было круглогодичным. Южнее этого тракта по Западной Сибири проходил Линейный тракт: он тянулся от Оренбурга до Омска по Горькой, или Ишимской, линии, затем пролегал по Иртышской линии через Семипалатинск и Усть-Каменогорск до Болыпенарымского укрепления, с которого выходил на Бийск и Барнаул, соединенные дорогами с Томском. Кроме торговых перевозок, проезжали люди разного чина и звания, от этапа к этапу пешком передвигались партии ссыльных[26].

Постройка линии, организация сибирского казачьего войска, постройка Московско-Сибирского тракта свидетельствовала о том, что Россия создавала достаточную инфраструктуру для отстаивания своих восточных границ от внешних посягательств, осуществлять свои зарубежные контакты через Сибирь и постоянно присутствовать в Азии.

6 августа 1865 г. Указом императора Александра II от 6 августа 1865 г. был образован Западно-Сибирский военный округ в составе Тобольской т Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. В 1882 г. он был переименован в Омский с при соединением к нему Семиреченской области[27]. [Карта ]

Принципиально важным шагом закрепления России в Азии стала нормализация отношений с Китаем.

[Содержание]


[1] Джунгарское ханство: Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронная версия] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения: 26 09 2012).

[2] Муратова С. Р., кандидат исторических наук, г. Тобольск. На страже рубежей Сибири
(Национальные культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. XVI выпуск. Издание Комитета по делам национальностей Тюменской области и Дворца национальных культур «Строитель», Тюмень, 2007, с. 32 – 46). [Электронная версия]. – URL: http://a-pesni.org/kazaki/sibir/a-nastraze.htm (дата обращения: 26 09 2012).

[3] Муратова С. Р., к. и. н., г. Тобольск. На страже рубежей Сибири (Национальные культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. XVI выпуск. Издание Комитета по делам национальностей Тюменской области и Дворца национальных культур «Строитель», Тюмень, 2007, стр. 32-46). [Электронная версия]. – URL: http://a-pesni.org/kazaki/sibir/a-nastraze.htm (дата обращения: 26 09 2012).

[4] Сибирская линияМатериал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронная версия]. – URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сибирская_линия&oldid=45794775 (дата обращения: 2 июля 2012); [Электронная версия]. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/45152; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сибирская_линия&oldid=45794775 (дата обращения: 26 09 2012).

[5] Сибирская линия: Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронная версия] – URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сибирская_линия&oldid=45794775 (дата обращения: 26 09 2012).

[6] Сибирское казачество: история и современность: Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирское казачество: история и современность» (25 февраля 2011 г. в Омской области) [Электронная версия]. – URL: http://www.genomsk.ru/news/sibirskoe_kazachestvo_istorija_i_sovremennost/2011-03-01-28 (дата образования: 26 09 2012); Сибирская линия: Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронная версия]. – URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сибирская_линия&oldid=45794775 (дата обращения: 26 09 2012).

[7] Сибирское казачество: история и современность: Всероссийской научно-практическая конференция «Сибирское казачество: история и современность» (25 февраля 2011 г. в Омской области) [Электронная версия]. – URL: http://www.genomsk.ru/news/sibirskoe_kazachestvo_istorija_i_sovremennost/2011-03-01-28 (дата образования: 26 09 2012).

[8] Моисеев В. А. Трагедия Великой Степи — гибель Джунгарского ханства Публикации АГУ — История По книге В..А. Моисеева «Россия и Джунгарское ханство в XVIII в.». – Барнаул: Изд-во АГУ, 1998 [Электронная версия]. – URL: http://www.nutug.ru/histori/tragedia.htm (дата обращения: 26 09 2012).

[9] Джунгарское ханство в конце XVII — середине XVIII в. [Электронная версия]. – URL: http://www.smart-historia.ru/smhs-773-1.html (дата обращения: 26 09 2012).

[10] Искандер Аманжол. Гибель Джунгарского ханства [Электронная версия]. – URL: http://kazakh.ru/news/articles/?a=741 (дата обращения: 26 09 2012).

[11] Искандер Аманжол Гибель Джунгарского ханства [Электронная версия]. – URL: http://kazakh.ru/news/articles/?a=741 (дата обращения: 26 09 2012).

[12] Из комментариев к статье: Искандер Аманжол Гибель Джунгарского ханства [Электронная версия]. – URL: http://kazakh.ru/news/articles/?a=741 (дата обращения: 26 09 2012).

[13] Из комментариев к статье: Искандер Аманжол Гибель Джунгарского ханства [Электронная версия]. – URL: http://kazakh.ru/news/articles/?a=741 (дата обращения: 26 09 2012).

[14] Двоеданничество в Сибири. Глава III. Русско-китайское двоеданничество на юге Горного Алтая (вторая половина XVIII — 60-е гг. XIX вв.) [Электронная версия]. – URL: http://www.volgota.com/lib/glava-iii-russko-kitaiskoe-dvoedannichestvo-na-yuge-gornogo-altaya-vtoraya-polovina-xviii-60-e-g (дата обращения: 20 06 2011).

[15] [Электронная версия]. – URL: http://www.panasia.ru/main/183/12.html (дата обращения: 27 09 2011).

[16] Двоеданничество в Сибири. Глава III. Русско-китайское двоеданничество на юге Горного Алтая (вторая половина XVIII — 60-е гг. XIX вв.) [Электронная версия]. – URL: http://www.volgota.com/lib/glava-iii-russko-kitaiskoe-dvoedannichestvo-na-yuge-gornogo-altaya-vtoraya-polovina-xviii-60-e-g (дата обращения: 20 06 2011).

[17] Торговля, рост городов в Сибири в XVIII – XIX веках [Электронная версия]. – URL: http://www.protown.ru/information/hide/6570.html (дата обращения: 22 08 2011).

[18] История кяхтинской торговли // Материал из Википедии — свободной энциклопедии URL: http://www.roman.by/r-126537.html (дата обращения: (22 08 2011).

[19] История кяхтинской торговли [Электронная версия]. — URL: http://www.roman.by/r-126537.html (дата обращения: (22 08 2011).

[20] История кяхтинской торговли [Электронная версия]. — URL: http://www.roman.by/r-126537.html (дата обращения: (22 08 2011).

[21] Московско-Сибирский тракт [Электронная версия]. – URL: http://webklv.ru/kolyvan-info/137-moskovsko-sibirskij-trakt (дата обращения: 22 08 2011).

[22] Торговля, рост городов в Сибири в XVIII – XIX веках [Электронная версия]. – URL: http://www.protown.ru/information/hide/6570.html (дата обращения: 22 08 2011).

[23] Московско-Сибирский тракт [Электронная версия]. – URL: http://webklv.ru/kolyvan-info/137-moskovsko-sibirskij-trakt (дата обращения: 22 08 2011).

[24] История кяхтинской торговли [Электронная версия]. — URL: http://www.roman.by/r-126537.html (дата обращения: (22 08 2011).

[25] История кяхтинской торговли [Электронная версия]. — URL: http://www.roman.by/r-126537.html (дата обращения: (22 08 2011).

[26] Московско-Сибирский тракт [Электронная версия]. – URL: http://webklv.ru/kolyvan-info/137-moskovsko-sibirskij-trakt (дата обращения: 22 08 2011).

[27] Сибирский военный округ // Энциклопедия Сибири [Электронная версия]. – URL: http://russiasib.ru/sibirskij-voennyj-okrug/ (дата обращения: 30 06 2015).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: